В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов осуществляется путем интеграции образовательной области “Здоровье” и образовательных областей “Познание” и “Коммуникация”:
- “Здоровье” (достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни).
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей осуществляется через комплексы закаливающих процедур в сочетании с физическими упражнениями. Культурно-гигиенические навыки прививаются в течение всего дня. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни – это задача образовательной деятельности, которая осуществляется в ходе режимных моментов
- “Познание” (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека);
- “Коммуникация” (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека).
В игровой обучающей ситуации-проблеме взрослый выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений.
Участвуя в ситуациях-проблемах, старший дошкольник постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков, находится в активной действующей позиции.
Игровая обучающая ситуация-проблема может включать игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации, изобразительную деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов.
В игровых обучающих ситуациях-проблемах обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую мотивацию. Этот подход позволяет реализовать педагогам на практике “золотое правило” дошкольной педагогики - “Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались”.
В целях формирования начальных представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни и развития полноценного игрового общения мною было составлено перспективное планирование, состоящее из 9 игровых обучающих ситуаций-проблем на учебный год для детей 5-6 лет (из расчета 1 игровая ситуация в месяц), на основе программы Авдеевой Н.Н “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, методических пособий Кареповой Т.Г. “Формирование здорового образа жизни у дошкольников”, Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. “Школа здорового человека”.
Перспективное планирование
№ | Тема беседы | Программное содержание | Срок проведения |
1 | Знакомство | 1. Познакомить детей с понятиями
“традиция” и “здоровье”. 2. Способствовать овладению детьми в конкретных речевых ситуациях нормами речи. 3. Воспитывать потребность быть здоровым. |
Сентябрь |
2 | Красивая осанка | 1. Показать, как важна для человека
красивая осанка. 2. Активизировать словарь детей. 3.Воспитывать желание выполнять физические упражнения осознанно, понимая их значимость для здоровья. |
Октябрь |
3 | Настроение | 1. Сформировать представление о
настроении и чувствах, их влиянии на состояние
здоровья. 2. Развивать умение рассуждать. 3. Воспитывать чувство гордости за свой здоровый организм. |
Ноябрь |
4 | Витамины укрепляют организм | 1. Закрепить знания о необходимости
витаминов в организме человека, о полезных
продуктах, в которых содержатся витамины. 2. Побуждать детей к собственной речевой активности. 3. Воспитывать у детей потребность правильно питаться. |
Декабрь |
5 | Соблюдай режим дня | 1. Познакомить со значением режима дня в
жизни человека. 2. Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами. 3. Воспитывать потребность соблюдать режим дня. |
Январь |
6 | Скажи “нет” вредным привычкам | 1. Дать знания детям о вредных привычках,
отрицательно влияющие на здоровье. 2. Формировать навыки эффективного общения. 3. Воспитать чувство ответственности за свои поступки, за свое здоровье. |
Февраль |
7 | Откуда берутся болезни | 1. Способствовать расширению
представлений о микробах, бактериях, вирусах, о
путях попадания их в организм, о пользе и вреде
для человека. 2. Развивать умение делать умозаключения. 3. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, заботу о нем. |
Март |
8 | Если хочешь быть здоров | 1. Закрепить представление о значении
для здоровья человека разных видов спорта. 2. Развивать навыки свободного общения между взрослым и детьми. 3. Воспитывать желание быть здоровым. |
Апрель |
9 | Спорт-это здоровье | 1. Дать представление об Олимпийских
играх. 2. Учить обосновывать принятое решение. 3. Воспитывать желание заниматься физкультурой. |
Май |
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 144 с.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : метод. пос. для воспитателей детского сада – 2-е изд., испр. и доп.–М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
- Ельцова, О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 192 с.
- Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы - Волгоград: Учитель, 2011.-170 с.
- Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2010.-112 с.