Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,
когда он живёт в мире сказок,
творчества, воображения, фантазий,
а без этого он засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.
Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.
Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему “хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в творческое русло. (Приложение 1)
Решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности, рекомендуется:
- Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных).
- В средней группе обучать элементам художественно-образных средств (интонации, мимике, пантомиме).
- В старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
- В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности. (Приложение 2)
Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:
- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий;
- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;
- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.
Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ), расширять представления детей о музыке разных времён и народов.
Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:
В своей работе я не забываю основной закон детского творчества - ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
В нашем дошкольном учреждении процесс театральных занятий строю на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребёнка – это способ существования, способ познания и освоение окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Музыкальные занятия познавательной направленности отражены в Приложении 3.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые знания преподношу в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, я стремлюсь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Театральные занятия (репетиция) строю по самым разным сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий, психического состояния и настроения детей.
В условиях нашего учреждения ребята имеют возможность в течении года посмотреть кукольные спектакли, а также спектакль силами детей 5-лет – участниками театрального кружка.
Работа над спектаклем:
Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей; не позволять одним детям вмешиваться в действие других;
- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.
При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий, многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащаю их жизненный опыт, стараюсь пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы над спектаклем:
- Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание вокальных номеров;
- Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
- Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением;
- Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
- Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.
Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с фотографиями.
Приложение – фото
Литература
- Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети).
- Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.