Презентация. Слайд 2
“Преподавание физики в сегодняшней школе ,с одной стороны, должно давать твердые основы знаний, которые можно использовать в жизни . В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше , чем это было раньше . Мы должны давать учащимся правильное представление о физике , как об “открытой” науке , в которой имеется масса незавершенных и почти не начатых исследований”.
Слайд 3
Развитие и освоение интеллектуальных операций и умений с выходом на НОУ работа не только одного учителя физики.
Поэтому существовали проблемы : недостаточный уровень подготовленности педагогов и учащихся для работы в НОУ и недостаточное использование информационных технологий в научно-исследовательской работе.
Слайд 4
Решить эти – проблемы можно было действуя по алгоритму: познание – через преподнесение теоретического материала дети приобретают совокупность знаний в области физики. Применение – затем полученные знания применяем на практике, т.е составляем схемы, используем лабораторное и фронтальное оборудование.
Конструирование – ни учебник, ни учитель не достаточны, чтобы познать физику. Учащийся должен хоть поверхностно, но сам видеть, сам слышать, сам осязать те явления о которых ему говорят. Поэтому из всего многообразия видов работ, развивающих самостоятельность , я выделяю конструкторскую , видя в ней широкие возможности формирования умения думать, использовать свои теоретические знания , вести исследования , работать с ручным инструментом справочной литературой . Такая работа открывает широкие возможности для творчества. Учащемуся дано задание сконструировать прибор , который измеряет ускорение прямолинейного движения. Он не сможет сконструировать прибор способности, освоить этапы экспериментальной работы, развивать проектные и исследовательские навыки при создании проектов.
To есть решили следующие задачи: научили детей работать в информационной среде, использовать ресурсы Интернет, организовали общественно-значимую исследовательскую деятельность (например, исследование радиационного фона на территории и в помещениях школы, экологическое состояние реки Мамайка, исследование структуры питьевой воды, выращенных детьми кристаллов и т.д.)
В нашей школе функционирует 5 секций .Выходом работы всех секций являются школьные научно-практические конференции, которые проводятся ежегодно, победители участвуют в районных научных и физико-математических чтениях, победители районных пед. чтений участвуют в Ставропольской краевой научно-практической конференции школьников.
Структура секции “Физика”.Секция “Физика” имеет несколько подсекций. Руководителями подсекций являются учащиеся, входящиеся в совет секции. Общее руководство осуществляет руководитель секции (Рамазанова Г.М.) и председатель секции – учащаяся 11 класса Сляднева Ирина Владимировна.
Эти способы формирования мотивации дают возможность расширить изученный материал при проведении актуализации знаний, научить детей увидеть свои недостатки при решении разных проблемных задач, уметь пользоваться различными источниками.
Для подготовки учащихся к научной деятельности я применяю проблемное исследование, направленное на получение новых научных результатов. А для получения научных результатов необходимо провести эксперимент и выявить результат исследования, через который учащиеся осваивают методы и приемы работы приобретают новые знания. Итогом такого подхода является самостоятельное открытие.
Для того, чтобы дети были способны сделать открытие необходимо, чтобы они освоили все эти методы работы.
В понимании творчества существуют две крайности. Первое: к творчеству относится то, что связано с объективной новизной и имеет общественную значимость . Например, каждый шаг вперед науки и техники в области освоения космического пространства справедливо расценивается как яркое проявление творчества прежде всего потому, что эти шаги делаются впервые. Второе: любая учебная деятельность ученика сопряжена с творчеством , поскольку для ученика “все ново”.
Учащиеся не могут в процессе обучения делать объективно новые открытия и изобретения . Но они могут делать открытия и изобретения для себя, т.е. открытия и изобретения обладающие лишь субъективной новизной.
Основной признак творчества – новизна, она существует , но новизна эта субъективная. На эту субъективную новизну в творчестве учащихся я и ориентируюсь в учебном процессе.
Изобретенные учащимися конструкции не всегда даже практически осуществимы ,потому что учащиеся не имеют достаточной подготовки и не учитывают массу побочных явлений , которые могут свести на нет ожидаемый положительный эффект.
Это обстоятельство ни в коей мере не снижает огромного значения этих упражнений для творческого усвоения учебного материала по физике, но оно не может не учитываться . Поэтому я всегда делаю замечания о слабых местах конструкции. На уроках физики я всегда даю задания конструкторского характера.
Но при разработке содержания конструкторских заданий я руководствуюсь двумя требованиями:
- Чтобы их можно было осуществить из самых простейших и доступных материалов (пластиковая бутылка, жесть, проволока, пластиковый стакан, медицинские стаканы, шприцы, соломки, свечи и т.д.).
- Чтобы они могли быть решены на базе уже изученного материала.
При этом каждая поставленная проблема решается в четыре этапа, характерных для творческого процесса.
Первый этап: нахождение идеи и построение эскиза .
Второй этап: разработка эскиза проекта в целом.
Третий этап: математический расчет.
Четвертый этап: материальное воплощение проекта и его экспериментальная проверка.
Выполнение каждого из этих этапов мною проверяется отдельно.
При этом поощряется каждый успешный шаг . Всякий творческий поиск , всякая инициатива заслуживает похвалы.
Информацию о проделанной работе распространяем через СМИ(школьная газета “Непоседы.ru, газета НОУ “Исследователь”, стенд”Одаренные дети”,стенд “Научно- исследовательская работа по физике”.
Члены секции “Физика” НОУ осуществляют практическую деятельность в лабораториях многих ВУЗов Северо-Кавказского региона.
Налажены также контакты с профессорско-преподавательским составом представленных Вузов.
Сотрудничество НОУ с ВУЗами края и России.
Конференции (Члены НОУ приняли участие в 6 районных физико-математических чтениях, в 5 Ставропольских краевых научных чтениях, на 5 Международных научно- технических конференциях “СТАРТ в науку” МФТИ, г.Долгопрудный , на двух Всероссийских конференциях молодых исследователей “Шаг в будущее”, г.Москва, в 35 Всероссийской конференции “Космос”.
Участие в проектировании развивает:
- исследовательские и творческие способности личности;
- способность к самоопределению и целеполаганию;
- умения самостоятельно конструировать свои знания;
- коммуникативные умения и навыки;
- способность к самоорганизации различных позиций в информационном пространстве (отбор информации из разных источников и использование Интернета);
- умение работать с различными типами текстов;
- умение планировать свою работу и время;
- навыки анализа и рефлексии;
- умение составить презентацию.
Хочу представить вашему вниманию два проекта, которые были представлены на 5-школьную научно-практическую конференцию.
Проект “Кристаллы”
Цель: Разработка методики выращивания кристаллов из водного раствора и в электрическом поле; изучение скорости роста кристаллов; определение структуры выращенных кристаллов рентгеновскими лучами.
Авторы проекта: учащиеся 9 класса.
Тематика работ в проекте “Кристаллы”:
- Выращивание кристаллов из водного раствора методом охлаждения.
- Выращивание кристаллов медного купороса в электрическом поле.
- Рентгеноструктурный анализ выращенных в школьной лаборатории кристаллов.
- Лабораторная работа № 1 “Образование кристаллов”.
- Лабораторная работа “Определение роста кристаллов.