Ритм - сердце музыки. Средства музыкальной выразительности в песенном жанре

Разделы: Музыка


Цель: познакомить учащихся с понятием ритма и возможностью с его помощью определить, что может выразить музыка.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с долгими и короткими нотами;
  • ввести понятие ритма на основе игрового метода;
  • выявить связь данного понятия с различными сферами жизни;
  • показать возможность влияния ритма на характер музыки;
  • применить полученные знания в вокально-хоровой работе.

Дидактический материал: Разноцветные ноты, Фея музыки.

Презентация: “В гостях у феи-музыки”.

Музыкальный материал: В.Моцарт “Колыбельная”, Е.Крылатов “Песенка о лете”, В.Осошник “Разукрасим все планеты” (группа Барбарики)

Ход урока

1. Введение нового материала. Приложение 1. Слайд 1.

Учитель: Я пришла к вам сегодня не одна, а с феей музыки! У нее случилась беда! По дороге к вам она случайно рассыпала все разноцветные нотки и нам надо будет в течение урока их собрать. Она просит вас о помощи.

Слайд 2.

Ребята, поможем фее? Для этого у вас должны быть “внимательные глазки”, и “чуткие ушки”.

Фея музыки очень любит поиграть и предлагает вам игру “Слова на ладошке”.

– Представьте, что вы слово, положили на ладошки.

– Как его можно “оживить”, озвучить? Можно при помощи удара в ладошки!

Например: МА-МА (повторяем, ладошками отмечаем ритм).

Ма-Моч-Ка
Арина, Коленька.

– Давайте попробуем тоже самое сделать в песне замечательного челябинского композитора Елены Попляновой. “Слово на ладошках”

Слайд 3.

Е.Поплянова “Слово на ладошках”.

Пропели, со словами песни – дети отмечают ритм слов.

Давайте слова в песне заменим вашими именами, простучим ритм имени, а помогут мне в этом ребята, у которых нотки желтого и оранжевого цвета, вы по цепочке поете свое имя, а все повторяют как эхо, не забывая имя положить на ладошки. Начинаем с меня!

Слайд 4.

Вот мы с вами немного познакомились. И посмотрите, оказывается, у нас вернулась нотка!

– Скажите, пожалуйста, а ваши имена в песне звучали одинаково? (Пример имен.)

Как они различались по времени? (Долгие, а какие-то короткие.)

Вывод: Все слова, которые мы “оживили”, состоят из долгих и коротких звуков.

2. Теперь я вам прохлопаю слово, а вы должны мне сказать, какие здесь встречаются звуки?

КА-РА-ПУ-ЗЫ
Долгие
Корокие
Смешанные

Посмотрите, короткие и долгие звуки могут по-разному меняться.

РИТМ – ЭТО ЧЕРЕДОВАНИЕ КОРОТКИХ И ДОЛГИХ ЗВУКОВ (ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ).

Слайд 5.

3. Ребята, а где вы встречались в своей жизни со словом “РИТМ”?

– В хореографии – ритм танца.

– В литературе встречаетесь с ритмом в стихотворениях – чередование ударных и безударных слогов.

– В художественной деятельности – орнамент – украшение – чередуются разные рисунки…

Слайд7.

– Приложите руку к сердцу. Прислушайтесь, стучит?

Оказывается, у каждого из вас тоже есть свой ритм – ритм сердца – сейчас оно стучит спокойно, это нам говорит о том, что вы внимательны.

А теперь встаньте и сделайте на месте 5 подскоков, садитесь, послушайте – сердце чаще застучало – наверное, заволновалось.

ВЫВОД: Если ритм сердца нам говорит о здоровье человека,

То ритм музыки – о состоянии души, о чувствах, настроении.

Можно сказать, что “РИТМ – это сердце музыки!”

Слайд 8.

4. Ребята Фея музыки очень любит танцевать, и принесла для вас две известные песенки, чтобы вы подсказали, ей как правильно изобразить характер музыки, настроение в движении. А помогут нам в этом зеленые нотки, Встаньте, пожалуйста.

“Колыбельная”.

(Пластическое интонирование.)

– Спасибо, ребята! Вы согласны, что надо было плавно двигать ручками?

– (Колыбельная, Укачивание.)

– ВЫВОД: каких здесь длительностей больше коротких иди долгих?

– Долгих – плавный ритм колыбельной.

Дальше мне помогут ребята, у которых нотки красные.

“Песенка о лете”.

Ребята двигались активно, а здесь какие длительности чаще встречаются – короткие.

А почему именно коротких больше? – композитор, когда сочиняет музыку для создания задорного веселого, энергичного, бодрого настроения использует короткие длительности

Слайд 9.

5. Фее очень нравится, как вы активно работаете на уроке, справляетесь с заданиями, она решила предложить вам разучить песню “Разукрасим все планеты” и определить какое настроение в песне, какой характер музыки и какой ритм встречается чаще?

  1. Слушаем, запоминаем мелодию, – 1 к. + припев.
    А каких длительностей больше – коротких или долгих?
    С чем это связано? Настроение какое?
  2. проговорим в ритме слова песни. (Ритмизация текста.) – 1к. – окончание согласных договариваем.
  3. Проглотили песенку – внутри звучит, поем про себя и рукой показываем, как движется мелодия песенки.
  4. Пропеть вслух куплет.
  5. Пою припев – показываем рукой, второй раз поем.
  6. Порычали, проговорили.
  7. Соединили куплет с припевом.

Слайд 10.

Нам с вами осталось раскрасить последнюю нотку, но для этого обязательно нужно добавить настроение, потому что без настроения нет и песни. Согласны?

Тогда покажите мне свои веселые личики! – МИМИКА.

Встали на ножки, повторяем движения.

Исполнение 1 куплет .+ припев + пластическое интонирование.

Слайд 11.

Итог урока:

Вы сегодня выполнили много заданий. Давайте подведем итог урока:

Что такое ритм?

Для чего он нужен музыки? (Музыка двигалась, помогал передать настроение, чувство музыки – сердце музыки.)

Рефлексия: Представьте ребята, что ваша ладошка это нотные стан, поднимите правую руку, представьте, пожалуйста, на какой линеечке находится ваше настроение, покажите левой рукой!

Поднимите руку те, у кого настроение находится на самом верху, а на 4 линеечке?...

Мы с феей тоже бы хотели оценить вашу работу на уроке. Вы помогли вернуть все нотки на нотный стан, и своим хорошим настроением разукрасить все планеты на земле.

Наша оценка на самом верху. Вы молодцы, с вами приятно было работать. На этом наш урок окончен, а на память я бы хотела подарить вашему классу фею музыки, чтобы рядом с ней вы чаще улыбались, а от ваших улыбок все вокруг станет ярким и красочным.

Слайд 12.