Урок окружающего мира и технологии с проектными, исследовательскими и конструкторскими технологиями по теме "Какой же Новый год без елки?" 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Урок окружающего мира

Цель: сформировать потребность и желание беречь и сохранять хвойные леса

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения традиции наряжать новогоднее дерево
  • Привлечь внимание к проблеме уничтожения хвойных деревьев и нарушения экологического равновесия в природном сообществе
  • Создавать условия для формирования экологически ответственного поведения

Оборудование урока:

  • Текст для работы в парах
  • Маски для инсценировки экологической сказки
  • Схема “С кем дружит ель”
  • Презентация “Какой же Новый год без ёлки?” (Презентация 1)

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 2

Загадка:

Стою в тайге на одной ноге,
Сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
Платьице в иголках,
А называюсь я ... (ёлка)

(на доску прикрепляется рисунок ёлки)

- Что вы можете рассказать про ёлку? (хвойное дерево, зеленого цвета, колючая, на ней есть шишки...)

заготовки со словами прикрепляются на доску, дополняются

II. Актуализация знаний

- К какому празднику мы сейчас готовимся? (к Новому году)

- Что является символом праздника? (ёлка)

- Почему именно ёлку наряжают к Новому году? Откуда пошла эта традиция? (ответы детей)

- Давайте узнаем об этом поподробнее.

III. Уточнение и систематизация имеющихся знаний

История возникновения традиции

Слайд 3

Текст на слайде

Слайд 4

На Руси Новый год праздновали весной, в день весеннего равноденствия – начало возрождения Природы. Новогодним деревом была береза (древо жизни и любви). Береза первой распускается весной и является сосредоточением животворящих сил, отпугивает зло и приносит здоровье. После крещения Руси Новый год стали встречать 1 марта по юлианскому календарю.

Слайд 5

С распространением христианства основой для праздника стали не природа и сельское хозяйство, а “священное писание”, поэтому с 14-15 века новый год перенесли на 1 сентября. Называлось это православное новолетие. Считается, что стали украшать вишню, которую к Новому году выращивали в специальных кадках.

Слайд 6

А в эпоху Петра I основой для праздника стали не Природа и “священное писание”, а традиции Запада. Петр I приказал праздновать Новый год, как в Европе, 1 января. Новогодним деревом становится ель.

- Какие деревья были символом Нового года и почему?

- Когда новогодним деревом стала ель? Откуда пришёл этот обычай?

IV. Создание проблемной ситуации

Слайд 7

- Прочитайте предложенный отрывок.

“Каждую зиму мы всей семьей катаемся в парке на лыжах. Зимний парк похож на Сказочную страну. Есть у меня и любимое место. Там живет моя сестричка – елочка, потому что мои родители посадили ее в тот же год, когда родился и я. Мы ее украшаем зимой на Новый год. Но однажды...

... Я очень боюсь!”

Задание:

- Прочитайте предложенный отрывок и продолжите его 2-3 предложениями

Работа детей в парах и представление результата

Предполагаемый результат работы в парах: выход на проблему “Исчезновение дерева может привести к нарушениям в экосистеме”

Если дети не вышли на проблему самостоятельно, то учитель предлагает тексты для обсуждения.

Текст 1.

В лесу родилась маленькая Ёлочка. Её ласкало своими лучами Солнце, вокруг неё росли подруги, пели птицы, жужжали насекомые, мимо пробегали лесные звери. Ёлочка выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась её мечта попасть в город, к людям, на праздник. Ель была счастлива в нарядных блестящих украшения, но...

Счастье длилось недолго: закончился праздник, и ель выбросили, как ненужную вещь.

Текст 2.

Новогодняя ёлка в лесу

Ваня жил с мамой, папой и бабушкой в небольшом домике на краю леса. Под Новый год приехал к нему из города двоюродный брат Петя. Ваня показал брату, какие ёлочные игрушки сделали они с мамой к новогодней ёлке.

Петя предложил нарядить ёлку в лесу, чтобы на неё посмотрели звери и птицы. Эту идею поддержал папа. Он сказал, что на ёлку вместо игрушек надо повесить еду для птиц и зверей, потому что зимой им трудно добывать себе пищу.

V. Открытие нового знания

Чтобы понять, что может произойти, если срубить всего лишь одно дерево, познакомимся с одной историей, которая произошла в зимнем лесу.

Заранее подготовленные дети инсценируют экологическую сказку.

Экологическая сказка “Как звери ель спасли”

Однажды в канун новогодних праздников собрался мужик в лес за ёлкой, надел лыжи, взял сани, топор и пошел в ельник. Вот нашел пушистую красавицу и думает: “Срублю-ка эту, уж больно хороша, да шишки на ней нарядные”. Только замахнулся, а топор как выскочит из рук и по ноге мужику. Взвыл мужик от боли: “Ой, ой, ой!”. Всех лесных жителей взбудоражил.

Первым из пушистых лап ели показался клест -еловик и заговорил человеческим голосом:

- Ты что, мужик, орёшь, птенцов моих пугаешь?

Рассмеялся мужик:

- Ты, что клёст спятил? Какие птенцы могут быть в лютые морозы?

А клест - еловик отвечает:

- Мы клесты выводим своих птенцов зимой и кормим их семенами еловых шишек. А гнездо мое расположено здесь, на этой самой ели, возле ствола.

Вдруг на ель прыгнула белка и спрашивает:

- Ты что, мужик, лесную тишину нарушаешь?

- Да вот,- говорит мужик - хотел было ель срубить на праздник, да обухом по ноге попал.

- Не руби нашу елочку!- зацокола белка. - В голодные годы мы питаемся еловыми шишкам и молодыми побегами ели, а еще среди ветвей в дуплах еловых деревьев мы строим свои гнезда - гайно. Нам не прожить без ели!

Тут прибежал заяц и спрашивает:

- Ты что, мужик, на весь лес расшумелся, всех зверей распугал?

- “Да вот елку срубить захотел, да по своей ноге ударил, - отвечает мужик.

Узнал заяц о страшной новости и стал жалостливым голосом просить мужика не рубить ель:

- Мы, зайцы, нор своих не имеем и скрываемся от хищников среди густых веток хвойников. А если ты срубишь елку, как я буду спасаться?

Рассмеялся мужик:

- Вон елей сколько, разве ты не найдешь где спрятаться?...

Их разговор подслушал старый лось, он был очень мудрый. Лось подумал и говорит мужику:

- У каждой ели свои жители. А ты лучше приходи сюда летом с корзинкой, знатные грибочки здесь растут.

Подумал мужик, почесал затылок и говорит:

- Пойду-ка я, зверюшки, в магазин и куплю себе искусственную ель, никого не обижу, да и бродить по лесу в поисках елки больше не придется.

Елочка закачала веточками, зашуршала зелеными иголочками, словно благодарила, за то, что ей подарили жизнь. А звери на радостях завели хоровод возле елки, стали праздновать свою победу.

- Почему не стал мужик рубить ёлочку?

- Что решил сделать мужик, чтобы на праздник не остаться без ёлки?

VI. Первичное закрепление

Конструирование схемы (работа детей по группам)

- Заполните схему “С кем дружит ель?”, используя увиденную инсценировку и дополните своими примерами.

Защита и обсуждение результатов работы.

На доске рисунок ели. Из каждой группы по очереди дети предлагают свои варианты. Объясняют и доказывают выбор объекта.

Конструируется общая схема.

VII. Обобщение

Слайды 8-19

Устанавливаем экологические связи в природном сообществе. Дополняем общую схему.

VIII. Итог урока

- Как люди могут сохранить природное сообщество?

- Вернёмся к теме нашего урока.

Тема нашего урока “Какой же Новый год без ёлки?”

- Как сделать так, чтобы новогодняя елка пришла к нам на праздник, но при этом природе не был нанесен вред?

IX. Домашнее задание:

На уроке технологии мы узнаем, как сделать елочку из различных подручных материалов и попробуем сконструировать свою елочку.

Слайд 20

Домашнее задание:

Задание по группам:

  • 1 группа: Найдите поэтические произведения, посвященные хвойным деревьям
  • 2 группа найдите музыкальные произведения, посвященные хвойным деревьям
  • 3 группа: найти рассказы и сказки о хвойных деревьях
  • 4 группа: найдите произведения живописи с изображением хвойных деревьев

УРОК ТЕХНОЛОГИИ

Цель: Создать елку, используя различные подручные материалы

Задачи:

  • Дать представление о том, какие материалы можно использовать для изготовления новогодней елки
  • Определить алгоритм работы по изготовлению ёлки
  • Выполнить проект и его представить

Оборудование:

  • Материалы для изготовления ёлки (заранее собранные): картонные коробки, пластиковые стаканчики, упаковки, упаковочная бумага и т.п.
  • Клей, ножницы
  • Акварельные и гуашевые краски
  • Тесьма, ленточки, новогодние украшения и др.
  • Презентация “Какой же Новый год без ёлки?” (Презентация 2)

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

- На уроке окружающего мира группам даны были творческие задания найти в литературе, музыке и живописи изображения хвойных деревьев.

Дети представляют свои работы по группам.

II. Мотивация учебной деятельности

- Все авторы воспевают красоту, показывают значимость хвойных деревьев для окружающей природы.

- Как нам сохранить природу, чтобы и в будущем её красота вдохновляла других художников, поэтов, писателей, композиторов на создание прекрасных произведений и просто все люди могли насладиться нерукотворной её красотой?

III. Планирование конструкторской деятельности

- Из каких материалов вы бы предложили сконструировать ёлку?

Давайте посмотрим, что придумали другие люди.

Слайд 22-26

- Какие виды деревьев чаще всего наряжают в качестве новогодней ёлки в нашей стране? (Чаще всего используют ель и сосну)

- Рассмотрим форму этих деревьев.

- Какие геометрические фигуры напоминают эти деревья?

Слайд 27-28

Составление алгоритма работы над проектом

Деление на группы для составления алгоритма работы по изготовлению ёлки.

Обсуждение полученных результатов и уточнение алгоритма

Слайд 29

Выполнение проекта и презентация своих работ

Выполнение проекта детьми в группах.

Презентация своих моделей. Оформление выставки.

Слайд 30

Рефлексия учебной деятельности

Слайд 31

Разработка совместно с детьми критериев оценки работы и оценка проектов.

Приложение. Таблица

Используемые источники:

  1. http://fizrazvitie.ru/2011/12/derevo-smerti.html
  2. https://urok.1sept.ru/articles/515435/
  3. http://www.yugydva.komi.com/?page=visitors_best_2011_1.htm