Вот уже скоро закончится последний этап пребывания наших детей в детском саду. Скоро перед ними распахнутся двери школы и начнется новый период жизни. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства. А приобрел он немало. У детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развился интерес к чтению и письму.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка руки к письму, а не обучение ему. Развитие у детей мелкой моторики, является одним из главных условий, для овладения письмом.
В нашей группе, которая является подготовительной к школе группой, развитию мелкой моторике уделяется специальное внимание.
Хорошей формой работы по подготовке руки к письму- являются пальчиковые игры. Это отличный способ тренировки пальцев, развивающий гибкость и подвижность кисти. Для того, чтобы детям было интересно выполнять упражнения, подбирались веселые стихи, сопровождающиеся разнообразными действиями кистей и пальцев. Это отличная разминка руки перед предстоящими графическими заданиями. Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях << вправо>>, << влево>>, << вверх>>, <<вниз>>. Очень важны эти игры и для развития творчества детей.
Одним из важнейших видов работы, при подготовке руки к письму является ручная умелость. Умение пользоваться ножницами - это увлекательное занятие для будущих первоклассников. Дети выполняют симметричное вырезывание, аппликацию, а также вырезывание различных фигурок из старых открыток и журналов. Из вырезанных фигурок дети составляют целые композиции - аппликации. Упражнения по вырезыванию учат планировать свои действия: как расположить на листе бумаги предстоящий рисунок.
Отличным упражнением для развития точных движений рук, а также необходимых для успешного обучения письму, внимания и усидчивости , является плетение ковриков из полосок цветной бумаги и складывание различных фигурок в технике оригами.
Эффективным способом подготовки руки к письму, является всеми любимое раскрашивание. Интересны такие упражнения, как обведение рисунка по контуру. Особенно хороши для тренировки мелкой моторики руки разнообразные узоры и орнаменты с большим количеством мелких узоров.
Не следует забывать и о занятиях лепкой. В качестве материала могут использоваться пластилин, глина, соленое тесто. Разминая массу для лепки, а также вылепливая из нее разные фигурки, ребенок укрепляет кисть, развивает точность движений.
Хорошо стимулирует активность мышц кистей рук разнообразные игры с бусинками, пуговицами и мелкими предметами. Дети нанизывают бусы на нитку, создают бусы с заданным чередованием элементов разного размера и цвета. Из камешек , горошин, семян и т. п. дети выкладывают объемные композиции и узоры, составляют фигуры из палочек.
Для формирования у детей графических навыков необходимо использовать систему специальных упражнений:
- Графические диктанты, которые выполняются на бумаге в клетку под диктовку взрослого;
- Рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
- Рисование по точкам, по контурам, по клеточкам;
Выполнять задания следует так: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется;
Выполнение штриховок с различным направлением движения рук. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается.
Копирование: детям предлагается проанализировать и скопировать образцы узоров красивых << ковриков>> ( перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их.
Только после того как движения кисти ребенка при выполнении графических упражнений стали уверенными и легкими, а сам он научился соблюдать осанку при письме и правильно держать ручку и располагать на столе тетрадь, можно начинать подготовку к написанию отдельных элементов букв. Эту работу желательно проводить в специальных прописях с уже готовыми заданиями.
Большой интерес вызывает у детей работа на компьютере, где они с помощью мышки могут писать слова и предложения под диктовку взрослого. Это развивает у них внимание, усидчивость, глазомер, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на строке, орфографические навыки.
Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления, самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и , более того, на развитии детского организма.
Как показывает практика, при проведении систематической работы по развитию мелкой моторики руки: дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание , воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические навыки. Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но и необходимо развивать у ребенка ручную умелость, пространственные представления, чувства ритма, графические умения, координацию движений.
Проводимая работа позволяет сделать вывод:
Существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной зрелостью коры мозга ребенка. Формирование ручной умелости, ритма, зрительно-моторных функций влияет на формирование навыка письма ,развитие школьно-значимых функций и на общее интеллектуальное развитие .
Работа по подготовке руки дошкольника к письму должна проводиться систематически. Для нее необходимо выделить определенное время, а также ввести ее в режим дня. Желательно начинать эту работу как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу. Оптимальным вариантом организации развивающей работы является совместная деятельность воспитателя и родителей.