Урок окружающего мира
Цель: сформировать потребность и желание беречь и сохранять хвойные леса
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения традиции наряжать новогоднее дерево
- Привлечь внимание к проблеме уничтожения хвойных деревьев и нарушения экологического равновесия в природном сообществе
- Создавать условия для формирования экологически ответственного поведения
Оборудование урока:
- Текст для работы в парах
- Маски для инсценировки экологической сказки
- Схема “С кем дружит ель”
- Презентация “Какой же Новый год без ёлки?” (Презентация 1)
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Слайд 2
Загадка:
Стою в тайге на одной ноге,
Сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
Платьице в иголках,
А называюсь я ... (ёлка)
(на доску прикрепляется рисунок ёлки)
- Что вы можете рассказать про ёлку? (хвойное дерево, зеленого цвета, колючая, на ней есть шишки...)
заготовки со словами прикрепляются на доску, дополняются
II. Актуализация знаний
- К какому празднику мы сейчас готовимся? (к Новому году)
- Что является символом праздника? (ёлка)
- Почему именно ёлку наряжают к Новому году? Откуда пошла эта традиция? (ответы детей)
- Давайте узнаем об этом поподробнее.
III. Уточнение и систематизация имеющихся знаний
История возникновения традиции
Слайд 3
Текст на слайде
Слайд 4
На Руси Новый год праздновали весной, в день весеннего равноденствия – начало возрождения Природы. Новогодним деревом была береза (древо жизни и любви). Береза первой распускается весной и является сосредоточением животворящих сил, отпугивает зло и приносит здоровье. После крещения Руси Новый год стали встречать 1 марта по юлианскому календарю.
Слайд 5
С распространением христианства основой для праздника стали не природа и сельское хозяйство, а “священное писание”, поэтому с 14-15 века новый год перенесли на 1 сентября. Называлось это православное новолетие. Считается, что стали украшать вишню, которую к Новому году выращивали в специальных кадках.
Слайд 6
А в эпоху Петра I основой для праздника стали не Природа и “священное писание”, а традиции Запада. Петр I приказал праздновать Новый год, как в Европе, 1 января. Новогодним деревом становится ель.
- Какие деревья были символом Нового года и почему?
- Когда новогодним деревом стала ель? Откуда пришёл этот обычай?
IV. Создание проблемной ситуации
Слайд 7
- Прочитайте предложенный отрывок.
“Каждую зиму мы всей семьей катаемся в парке на лыжах. Зимний парк похож на Сказочную страну. Есть у меня и любимое место. Там живет моя сестричка – елочка, потому что мои родители посадили ее в тот же год, когда родился и я. Мы ее украшаем зимой на Новый год. Но однажды...
... Я очень боюсь!”
Задание:
- Прочитайте предложенный отрывок и продолжите его 2-3 предложениями
Работа детей в парах и представление результата
Предполагаемый результат работы в парах: выход на проблему “Исчезновение дерева может привести к нарушениям в экосистеме”
Если дети не вышли на проблему самостоятельно, то учитель предлагает тексты для обсуждения.
Текст 1.
В лесу родилась маленькая Ёлочка. Её ласкало своими лучами Солнце, вокруг неё росли подруги, пели птицы, жужжали насекомые, мимо пробегали лесные звери. Ёлочка выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась её мечта попасть в город, к людям, на праздник. Ель была счастлива в нарядных блестящих украшения, но...
Счастье длилось недолго: закончился праздник, и ель выбросили, как ненужную вещь.
Текст 2.
Новогодняя ёлка в лесу
Ваня жил с мамой, папой и бабушкой в небольшом домике на краю леса. Под Новый год приехал к нему из города двоюродный брат Петя. Ваня показал брату, какие ёлочные игрушки сделали они с мамой к новогодней ёлке.
Петя предложил нарядить ёлку в лесу, чтобы на неё посмотрели звери и птицы. Эту идею поддержал папа. Он сказал, что на ёлку вместо игрушек надо повесить еду для птиц и зверей, потому что зимой им трудно добывать себе пищу.
V. Открытие нового знания
Чтобы понять, что может произойти, если срубить всего лишь одно дерево, познакомимся с одной историей, которая произошла в зимнем лесу.
Заранее подготовленные дети инсценируют экологическую сказку.
Экологическая сказка “Как звери ель спасли”
Однажды в канун новогодних праздников собрался мужик в лес за ёлкой, надел лыжи, взял сани, топор и пошел в ельник. Вот нашел пушистую красавицу и думает: “Срублю-ка эту, уж больно хороша, да шишки на ней нарядные”. Только замахнулся, а топор как выскочит из рук и по ноге мужику. Взвыл мужик от боли: “Ой, ой, ой!”. Всех лесных жителей взбудоражил.
Первым из пушистых лап ели показался клест -еловик и заговорил человеческим голосом:
- Ты что, мужик, орёшь, птенцов моих пугаешь?
Рассмеялся мужик:
- Ты, что клёст спятил? Какие птенцы могут быть в лютые морозы?
А клест - еловик отвечает:
- Мы клесты выводим своих птенцов зимой и кормим их семенами еловых шишек. А гнездо мое расположено здесь, на этой самой ели, возле ствола.
Вдруг на ель прыгнула белка и спрашивает:
- Ты что, мужик, лесную тишину нарушаешь?
- Да вот,- говорит мужик - хотел было ель срубить на праздник, да обухом по ноге попал.
- Не руби нашу елочку!- зацокола белка. - В голодные годы мы питаемся еловыми шишкам и молодыми побегами ели, а еще среди ветвей в дуплах еловых деревьев мы строим свои гнезда - гайно. Нам не прожить без ели!
Тут прибежал заяц и спрашивает:
- Ты что, мужик, на весь лес расшумелся, всех зверей распугал?
- “Да вот елку срубить захотел, да по своей ноге ударил, - отвечает мужик.
Узнал заяц о страшной новости и стал жалостливым голосом просить мужика не рубить ель:
- Мы, зайцы, нор своих не имеем и скрываемся от хищников среди густых веток хвойников. А если ты срубишь елку, как я буду спасаться?
Рассмеялся мужик:
- Вон елей сколько, разве ты не найдешь где спрятаться?...
Их разговор подслушал старый лось, он был очень мудрый. Лось подумал и говорит мужику:
- У каждой ели свои жители. А ты лучше приходи сюда летом с корзинкой, знатные грибочки здесь растут.
Подумал мужик, почесал затылок и говорит:
- Пойду-ка я, зверюшки, в магазин и куплю себе искусственную ель, никого не обижу, да и бродить по лесу в поисках елки больше не придется.
Елочка закачала веточками, зашуршала зелеными иголочками, словно благодарила, за то, что ей подарили жизнь. А звери на радостях завели хоровод возле елки, стали праздновать свою победу.
- Почему не стал мужик рубить ёлочку?
- Что решил сделать мужик, чтобы на праздник не остаться без ёлки?
VI. Первичное закрепление
Конструирование схемы (работа детей по группам)
- Заполните схему “С кем дружит ель?”, используя увиденную инсценировку и дополните своими примерами.
Защита и обсуждение результатов работы.
На доске рисунок ели. Из каждой группы по очереди дети предлагают свои варианты. Объясняют и доказывают выбор объекта.
Конструируется общая схема.
VII. Обобщение
Слайды 8-19
Устанавливаем экологические связи в природном сообществе. Дополняем общую схему.
VIII. Итог урока
- Как люди могут сохранить природное сообщество?
- Вернёмся к теме нашего урока.
Тема нашего урока “Какой же Новый год без ёлки?”
- Как сделать так, чтобы новогодняя елка пришла к нам на праздник, но при этом природе не был нанесен вред?
IX. Домашнее задание:
На уроке технологии мы узнаем, как сделать елочку из различных подручных материалов и попробуем сконструировать свою елочку.
Слайд 20
Домашнее задание:
Задание по группам:
- 1 группа: Найдите поэтические произведения, посвященные хвойным деревьям
- 2 группа найдите музыкальные произведения, посвященные хвойным деревьям
- 3 группа: найти рассказы и сказки о хвойных деревьях
- 4 группа: найдите произведения живописи с изображением хвойных деревьев
УРОК ТЕХНОЛОГИИ
Цель: Создать елку, используя различные подручные материалы
Задачи:
- Дать представление о том, какие материалы можно использовать для изготовления новогодней елки
- Определить алгоритм работы по изготовлению ёлки
- Выполнить проект и его представить
Оборудование:
- Материалы для изготовления ёлки (заранее собранные): картонные коробки, пластиковые стаканчики, упаковки, упаковочная бумага и т.п.
- Клей, ножницы
- Акварельные и гуашевые краски
- Тесьма, ленточки, новогодние украшения и др.
- Презентация “Какой же Новый год без ёлки?” (Презентация 2)
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
- На уроке окружающего мира группам даны были творческие задания найти в литературе, музыке и живописи изображения хвойных деревьев.
Дети представляют свои работы по группам.
II. Мотивация учебной деятельности
- Все авторы воспевают красоту, показывают значимость хвойных деревьев для окружающей природы.
- Как нам сохранить природу, чтобы и в будущем её красота вдохновляла других художников, поэтов, писателей, композиторов на создание прекрасных произведений и просто все люди могли насладиться нерукотворной её красотой?
III. Планирование конструкторской деятельности
- Из каких материалов вы бы предложили сконструировать ёлку?
Давайте посмотрим, что придумали другие люди.
Слайд 22-26
- Какие виды деревьев чаще всего наряжают в качестве новогодней ёлки в нашей стране? (Чаще всего используют ель и сосну)
- Рассмотрим форму этих деревьев.
- Какие геометрические фигуры напоминают эти деревья?
Слайд 27-28
Составление алгоритма работы над проектом
Деление на группы для составления алгоритма работы по изготовлению ёлки.
Обсуждение полученных результатов и уточнение алгоритма
Слайд 29
Выполнение проекта и презентация своих работ
Выполнение проекта детьми в группах.
Презентация своих моделей. Оформление выставки.
Слайд 30
Рефлексия учебной деятельности
Слайд 31
Разработка совместно с детьми критериев оценки работы и оценка проектов.
Приложение. Таблица
Используемые источники: