Одна из форм работы школьного психолога с родителями – это родительское собрание, во время которого психолог может осуществлять образовательную, профилактическую деятельность, сочетая как индивидуальную, так и групповую форму работы.
Процесс восприятия окружающего мира и умение пользоваться полученной информацией – важный компонент в создании успешной учебной деятельности учащихся.
Цель: Активизировать интерес родителей к индивидуальным особенностям школьника, таким как тип восприятия окружающего мира, с целью повышения эффективности учебного процесса.
Задачи:
- ознакомить родителей с информацией по теме “Восприятие школьника”;
- помочь родителям осознать индивидуальные особенности своего ребенка;
- привлечь родительское внимание к учебному процессу школьника;
- дать рекомендации по рациональному использованию ведущей системы восприятия школьника, при работе с изучаемым материалом;
- ознакомить родителей с возможностями развития систем восприятия на практике, в повседневной жизни школьника.
Целевая группа: родители начальной школы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, блиц-тест на определение ведущей системы восприятия у школьника (Л.Бродвей, Б.Хил), блиц-тест для родителей на определение ведущей системы восприятия (Л. Бродвей, Б. Хил), памятка “Рекомендации по развитию восприятия школьника”, памятка “Доминирующий тип восприятия и пути их рационального использования”.
Методическое сопровождение: Презентация по теме “О восприятии школьника”.
Методы:
- беседа с элементами дискуссии;
- блиц-тестирование;
- самоанализ
Ход собрания
Психолог (учитель) Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня на родительском собрании мы обсудим тему “О восприятии школьника”. Слайд №1.
Ребенок воспринимает и познает окружающий мир с момента рождения. Начиная учиться в школе, он так же познаёт и воспринимает предлагаемый ему учебный материал. Это познание осуществляется по средствам тех систем восприятия, которыми он пользуется в повседневной жизни. Но родители не всегда замечают, как ребёнку это делать легче, эффективнее (особенно в младшем возрасте). Ребенок запомнил, повторил, нарисовал.... вот и замечательно! А как же это у него получилось?
Уважаемые родители, как вы себе представляете процесс восприятия окружающей действительности? Как это у нас с вами и у ваших детей получается? Предлагаю назвать слова, которые, по вашему мнению, непосредственно связаны с процессом восприятия (родители называют слова, психолог/учитель записывает на доске, заполняя схему “Восприятие”).
Схема “Восприятие”
Обобщим наши представления о восприятии окружающего мира. Психолог/учитель анализирует составленную схему.
Сейчас предлагаю познакомиться с информацией по теме “Восприятие”. Слайд № 2.
Психолог отмечает совпадения в слайде № 2 и составленной родителями схеме.
Психолог (учитель) Всех людей, в том числе и школьников, как было сказано ранее мы можем разделить на группы по силе проявления того или иного доминирующего у него типа восприятия. Слайд № 3. Характеризуем группы людей по доминирующей системе восприятия.
Психолог (учитель) Какими особенностями обладают системы восприятия того или иного типа (визуального, аудиального или кинестетического) увидим далее. Слайд № 4, 5, 6. Родителям раздается памятка “Доминирующие системы восприятия и пути их рационального использования”. Приложение № 1, краткая характеристика. Даём краткую характеристику визуального, аудиального или кинестетического типа.
Психолог (учитель) Сейчас, предлагаю вам определить, какой доминирующий тип восприятия у вашего ребенка. Для этого воспользуемся блиц-тестом на определение ведущей системы восприятия у школьников (Л. Бродвей, Б. Хил), используя приложение № 2. Слайд № 7.
Родители получают бланк для определения ведущей системы восприятия у своего ребенка. По окончании работы можно внести полученные данные в таблицу общих результатов класса, подвести общий итог (таблица может быть размещена на доске класса).
ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО КЛАССУ | ||
1. 2. 3. 4. |
1. 2. 3. 4. |
1. 2. 3. 4. |
ЗРИТЕЛЬ | СЛУШАТЕЛЬ | ДЕЯТЕЛЬ |
Полученная информация даст возможность учителю, классному руководителю учесть индивидуальные особенности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, тем самым создавая оптимальный режим работы класса на своем уроке.
Психолог (учитель) В учебной деятельности аудиалы, визуалы, кинестетики так же имеют свои особенности. То, что с легкостью удается визуалу, кинестетику может быть очень сложным при выполнении задания определенного вида, при выполнении домашнего задания, освоения нового материала на уроке и наоборот. Взрослым очень важно взять это во внимание и создать условия для более продуктивного процесса усвоения знаний, более успешной учебной деятельности, где трудности могут быть преодолены быстрее, эффективнее, с меньшим эмоциональным напряжением. Как добиться этого на практике, можно прочитать в наших рекомендациях для родителей. (Приложение № 1, приёмы рационального использования доминирующей системы восприятия)
Психолог/учитель обращает внимание родителей в памятке “Доминирующие системы восприятия и пути их рационального использования” на приёмы построения успешной учебной деятельности школьника. Если позволяет время, учитель может прокомментировать розданную родителям информацию или же оставить её родителям для самоанализа.
Переходим к слайду № 8, который является переходным к раздаточному материалу для родителей – “Рекомендации по развитию систем восприятия школьника”. Родители получают рекомендации (Приложение № 3), обсуждают способы развития. Слайды № 9, 10, 11.
Полученная информация даст возможность родителям помочь своим детям развить системы восприятия, как доминирующие, так и нет, в своей повседневной жизни.
Психолог (учитель) Знание родителем доминирующего типа восприятия своего ребенка, как было сказано ранее, позволяет снять трудности общения, построить более успешную совместную деятельность, наладить учебный процесс ребенка. Однако ещё эффективнее это можно осуществить, узнав так же и свою доминирующую систему восприятия. Какие конкретно это дает преимущества можно увидеть на слайде № 12. Психолог/учитель обсуждает с родителями информацию слайда.
Затем родителям раздается блиц-тест на определение их ведущей системы восприятия (Л. Бродвей, Б. Хил). (Приложение № 4) Cлайд № 13. Данный блиц-тест родители выполняют самостоятельно дома. При наличии времени, тест может быть выполнен на собрании с дальнейшим сопоставлением результатов.
Психолог (учитель) Мы надеемся, наша встреча будет способствовать дальнейшему осознанию и пониманию особенностей ваших детей, бесконфликтному взаимодействию, облегчению учебной деятельности школьника. Вы сможете более грамотно направлять любую деятельность вашего ребенка, поддерживать его развитие, его стремления, формировать всесторонне развитую, гармоничную личность.
В заключении, на листах, лежащих на парте (листы раздаются заранее), напишите, пожалуйста, свое впечатление о полученной на собрании информации. (Приложение № 5) Cлайд № 14.
Спасибо за внимание!
Используемая литература.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. - метод. пособие к курсу “Психология человека”. – М.: Педагогические общества России, 1999. – 276 с.
- Волков Б.С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.: ил.
- http://english-life.ru/articles/resource6/