Цель: познакомить учащихся с понятием ритма и возможностью с его помощью определить, что может выразить музыка.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с долгими и короткими нотами;
- ввести понятие ритма на основе игрового метода;
- выявить связь данного понятия с различными сферами жизни;
- показать возможность влияния ритма на характер музыки;
- применить полученные знания в вокально-хоровой работе.
Дидактический материал: Разноцветные ноты, Фея музыки.
Презентация: “В гостях у феи-музыки”.
Музыкальный материал: В.Моцарт “Колыбельная”, Е.Крылатов “Песенка о лете”, В.Осошник “Разукрасим все планеты” (группа Барбарики)
Ход урока
1. Введение нового материала. Приложение 1. Слайд 1.
Учитель: Я пришла к вам сегодня не одна, а с феей музыки! У нее случилась беда! По дороге к вам она случайно рассыпала все разноцветные нотки и нам надо будет в течение урока их собрать. Она просит вас о помощи.
Слайд 2.
Ребята, поможем фее? Для этого у вас должны быть “внимательные глазки”, и “чуткие ушки”.
Фея музыки очень любит поиграть и предлагает вам игру “Слова на ладошке”.
– Представьте, что вы слово, положили на ладошки.
– Как его можно “оживить”, озвучить? Можно при помощи удара в ладошки!
Например: МА-МА (повторяем, ладошками отмечаем ритм).
Ма-Моч-Ка
Арина, Коленька.
– Давайте попробуем тоже самое сделать в песне замечательного челябинского композитора Елены Попляновой. “Слово на ладошках”
Слайд 3.
Е.Поплянова “Слово на ладошках”.
Пропели, со словами песни – дети отмечают ритм слов.
Давайте слова в песне заменим вашими именами, простучим ритм имени, а помогут мне в этом ребята, у которых нотки желтого и оранжевого цвета, вы по цепочке поете свое имя, а все повторяют как эхо, не забывая имя положить на ладошки. Начинаем с меня!
Слайд 4.
Вот мы с вами немного познакомились. И посмотрите, оказывается, у нас вернулась нотка!
– Скажите, пожалуйста, а ваши имена в песне звучали одинаково? (Пример имен.)
Как они различались по времени? (Долгие, а какие-то короткие.)
Вывод: Все слова, которые мы “оживили”, состоят из долгих и коротких звуков.
2. Теперь я вам прохлопаю слово, а вы должны мне сказать, какие здесь встречаются звуки?
КА-РА-ПУ-ЗЫ
Долгие
Корокие
Смешанные
Посмотрите, короткие и долгие звуки могут по-разному меняться.
РИТМ – ЭТО ЧЕРЕДОВАНИЕ КОРОТКИХ И ДОЛГИХ ЗВУКОВ (ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ).
Слайд 5.
3. Ребята, а где вы встречались в своей жизни со словом “РИТМ”?
– В хореографии – ритм танца.
– В литературе встречаетесь с ритмом в стихотворениях – чередование ударных и безударных слогов.
– В художественной деятельности – орнамент – украшение – чередуются разные рисунки…
Слайд7.
– Приложите руку к сердцу. Прислушайтесь, стучит?
Оказывается, у каждого из вас тоже есть свой ритм – ритм сердца – сейчас оно стучит спокойно, это нам говорит о том, что вы внимательны.
А теперь встаньте и сделайте на месте 5 подскоков, садитесь, послушайте – сердце чаще застучало – наверное, заволновалось.
ВЫВОД: Если ритм сердца нам говорит о здоровье человека,
То ритм музыки – о состоянии души, о чувствах, настроении.
Можно сказать, что “РИТМ – это сердце музыки!”
Слайд 8.
4. Ребята Фея музыки очень любит танцевать, и принесла для вас две известные песенки, чтобы вы подсказали, ей как правильно изобразить характер музыки, настроение в движении. А помогут нам в этом зеленые нотки, Встаньте, пожалуйста.
“Колыбельная”.
(Пластическое интонирование.)
– Спасибо, ребята! Вы согласны, что надо было плавно двигать ручками?
– (Колыбельная, Укачивание.)
– ВЫВОД: каких здесь длительностей больше коротких иди долгих?
– Долгих – плавный ритм колыбельной.
Дальше мне помогут ребята, у которых нотки красные.
“Песенка о лете”.
Ребята двигались активно, а здесь какие длительности чаще встречаются – короткие.
А почему именно коротких больше? – композитор, когда сочиняет музыку для создания задорного веселого, энергичного, бодрого настроения использует короткие длительности
Слайд 9.
5. Фее очень нравится, как вы активно работаете на уроке, справляетесь с заданиями, она решила предложить вам разучить песню “Разукрасим все планеты” и определить какое настроение в песне, какой характер музыки и какой ритм встречается чаще?
- Слушаем, запоминаем мелодию, – 1 к. + припев.
А каких длительностей больше – коротких или долгих?
С чем это связано? Настроение какое? - проговорим в ритме слова песни. (Ритмизация текста.) – 1к. – окончание согласных договариваем.
- Проглотили песенку – внутри звучит, поем про себя и рукой показываем, как движется мелодия песенки.
- Пропеть вслух куплет.
- Пою припев – показываем рукой, второй раз поем.
- Порычали, проговорили.
- Соединили куплет с припевом.
Слайд 10.
Нам с вами осталось раскрасить последнюю нотку, но для этого обязательно нужно добавить настроение, потому что без настроения нет и песни. Согласны?
Тогда покажите мне свои веселые личики! – МИМИКА.
Встали на ножки, повторяем движения.
Исполнение 1 куплет .+ припев + пластическое интонирование.
Слайд 11.
Итог урока:
Вы сегодня выполнили много заданий. Давайте подведем итог урока:
Что такое ритм?
Для чего он нужен музыки? (Музыка двигалась, помогал передать настроение, чувство музыки – сердце музыки.)
Рефлексия: Представьте ребята, что ваша ладошка это нотные стан, поднимите правую руку, представьте, пожалуйста, на какой линеечке находится ваше настроение, покажите левой рукой!
Поднимите руку те, у кого настроение находится на самом верху, а на 4 линеечке?...
Мы с феей тоже бы хотели оценить вашу работу на уроке. Вы помогли вернуть все нотки на нотный стан, и своим хорошим настроением разукрасить все планеты на земле.
Наша оценка на самом верху. Вы молодцы, с вами приятно было работать. На этом наш урок окончен, а на память я бы хотела подарить вашему классу фею музыки, чтобы рядом с ней вы чаще улыбались, а от ваших улыбок все вокруг станет ярким и красочным.
Слайд 12.