Класс: 5.
Цели урока информатика:
- Формировать умения и навыки работы с инструментами графического редактора.
- Формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером.
- Развивать внимание и творчество при работе с графическим редактором PAINT
Цели урока изобразительное искусство:
- Научить правильно изображать натюрморт, соблюдая этапы рисования и пропорции.
- Развивать творческое воображение учащихся, мыслительные способности, умение доказывать свою точку зрения.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.
Задача урока: Выполнить натюрморт в графическом редакторе “Paint”.
Тип занятий: Интегрированный урок - информатика и изобразительное искусство.
Материалы и оборудование:
Для преподавателя:
- Репродукции картин художников. “Ваза с ирисами”, Ван Гог, “Натюрморт с розами, ягодами, фруктами и гнездом”, Эдвард Лэйдл.
- Творческие работы учащихся.
- Таблица “Цветовой круг”.
- Постановка ваза, апельсин, яблоки.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Презентация.
Для учащихся:
- Альбом.
- Карандаш.
- Ластик.
- Компьютер.
Источник информации:
- Босова Л.Л. Информатика 5 класс – 3 изд., - М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Основы живописи, автор издательская группа Паррамон Эдисионес.
- Мировая Художественная Культура. ЗАО “Инфостудия Экон”, 2003 РС CD – ROM
- “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок на тему: “Создание натюрморта “Ваза и Фрукты” инструментами гафического редактора Paint.”. Создание натюрморта будет осуществляться с драпировкой, контрастной с ней по цвету и светлоте. Урок необычный - интегрированный, на нем будут переплетаться 2 предмета - информатика и изобразительное искусство.
Перед вами стоит задача – изучить инструменты графического редактора “Paint” и выполнить в нём натюрморт. (Слайд 1-2)
2. Повторение пройденного материала.
- Назовите виды изобразительного искусства? (Слайд 3-4)
- Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? (Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль).
- Ребята, назовите известные вам жанры живописи? (Портрет, натюрморт, пейзаж, иконопись, портрет, граффити. ). (Слайд 5-6)
3. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цветев графическом редакторе “Paint”,. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?(Ответы детей)
Натюрморт с фр. nature morte переводится как “мёртвая природа” или голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life - “застывшая жизнь”. Это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевлённых предметов.(Слайд 7)
Жанр начал формироваться в XV—XVI веках (как часть композиции), окончательно сформировался в XVII веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской и американской живописи.
Интересно то, что в живописи старых мастеров существовало 2 типа натюрморта:
- “вещи человека” (личные, характеризующие человека, например “суета сует”);
- “вещи для человека” (например, “цветы и фрукты” или “битая дичь”). (Слайд 8)
В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сеззанн, Ван Гог, Сальвадор Дали).(Слайд 9)
Русские художники писавшие в жанре натюрморт, посвящали одной теме не одну картину. Например, работы И. Грабаря“Незабудки”, “Хризантемы”(Слайд 10) ,
К. Петров-Водкина “Селёдка”, “Утренний натюрморт”. (Слайд 11)
Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника.
Натюрморты бывают поставленные (которые ставят специально) и не поставленные (спонтанные, естественные). В учебной практике чаще натюрморт ставят, и с конкретной целью — научиться рисовать. Итак, подробнее, как ставить натюрморт. Начнём с того, что все предметы должны быть подобраны по смысловому значению. Нежелательно совмещать несовместимое. Немного примеров тематики натюрмортов: цветы и фрукты, охотничий, национальный, стекло, завтрак.Сложность постановки.
Все натюрморты условно поделим на 3 категории: простые, средние и сложные.Мы будем работать с простым.
Простой натюрморт - это:
- 1-3 предмета (до 3 простых по форме, или 1 сложный)
- однотонные драпировки,
- минимум складок,
- контраст по цвету и тону.
Ставить предметы нужно просто, стремясь к естественному.
Для правильного построения нужно использовать метод визирования- соотношения высоты и ширины предметов. (Слайд 12) Попробуйте с помощью данного метода измерить предметы нашей постановки. (Дети измеряют соотношения высоты и ширины фруктов и вазы. )
Очень важна в написании натюрморта драпировка. (Слайд 13) С помощью её оформляется задний план. Драпировка обычно берется контрастного цвета. Обратите внимание на таблицу “Цветовой круг”, она послужит подсказкой при выполнении работы в цвете.
Чтобы натюрморт удался, нужно правильно скомпоновать предметы. Посмотрите на экран и скажите какая из 4 работ правильная? Почему? (Слайд 14) Начинать нужно от большего к меньшему
- Мы знаем, как скомпоновать предметы и изобразить их на листе, оформить задний план, как же мы придадим предметам объём и натуральность?
- Правильно с помощью светотени. Светотень состоит из: (Слайд 15)
- Блик.
- Свет.
- Полутень.
- Собственная тень.
- Рефлекс.
- Падающая тень.
- Посмотрите на яблоко и определите составляющие светотени. Кто покажет?
4. Практическая работа. (Слайд 16)
- Прежде, чем вы приступите к работе на компьютерах, в своих альбомах вы должны будете выполнить эскиз своего натюрмора карандашом.
Этапы построения предварительного эскиза натюрморта: (Слайд 16)
- Правильно разместите предметы на листе.
- Сравните фрукты и вазу по ширине и высоте методом визирования, определите форму предметов методом анализа.
- Выполните линейное построение натюрморта , светотени на предметах.
Практическая работа в графическом редакторе “Paint” (Слайд 17)
- Что такое графический редактор? (Слайд 18)
- Окно какого графического редактора изображено на слайде?
- Какие инструменты графического редактора использовались для создания рисунка, отображенного на слайде?
- Давайте познакомимся со всеми возможными инструментами Paint (Слайд 19)
(Учитель демонстрирует возможности всех рассмотренных инструментов в окне графического редактора Paint.)
- А теперь давайте выполним задание: (Слайд 20)
- Соотнесите название инструментов с их пиктограммами, представленными в таблице. Дайте им характеристику.
- Посмотрите на натюрморт, который вам необходимо нарисовать средствами графического редактора, и определите, какие инструменты графического редактора вам понадобятся для его создания. (Слайд 21)
Последовательность построения эскиза натюрморта в “Paint”:(Слайд 22)
- провести линию горизонта.
- нарисовать драпировку.
- нарисовать вазу.
- нарисовать апельсин, яблоко возле вазы.
- копировать яблоко.
- перенести яблоко в вазу (повторить несколько раз).
- копировать апельсин.
- убрать лишние линии.
- нарисовать собственную тень.
Придадим предметам объём и натуральность (Слайд 23-24)
- Заливка цветом.
- Выполнение вазы в горох, с помощью копирывания.
- Выполнение светотени.
- Какие у вас возникли вопросы? Что не понятно?
- Ребята, пройдите за компьютеры
5. Самостоятельная работа учащихся (Слайд 25)
Контроль со стороны учителя
6. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке о натюрморте?
- О программе“Paint”?
- Назови последовательность светотени?
- Какие основные инструментальные возможности графического редактора вы запомнили?
- Что вызвало затруднение?
7. Выставка работ. (Слайд 22)
Спасибо за урок! (Слайд 23)
8. Домашнее задание.
Параграф 2.10(2) - Босова Л.Л., Информатика 5 класс.