Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.
Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.
Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Способы построения логических задач разнообразны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. В загадке “Сперва блеск, за блеском треск, за треском - плеск” названо несколько последовательных действий - признаков, характерных для одного из явлений природы (треск, блеск, плеск), и при этом учтено звучание слов, обозначающих эти признаки. Логическая последовательность перечисления, значение слов и их звучание - все это и создает видимую и слышимую картину грозы.
Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета.
Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении. Чтобы отгадать загадку “В воде купался, а сух остался”, надо наблюдать эту особенность гуся, понимать, почему перья птицы после купания остаются сухими.
Подобные загадки трудны и потому, что в них раскрываются признаки, воспринимаемые при длительном, долговременном наблюдении. В течение года надо наблюдать сосну или ель, чтобы сделать вывод об их цветовом постоянстве. И тогда не трудно отгадать загадку “Зимой и летом одним цветом”.
В таких загадках найти целое по одному - двум признакам можно лишь тогда, когда эти признаки выделяются отгадывающим в общей системе обследования предмета (или ознакомления с явлением) и осознаются им наряду с другими признаками.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: “Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь”, (осел)
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает способность логически мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.
Самый обширный тип загадок - это загадки метафорические: “Красненький петушок по .жердочке бежит” (огонь). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор.
Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу. Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление.
Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический механизм. Особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании.
Успешность решения задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.
Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна. И ее построение, и ее лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.
Отгадывание загадок способствуют активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти (“передвигаться”), ребенок осознает и другие: действует механизм (“идут часы”), льет дождь (“идет дождь”). Конечно, дети не раз имели возможность и слышать и употреблять эти сочетания, но в загадке они воспринимают слова сопоставлено, объединено: “Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте” (часы). “Посмотри в окошко - идет длинный Антошка” (дождь).
Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова:
Мы, когда идем, стоим, А стоять умеем лежа. Даже если убежим, Мы не двигаемся тоже, (часы.)
Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Размышления над загадками содействует обостренному восприятию словообразовательных и морфообразующих средств русского языка - его морфем. Без понимания значения той или иной морфемы: корня, суффикса, приставки - невозможно уловить значение слова. В загадках же часто в целях удовлетворения требований самого жанра используются такие слова, в которых повышенную роль приобретает та или иная морфема. Такую нагрузку, например, несет на себе суффикс -н (-ня) - в загадке о муравьях: “В лесу у пня беготня, суетня: народ рабочий весь день хлопочет, себе дом строит”. С помощью этого суффикса образованы существительные, обозначающие действия в собирательном значении, - “беготня”, “суетня”. Невольно обращает на себя внимание суффикс -ищ-, имеющий значение увеличительности: “Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище” (кошка).
Есть и такие загадки, в которых встречаются сравнительно редкие суффиксы. В таком случае, чтобы понять смысл слова, требуется провести словообразовательный анализ, благодаря которому можно установить, от основы какого слова образовано новое слово, употребленное в загадке. Словообразовательные задачи надо ставить, чтобы в сознании ребят постепенно складывались привычные впечатления о словообразовательной системе русского языка.
Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной русской речи. Синтаксические особенности загадки становятся детям привычными, доступными, понятными. Дети усваивают различные способы передачи сопоставительных и противительных отношений, учатся умению строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов, что, как показывает практика, требует в обучении детей многократных практических упражнений. Как известно, структура таких предложений дается детям с трудом, потому что она требует обусловленного расположения однородных членов (чаще всего сказуемых) в соответствии с логической последовательностью реальных действий: “Нахмурится, насупится, в слезы ударится - ничего не останется” (туча).
Грамматическое и лексическое разнообразие загадок существенно помогает детям осваивать строй русской речи в ее многогранных проявлениях. Загадка не просто “скользит” в речевой сфере, - она приковывает к себе внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться на языковой форме, вдуматься в нее. Загадка не преднамеренно (подспудно) заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, учит открывать “секреты” этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость.
Некоторые загадки заучиваются детьми наизусть, с целью закрепления и дифференциации звуков, для развития четкой дикции. При этом содержание загадок необходимо объяснять. Например, предлагая для заучивания загадку о петухе - “Хвост с узорами, сапоги со шпорами, воспитатель объясняет детям слова “узоры” “шпоры”, то есть ведет работу не только по обогащению словаря, но и по ознакомлению с некоторыми особенностями данной птицы.
Знакомя детей с временами года, воспитатель обращает внимание на те изменения, которые происходят в природе, в частности указывает на то, что осенью с деревьев опадают листья, что у некоторых деревьев (сосна, ель) вместо листьев имеются иголки. Такие деревья в любое время года стоят в лесу зелеными. Предлагает отгадать загадку о елке - “Зимой и летом одним цветом” и определить, есть ли в названии отгадки звук “л” (для средней группы).
Используя загадки как речевой материал для закрепления произношения звуков, для развития других сторон звуковой культуры речи, необходимо учитывать общую подготовленность детей к отгадыванию. На занятиях не следует стремиться быстрее получить ответ. Надо дать возможность каждому ребенку группы подумать над содержанием, над отгадкой. Даже после того, как будет названа отгадка, желательно спросить 2-3 детей: “А как Катя думает? Что (кто) это?”
При подборе загадок, особенно когда требуется установить наличие того или иного звука в отгадке (старший возраст), необходимо избегать таких, которые могут иметь несколько ответов. Если дети испытывают затруднения в отгадывании загадок или дают неправильный ответ, воспитатель задает вопросы по тексту.
Перед загадыванием загадок полезно проводить беседы о тех предметах или животных, о ком они составлены.
Самостоятельное составление загадок - довольно трудная задача для дошкольников. И в это же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и мало значащее.
При составлении загадок (например, при вписывании предмета, животного) дети стремятся как можно строже относиться к подбору слов, выбирая и отдавая чаще всего предпочтение тем, которые более точно отражают качество, состояние или признак предмета, то есть учатся при помощи речи связно и последовательно излагать свои мысли.
На первоначальных этапах обучения составление загадок проходит при активной помощи воспитателя. Например, предлагая составить загадку о яблоке, воспитатель сначала уточняет знания детей о данном фрукте, спрашивает, какой он формы, цвета, вкуса, где растет. После этого говорит: “Красное, круглое, сладкое, растет на дереве. Что это?”. Дети быстро называют правильную отгадку.
Загадка позволяет формировать у детей навыки использования речи-доказательства и речи-описания.
Уметь доказывать - это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, своей композиции. Так как смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы (аргументы, подтверждающие тезис), то для речи-доказательства имеется своя структура, определяющая порядок аргументов: во-первых, во-вторых... и т.д. В рассуждении часто приходится пользоваться сложными предложениями (в том числе сложно подчиненными), с помощью которых выражаются логические связи загадки: если - то, раз - значит, потому что..., так как.., так что..., поэтому..., значит... Рассуждение заканчивается выводом, который строится с использованием для этого случая лексических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др.
Приемами построения речи-доказательства, его синтаксисом, специфической лексикой дети овладевают постепенно.
Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, подбору фактов и доводов. Для этого можно организовать соревнование “Кто убедительно отгадку докажет? Кто полнее и точнее объяснит?”
Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых говориться в загадках. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Загадывая загадки, надо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделяли признаки.
Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.
Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.
В случае пропуска какого-либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие ребенку односторонность его отгадки. Так, загадку “Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?” ребенок доказывает, опираясь всего на один признак: “Это бывает весной, потому что тает снежок”. Воспитатель показывает несостоятельность доказательства: “Разве снег тает только весной? Ведь и зимой, в оттепель, снег может таять”. Тогда ребенок обратит внимание и на другие признаки (“ожил лужок, день прибывает”), что делает ответ более доказательным, убедительным.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, надо предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Загадка-описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. В загадке, как произведении малой формы, дети скорее всего могут увидеть, как языковые средства объединяются в описательный текст, в чем специфика этого объединения. Все это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь.
Чтобы дети быстрее овладели этими навыками, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть ее композиционные особенности, чувствовать своеобразие ее ритмов и специфику синтаксиса. В этих целях проводится анализ содержания, структуры и языка загадки. После того как дети отгадают загадку, педагог спрашивает: “Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движение, звуки, запах, цвет?”
Важно обратить внимание и на построение загадки, потому что ее структура требует специфических речевых средств и речевых решений: “Как начинается загадка? Как кончается? О чем спрашивается в ней? Как перечисляются признаки, в каком порядке?”
Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать зависимость языковых средств друг от друга и от содержания загадки, помогают замечать выразительные средства.
Чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами учились создавать словесный образ предметов и явлений, следует поощрять их попытки самостоятельно находить свои варианты описаний.
Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запоминать их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
К загадке можно обращаться при обучении ребенка умению кратко и образно выражать свои наблюдения при составлении описаний игрушек, картинок, предметов. При этом загадка может служить образцом описательной характеристики.
Сначала идет рассматривание картинок или предметов. Дети выделяют признаки, называют их, сравнивают одни предметы с другими, устанавливают связи между ними, затем как обобщение сказанного загадывают загадки об этих предметах. Наконец, ребята и сами составляют краткое описание предметов в виде загадки, основываясь на слышанных ими образцах.
Подобная работа проводится при рассматривании овощей, фруктов, предметов домашнего обихода, одежды, игрушек и картинок, изображающих транспорт, домашних и диких животных и др.
Овладение навыками описательной речи идет на различных занятиях. Так, в старшей группе дети составляют рассказы об игрушках. Цель их -формирование у ребят умение владеть речью-описанием.
Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов используются и другие литературные произведения - короткие тексты-описания и стихотворения о предметах и явлениях. Например, дети рассматривают картинки, изображающие домашних животных - кота, петуха, корову, лошадь, свинью и др., дают описание их внешнего вида, повадок и пр., затем слушают стихотворения, рассказы, народные песенки об этих животных. Предложенные после этого загадки дети отгадывают легко, так как художественные характеристики предметов в загадках и стихах во многом совпадают: ведь основы поэтического образа едины.
При формировании у детей навыков речи-описания важную роль играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов зависит от своеобразия предмета, о котором составляется загадка. Если, к примеру, это животное, то уместны вопросы: какое оно? Где живет? Его голос? И др. Об овощах можно спросить: где растет? Какого цвета? Какой формы? Какого вкуса? Если речь идет о предмете обихода, то необходимо уточнить, из чего он сделан, для чего нужен и т.п.
Содержание вопросов зависит и от задач развития речи, которые решает воспитатель. Если мы хотим, чтобы в загадке отразились разные признаки ( и внешний вид, и действия), то ставим вопросы: какой? На что похож? Что делает?
Подобные вопросы направляют ребенка на полное и разнообразное описание предмета при помощи различных речевых средств.
Изменяя содержание вопросов, педагог влияет на выбор речевых средств для загадки, на ее композицию, художественные особенности. Так, если мы хотим, чтобы в загадке было дано описание внешнего вида предмета (или животного), то при рассматривании следует обращать внимание на его форму, величину, цвет, а так же на те речевые средства, которыми признаки обычно бывают выражены. Если мы хотим, чтобы в загадке дети называли движения, действия объекта, то при рассматривании следует обратить внимание именно на эти признаки: что делает, как передвигается и др.
Так систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной литературной речи, обеспечивает наиболее быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.