Цели мероприятия.
Образовательная: Развивать творческие способности учащихся, активизировать мыслительную деятельность.
Развивающая: Расширить кругозор, обобщать изученное, раскрыть взаимосвязь между математикой и литературой.
Воспитательная: воспитать чувство ответственности, умение работать в коллективе, формирование интереса к математике и ее законам, с которыми мы часто встречаемся в повседневной жизни.
В проведении КВНа принимают участие 2 команды по 6 человек из каждого класса. Остальные учащиеся являются болельщиками или ассистентами, двое ведущих, а также участники художественной самодеятельности. Присутствует жюри из трёх человек (из учителей или из старших классов). Каждая команда имеет свое название, девиз, эмблему. Выбирают капитана.
Оформление: Высказывания о науках: “Математика – это наука, которая ум в порядок приводит”, “Люби и знай русский язык”, на классной доске экран соревнования, карточки с заданиями. Для каждой команды выделяется стол.
Награждение: сертификаты победителей и дипломы участников игры.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы отправляемся в путешествие по дорогам знаний т.е. по русскому и по математике. Путь познания увлекателен, но не легкий. Наша задача – кто быстрее и верным путём пройдёт все испытания и окажется первым в стране знаний. Перед вами экран на котором вы видите этапы путешествия.
Начнем наш конкурс!
Этапы конкурса
I этап. Приветствие команд.
II этап. Разминка.
III этап. Конкурс капитанов.
IV этап. Разгадка ребусов.
V этап. Конкурс смекалистых.
VI этап. Математика и литература.
VII этап. Вспомни пословицу.
VIII этап. Конкурс болельщиков.
IX этап. Составить магический квадрат.
X этап. Конкурс за лидером.
XI этап. Решение кроссворда.
XII этап. Расшифровка предложений.
XIII этап. Подведение итогов. Награждение победителей.
Ход урока
I этап. Приветствие команд
II этап. Разминка
Ведущий читает вопросы обеим командам. Они записывают ответы на листочках и отдают в жюри. За каждый правильный ответ один бал.
Вопросы:
- Назовите математические растения.
- В какие цифры люди одеваются?
- Какие цифры “пишут” летчики в небе?
- Цифры в классном журнале – это…..
- Назовите “математические упражнения” фигурного катания.
- Что есть у каждого слова, растения и уравнения?
- На какой угол поворачивается по команде “кругом”?
Ответы:
- Тысячелистник, столетник.
- Тройка, двойка, четверка.
- Восьмерка.
- Оценка.
- Круг, тройка, 2-х кратная тройка, 2-ой тулуп, восьмерка.
- Корни.
- 180.
III этап. Конкурс капитанов
(Когда капитаны решают, музыкальная пауза)
Поставте между числами знаки +, -, x,: чтобы получилось верное равенство:
1. 1 9 9 9 = 0.
2. 1 9 9 9 = 1
3. 1 9 9 9 = 3.
4. 1 9 9 9 = 9.
5. 1 9 9 9 = 10
Ответы:
1. 19 x (9 – 9) = 0.
2 1 + (9-9) x 9 = 1.
3. 1 + (9 + 9): 9 =3.
4. 1 – 9: 9 + 9 = 9.
5. 1 + 9 + (9 – 9)=10
IV этап. Разгадка ребусов
Командам раздаются карточки-задания c ребусами (ребусы взяты из Интернета IgraZa.ru). Команда решает, в зале музыкальная пауза.
Ответы появляются на экране.
1. Вектор.
2. Дробь.
3. Диагональ.
4. Задача.
5. Задача.
6. Диаметр.
V этап. Конкурс смекалистых
На экране появляются слова разных цветов. Задача состоит в том, что необходимо назвать цвет появившегося слова, а не прочитать само слово. Кто назовет больше цветов до первой ошибки, тот и получает наибольшее количество баллов.
VI этап. Математика и литература
Каждая команда поочерёдно называет литературное произведение, в названии которого есть числительное.
Примерые произведения.
- “Три толстяка”.
- “Три медведя”.
- “Три поросёнка”.
- “ Двенадцать месяцев”.
- “Двадцать лет спустя”.
- “Волк и семеро козлят”.
- “Белоснежка и семь гномов”.
- “Два капитана”.
- “Три мушкетёра”.
VII этап. Вспомни пословицы
На столе выкладываются различные предметы:
- ножницы, линейка;
- два игрушечных зайца;
- карточки с записью “7 и 1”, и рисунок одного воина.
Командам необходимо взять их в руки и вспомнить пословицу, связанную с этими предметами
Ответы пословицам.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Семеро одного не ждут.
- Один в поле не воин.
VIII этап. Конкурс болельщиков
1. Какой ключ не отмыкает замок?
2. Какое число приказывает?
3. Сколько яиц можно съесть на голодный желудок?
4. Сколько разных букв в названии нашей страны?
5. У родителей 6 сыновей. Каждый из них имеет сестру. Сколько всего детей в семье?
6. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?
Ответы на вопросы.
- Музыкальный ключ.
- Три.
- Одну.
- Пять.
- Семь.
- Двенадцать.
IX этап
Составить магический квадрат, т.е. на пустые клетки поставить числа, сумма по горизонтали по вертикали, по диагонали равнялась бы на 9. Кто быстрее? (Цифры можно повторять)
X этап. Конкурс за лидером
За 1 минуту написать математические термины.
XI этап. Вопросы для кроссворда
Команды получают карточки-задания с кроссвордом. Они разгадают ключивое слово по вертикали. Когда они рещают в зале “ Музыкальная шкатулка”.
Ответ:
1. Натуральные.
2. Прямоугольник.
3. Арабские.
4. Диаграмма.
5. Частное.
6. Знаменатель.
7. Произведение.
8. Переместительный.
9. Гектар.
10. Единичный.
11. Острый.
По вертикали: Лобачевский.
XII этап. Заключение. Расшифровка предложений
Слова в фразе стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова переставлены местами. Поставьте буквы на свои места, напишите получившуюся поговорку: “ИДНО АЗ ХЕВС, И ВЕС АЗ ОГОДНО”.
Ответ:
Один за всех, и все за одного.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Используемая литература
- Н.Ф Ромашина. Внеклассные мероприятия в игровой форме. Москва “Глобус”.
- Математические олимпиады в школе. Москва. Айрис-Пресс.
- Нестандартные уроки. Математика. 5-11 классы. Волгоград.
- Предметная неделя. Математика. Ростов-на-Дону.
- Интернет-ресурс. “IgraZa.ru”.