В нашей группе проживают дети с комбинированными нарушениями: наряду с тяжелой умственной отсталостью поражен опорно-двигательный аппарат, нарушены слух, зрение. У всех наших воспитанников имеет место глубокое отставание в развитии психомоторики в целом, а также всех ее компонентов: двигательного, познавательного, эмоционального.
Поведение таких особых детей различно. Часть детей более спокойны, сравнительно легко подчиняются требованиям взрослого, выполняют некоторые инструкции. Другая часть детей крайне возбудимы, неуправляемы, двигательно расторможены. Некоторые дети вялы, заторможены, пассивны.
Учитывая особенности психической деятельности и поведения воспитанников группы, в своей коррекционно-развивающей работе одним из важных направлений я выделила двигательный компонент, развитие моторики у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для наших воспитанников живым опытом, результат которого не проходит бесследно. Для таких детей важно то, что двигательная деятельность не только лишь знакомит с окружающим. Каждое движение сопровождается ощущениями, которые исходят и от внешних предметов, и от собственных мышц, связок, снабженных чувствительными нервами. Двигательный компонент и восприятие взаимосвязаны, так как если нет восприятий, нет ощущений и представлений без движений и, следовательно, без связанных с ними двигательных ощущений.
Это говорит о том, что психическое развитие ускоряется под влиянием движений и ощущений, идущих с кожи, мышц.
У воспитанников нашей группы отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:
- скованностью движений и замедленным их темпом;
- неловкостью, угловатостью;
- отсутствием гибкости и плавности;
- недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
- отсутствием направленности на результат;
- нарушением координации движений;
- гиперкинезией, синкинезией, тремором.
Из 10 детей в группе более половины затрудняются в выполнении таких упражнений как:
- нанизывание колец (даже с большим диаметром) на стержень пирамиды, на шнурок;
- проталкивание предметов в емкость с отверстиями;
- закрывание отверстий различной конфигурации;
- выстраивание башенки и дорожки из кубиков;
- раскручивание и закручивание крышек, пробок;
- игры с мозаикой;
- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование).
Коррекционно-развивающую работу я стараюсь выстраивать во взаимосвязи со всеми специалистами и персоналом, обслуживающими детей. Это необходимо для того, чтобы учитывать особенности здоровья каждого ребенка, подобрать каждому приемлемый уровень и темп работы, проследить динамику развития.
Взаимосвязь работы необходима во всех направлениях деятельности: это организация правильного режима питания, сна и бодрствования детей (связь с врачом, медсестрами, санитарками), в режиме дня уделяю внимание тому, чтобы двигательная активность детей была оптимальной; в лечебно-оздоровительной работе (элементы массажа и лечебной физкультуры); приобретение необходимых пособий и инвентаря (связь с социальной службой и родителями); в учебно-воспитательной работе и коррекционной: игры и упражнения, направленные на развитие двигательных умений и навыков (связь с педагогами-специалистами: учителем-дефектологом, логопедом, тифлопедагогом, педагогом дополнительного образования, психологом, музыкальным руководителем).
Планируя работу по развитию моторики рук, учитываю то, что развитие руки происходит в определенной последовательности:
- движение от плеча;
- движение от локтя;
- движение кисти;
- движения пальцев;
- захват ладонью;
- захват пястью.
В такой же последовательности предлагаются задания детям.
При планировании работы над развитием движений рук учитываю 4 основных направления:
Развитие хватания.
Цели и задачи:
- учить захватывать предмет, действуя целенаправленно - правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние);
- учитывать в своих действиях форму и величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, а большие - двумя руками);
- учить хватать предметы по-разному: кулаком, щепотью (тремя пальцами); двумя пальцами (указательным и большим).
Развитие соотносящих действий.
Цели и задачи:
- учить использовать действия совмещения двух предметов или двух частей одного предмета (это пирамидки, вкладыши, башенки).
3. Развитие подражания движениям рук.
Цели и задачи:
- учить выполнять действия по подражанию движениям рук взрослого;
- формировать и развивать навыки ручных действий.
4. Развитие движений кистей и пальцев рук.
Цели и задачи:
- учить выполнять кистями и пальцами рук разнообразные движения;
- развивать дифференцированность, точность движений, зрительно-двигательную координацию.
По мере тренировки в ходе проведения специальных игр и упражнений у наших воспитанников стали появляться положительные динамические показатели:
- развивается умелость рук;
- укрепляется сила рук;
- движения обеих рук становятся более согласованными;
- движения пальцев рук - более дифференцированными.
При подборе игр и упражнений для развития тонкой моторики, позволяющих осуществлять коррекцию двигательных нарушений, я отметила, что здесь также нужно соблюдать определенную последовательность. Это следующие 4 блока:
Разминка (зарядка) для рук.
Игры и занятия с предметами и материалами.
Игры.
Игры с пальчиками.
Разминка или зарядка для рук - это несложный, но эффективный метод развития моторики рук. Это один из видов пассивной гимнастики. Его стараюсь проводить ежедневно. Данные упражнения оказывают тонизирующее действие на нервную систему, улучшают функцию рецепторов, проводящих путей. Упражнения выполняю легко, стараясь не доставлять неприятных ощущений. Силу воздействия на руки ребенка регулирую, чтобы упражнения были укрепляющими.
Цель и задачи:
- Развитие силы рук.
- Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.
Материалы: для упражнений на внутренней стороны ладони использую карандаши с ребристой и гладкой поверхностью, трубочки, шарики (пластмассовые, деревянные, резиновые) с гладкой или неровной поверхностью.
Последовательность упражнений:
1. Упражнения с пальцами. Круговыми движениями большого и указательного пальцев разминать каждый пальчик, начиная от их кончиков:
“Раз, два, три, четыре, пять-
Будем пальцы разминать.
Каждый пальчик разминаем
И опять все начинаем”.“Пальчики мы разминаем
И с большого начинаем
Каждый пальчик разотрем-
На другой руке начнем”.
Легкие нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от его кончика к основанию: “Мы вот так шагаем: ТОП, ТОП, ТОП”.
Отведение и приведение большого пальца в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу:
“Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел пальчик погулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятался опять”.
Сгибание и разгибание пальцев руки ребенка своей рукой (рукой взрослого) одновременно, кроме большого пальца: “Пальчики мы разомнем, а потом опять начнем”.
2. Разминка кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев. Спиралевидные движения по ладони: “рисуем”, “мотаем клубочки”.
Растирание ладони от середины к краям большим пальцем: “Дорожки на ладошке”:
Растираю я ладошку,
Вниз спускаюсь по дорожке,
Как ладошку разотру,
На другой руке начну”.
“Мы ладошку растираем,
С середины начинаем,
Большим пальцем нажимаем,
Всю ладошку разминаем”.
Также использую следующие упражнения:
“Пила”
Левая рука лежит на столе ладонью вверх, ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки. Можно аналогично выполнять и для тыльной стороны ладони.
“Вверх ладошку подниму
И пилить ее начну.
Не пугайся, ведь пила-
Это правая рука”.
“Буравчик”
Кулаком правой руки производим движения по типу “буравчика” на левой ладони.
То же для другой руки.
“Костяшками пальцев правой руки
Ладошку на левой руке разотри.
Как будто “буравчик” прошелся по ней...
Дави на ладошку свою посильней”.
“Согреем ладошки”
“Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем,
Разогреться им даем”.
Движения кистями рук.
Эти движения направлены на развитие кинестетического компонента двигательного действия. Выполняются совместно, затем по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой. Затем двумя руками вместе.
“Зарядка для ладошки”
Катать небольшой шарик (деревянный, резиновый, теннисный мячик) ладонью.
“Шарик удержу ладошкой.
Прокачу его немножко,
Как на роликах рука,
По столу скользит сама”.
“Крутись, карандаш”.
Цель: учить катать карандаш (или трубочку) по столу сначала одной рукой, а потом другой.
“Не боюсь колючек”.
Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать кинестетический компонент движения. Развивать силу нажима рук.
Материал: бигуди-липучки.
“Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их, они колючие. Давайте покатаем колючки по столу (затем между ладонями). Я колючек не боюсь. Даже если уколюсь!”.
“Непослушные шарики”
Цель: учить делать массаж ладоней; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.
Материал: небольшие шарики (резиновые, деревянные, пластмассовые с гладкой или неровной поверхностью), бусины, каштаны, горох, камушки.
Ход игры. “Вот шарики. Давайте поиграем, покатаем их по столу. Только шарики непослушные, хотят убежать. Не отпускайте их!”
Затем дети учатся катать шарики между ладонями. Когда научатся катать шарики, предлагаю детям бусины, горох, крупу, при этом они могут накрывать ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.
Игры с массажными мячиками проводятся аналогично, их катаем по столу вперед-назад, в стороны, по кругу. Важно, чтобы они не выкатывались из-под ладоней.
Игры с различными предметами и материалами.
Эти игры довольно трудны для наших детей, поскольку ребята не могут регулировать силу, точность, направление движения, но все же они особенно нравятся детям, поскольку в них присутствует эмоциональный компонент, практические материалы и предметы.
В случае затруднений применяю прием “рука в руке”.
Цели и задачи.
Развитие хватания.
Развитие согласованности движений обеих рук.
I.
Развитие точности и дифференцированности движений кистей и пальцев рук.
Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний.
Развитие осязания.
Развитие мышления и воображения.
Материалы подбираются в соответствии с целью задания. Методы обучения:
Показ действий;
Действия руками ребенка;
Поэтапная словесная инструкция.
Работу строю по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий и учитываю индивидуальные особенности и возможности ребят.
Примеры игр.
“Прячем ручки”.
Ребенку предлагается спрятать руки за спину, под платок, в коробку.
“Спрячь в ладошке”.
Ребенку предлагается спрятать (зажать в ладошке) кусочек поролона так, чтобы никто не увидел, не нашел губку.
“Котенок”.
Резиновую игрушку-пищалку сжать в кулачке и приговаривать: “Ты, котенок, не пищи, лучше маму поищи”.
“Ветерок”.
Сжимая в ладони резиновую грушу, продемонстрировать, как дует ветерок: на щечку, на руку. Делая такой ветерок, можно сдувать со стола ватку, бумажку.
“Ямки”.
Это игра с тестом или пластилином. Одним пальцем, а затем и несколькими пальцами или всеми пальцами надавливаем на тесто и делаем в нем ямки. В получившиеся ямки можно положить горошину, фасолину, камушек.
“Спрячь шарик”.
Ребенку предлагается спрятать в тесто шарик (бусинку), а потом найти его.
“Спрячь руки!”
Ребенок прячет руки, погружая их глубоко в песок, крупу.
“Пересыпь крупу”.
Ребенок с помощью совочка, ложки, воронки пересыпает сыпучие вещества из одной емкости в другую.
“Что внутри?”
Ребенок открывает баночки, бутылочки, коробочки, в которых находятся мелкие предметы, конфеты.
“Бумажные снежки”.
Из бумаги предлагается сделать снежки (смять комочки).
“Погремушка”.
По принципу шумовых коробочек в непрозрачные маленькие бутылочки складывать мелкие предметы: фасоль, бусины, детали мозаики, а потом закрыть их крышкой и погреметь погремушкой.
“Мозаика”.
Предлагается выложить столбики, дорожку, небо, травку. Также можно сортировать детали по цвету в тарелочки.
“Курочка ряба”.
Предложить детям развернуть из фольги “яички”: заранее завернутые в фольгу шарики или орехи, каштаны.
“Пластилиновые узоры”.
Ребенок отщипывает от брусков пластилина кусочки, скатывает шарики и накладывает их на пластилиновую основу, прижимая пальчиком. Получается абстрактная картина или “конфетки”, “ягодки”, “снег”.
“Длинная дорожка”.
Выкладывается из счетных палочек дорожка для куклы, машины.
“Веселый шнурок”.
Наматывается шнурок на руку, на пальчики ребенка:
“Вверх шнурок,
Вниз шнурок,
И еще, еще разок!
Вот какой у нас узорчик!
Вот какой у нас заборчик!”
Игры с цветными прищепками:
“Ловим раков”, “Солнышко светит”, “Прищепки прячутся”.
“Бусы для куклы” - нанизывание на шнурок крупных бусин или маленьких колечек от пирамидок.
Пальчиковые игры.
Это последний, наиболее сложный для наших воспитанников блок в коррекции двигательных нарушений и развитии моторики рук.
Цели и задачи.
- Развитие согласованных движений рук.
- Развитие точности и дифференцированности движений кистей и пальцев рук.
- Развитие внимания, зрительно-двигательного восприятия.
Методы обучения.
Показ действий.
- Действия руками ребенка.
Самостоятельные действия ребенка.
Игра “Мы топали”.
Слушая стихотворение, ребенок хлопает по столу или по коленкам ладошками:
Мы топали, мы топали.
До тополя дотопали,
До тополя дотопали
И ножки все оттопали.
“Барабанчики”.
Ребенок стучит по столу всеми пальцами обеих рук или указательными прямыми пальцами.
“Вот палочки - пальчики,
Стучат барабанчики!”
“Вышли пальчики гулять!”
Ребенок, подражая взрослому, сжимает и разжимает пальцы в кулак.
“Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять”.
Таким образом, моя работа с детьми показывает, что игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка: вселяют уверенность в движениях, в своих силах, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.
Список литературы.
- Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход: Кн. о людях с задержкой умственного развития.- СПб, Институт раннего вмешательства, 2001.
- Баенская Е. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием.- М.:Теревинф, 2009.
- Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н. В. Серебровой. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.- СПб.: КАРО, 2008.
- Зарин А. П., Нефедова Ю.В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.
- Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей.- М.: Аркти, 2006.
- Нефедова Ю. В. Диагностика психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
- Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики.- СПб.: КАРО, 2008.
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить!- М.:Теревинф, 2010.
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.-М.: Мозаика-синтез, 2011.