Предмет – “Основы общей психологии”
Тема занятия: “Краткие итоги курса”.
Цели:
- Учебные: закрепить полученные знания по курсу; знание специальных терминов по разделам “Введение в психологию”, “Психические процессы и состояния” и “Индивидуально-психологические особенности личности”, знать их значение, уметь различать их особенности; знать профессиональные и личностные качества психолога.
- Воспитательные: содействовать выявлению талантливых, творческих учащихся, созданию условий для дальнейшего роста с учетом имеющегося опыта и перспективных идей профессионального самоопределения старшеклассников, повышению престижности профессии “психолог”.
- Развивающие: развивать коммуникативные, организационные и творческие способности, навыки совместной работы.
Межпредметные связи: русский язык, обществознание, литература, история, педагогика.
Тип занятия: контрольно-проверочный урок.
Вид занятия: конкурс “Мисс Психология”
Методы обучения: ролевая игра-конкурс.
Оснащение: шары, цветы, табличка “жюри”, протоколы конкурса, ноутбук, экран, проектор, силуэт Психеи, призы для награждения, ленты с названиями номинаций, бейджики, фотоаппарат, конверты с заданиями.
Литература: основная и дополнительная по курсу.
Литература для учащихся: основная и дополнительная по курсу “Основы общей психологии”
Презентация №1, слайд 1
1. Организационный этап.
1.1 Предложить учащимся занять свои места.
1.2 Постановка учебных и воспитательных целей.
Сегодня мы подведем итог по курсу “Основы общей психологии” в виде конкурса “Мисс Психология”.
В группе обучаются учащиеся 4 школ: № 2, 3, 8, 14. От каждой школы вы избрали представительницу, который будет бороться за звание “Мисс Психология”. Так как в группе есть три мальчика, они будут представлять жюри, а кроме них в жюри войдут еще преподаватели. Все остальные учащиеся – это группа поддержки от каждой школы.
В связи с тем, что наш урок – конкурс носит контрольно-проверочный характер, все участники получат оценки за проявленные знания, умения и навыки по курсу “Основы общей психологии”. Критерии оценки: активное участие, демонстрация знаний, умений и навыков по изученному курсу. Все учащиеся должны показать знания специальных терминов, их понимание, а также их практическое применение, творческие способности, используя такие процессы, как мышление и воображение, память и внимание, а также многое другое.
Презентация №1 , слайд 2
2. Подготовительный этап.
2.1 Актуализация знаний.
Итак, на первом занятии мы говорили с вами о том, каким должен быть человек, работающий психологом, какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать и какими способностями. Все это вы должны суметь сегодня продемонстрировать, а также применять знания по разделам “Психические познавательные процессы и состояния” (мышление, память, внимание, воображение, восприятие, речь, эмоции, чувства, воля), “Особенности личности” (темперамент, характер, способности).
А еще я рассказывала вам легенду о прекрасной девушке Психее, которой пришлось пройти через сложные испытания. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Психея – смертная,обретшая бессмертие, стала символом души, ищущей свой идеал. На греческих гробницах душу часто изображали в виде птицы, а позднее в виде бабочки. Психею иногда изображают с крылышками, что говорит о способности души к полету и перерождению, а иногда с бабочкой в руках.
Презентация №1 , слайд 3
И сегодня она стала символом нашего конкурса, а эпиграфом к нему стали такие слова:
Горит святой огонь
В таинственной тиши,
Живи и процветай,
Профессия души!
Итак, согласно мифу, Психея добивалась расположения богини Афродиты, чей гнев она на себя навлекла. Афродита дала ей четыре не выполнимые задачи, каждая из которых вначале казалась за пределами ее способностей. В каждом случае, благодаря помощи, поступавшей с неожиданной стороны, Психея достигала успеха. Афродита действовала как трансформирующий учитель, ставя задачи, решение которых развивало Психею.
Сегодня мне придется быть в роли Афродиты и давать, казалось бы, не выполнимые задания.
3. Основной этап.
Для проведения конкурса прошу жюри занять свои места и ознакомиться с протоколами конкурса (Приложение №1, Приложение №1а).
А теперь проведем жеребьевку участниц и представим их (представление участниц).
Презентация №1, слайд 4
Первое задание для конкурсантов – домашняя заготовка – эссе “Профессия души”. Суть этого задания состоит в том, чтобы рассказать о том, зачем и почему нужно изучать психологию, что собой представляет профессия “психолог”, и как она связана с вашим обучением на МУПК, какими качествами, личностными и профессиональными, должен обладать психолог.
Пусть наша профессия не романтична,
Пусть подвигов нам совершать не дано.
Но без профессии этой обычной
Не обойдется никто.
Возможно, что есть профессия лучше:
Продюссер, строитель, геолог, поэт...
Мы отдаем предпочтение этой
И будем стремиться поднять ее авторитет.
На эссе дается время – до 3 минут (Приложение №2).
Презентация №1 , слайд 5
Критерии оценивания:
- содержательность – 3 балла
- эрудиция – 3 балла
- творческий подход – 3 балла
- дополнительный балл – 1 балл
Итак, выступление участницы №1, №2, №3, №4.
Презентация №1, слайд 6
Задание №2 “Визитная карточка участницы”.
Немалую роль в жизни каждого человека играет его окружение: друзья, товарищи, педагоги, родители. Это они могут дать наиболее точную характеристику человеку, поддержать его в нужную минуту и помочь ему. Поэтому следующее задание называется “Визитная карточка участника”, с которой выступает группа поддержки. Условия для выступления те же: необходимо показать свою эрудицию, представляя участника (особенности познавательных процессов, темперамента, характера, способностей, его личностные качества). Мы не можем в критерии внести такое требование как массовость, потому что количество участников в группе поддержки не равное. Однако, самим конкурсантам предстоит нелегкая задача: они должны будут по 5- балльной системе оценить вклад каждого товарища по школе. Конечно, я тоже присоединюсь к их мнению для принятия окончательного решения. Не забудьте, что главное условие – это демонстрация ваших знаний, умений, навыков по предмету “Основы общей психологии”.
Презентация №1 , слайд 7
Критерии оценивания этого задания:
- оригинальность – 3 балла
- эрудиция – 3 балла
- компетентность – 3 балла
- дополнительный балл – 1 балл
Время – до 5 минут.
Приступаем к выполнению второго задания “Визитная карточка участницы”:
1. МОУ ТСШ № ____ 2. МОУ ТСШ № ____ 3. МОУ ТСШ № ____ 4. МОУ ТСШ № ____
Презентация №2 , слайд 1
Задание №3 “Интеллектуальные заморочки”.
Задание состоит в том, что необходимо решить разного рода задачи. Их всего пять. На это задание дается 3 минуты. На это раз критерий один – 1 балл за каждый правильный ответ. А если задание будет сдано раньше отведенного времени и все ответы будут даны правильно, то это будет еще один дополнительный балл (раздать конверты с заданиями), (Приложение №3). Презентация №2, слайд 2
Презентация №2, слайд 3
Задание №4. “Психологическая разминка”.
Здание состоит в том, что нужно раскрыть свои способности, показать то, что вы умеете сами делать и можете научить этому других. Это сюрпризный момент для всех, это повод, чтобы лучше узнать друг друга.
Презентация №2, слайд 4
Критерии оценивания задания:
- оригинальность – 3 балла
- фантазия – 3 балла
- творчество– 3 балла
- дополнительный балл – 1 балл
Время - до 5 минут.
Итак, сюрпризные моменты участников: №1, №2, №3, №4
Наш конкурс подходит к концу. Пока жюри будет подводить итоги, проведем игру с группами поддержки – со зрителями. Каждый правильный ответ – 1 балл в поддержку участника от вашей школы (группа вытягивает листочек с вопросом, принимает сообща решение в течении 30 секунд), (Приложение №4).
4. Заключительный этап.
4.1 Подведение итогов конкурса.
Таким образом:
Презентация №2, слайд 5
первое место в этом конкурсе, т.е. “Мисс Психология” занимает ______________
Ей присуждается звание “Мисс Психология” и вручается лента, корона, памятный приз.
Кроме того, в этом конкурсе у нас есть еще номинации. В античной мифологии есть богини, их можно назвать спутницами Психеи, именами которых и будут названы номинации. Решением жюри каждой из участниц будет присвоена соотвествующая номинация.
Презентация №2, слайд 6
* Мнемозина – богиня памяти, они считалась матерью девяти муз, она покровительствовала всем искусствам и наукам. Ее именем названа система тренировки памяти с помощью воображения – мнемотехника. Это участница № _________________
Презентация №2, слайд 7
* Афина – богиня мудрости, справедливости - это участница под № _________________
Презентация №2, слайд 8
* Пейто – богиня красноречия, убеждения – это участница под № __________________
Презентация №2, слайд 9
Все участницы награждаются памятными призами.
4.2 Выставление оценок.
4.3 Задание на дом: закончить работу над терминами в словарях, принести выполненную практическую работу “Познай себя”.