Цель урока. Познакомиться с приёмами решения текстовых задач.
Ход урока
(перед учащимися лежат тексты с условиями задач, листы контроля, презентация к уроку, раствор поваренной соли в колбе, спиртовка.)
С помощью презентации вспоминаем химические понятия “раствор”, “концентрация”.
Комментированное решение задачи.
Из колбы, в которой 80 г. 10% раствора поваренной соли, отливают некоторую часть раствора в пробирку и выпаривают до тех пор, пока процентное содержание соли в пробирке не повысится в три раза. После этого выпаренный раствор, выливают обратно в колбу. В результате содержание соли в колбе повысится на 2%. Какое количество раствора отлили из колбы в пробирку?
Постановка эксперимента:
- из колбы 80г 10% раствора поваренной соли, отлили некоторое количество в пробирку.
- из пробирки выпариваем, пока раствор не уменьшится в 3 раза.
Обсуждение условий:
Раствор | Вещество | Концентрация | |
Первоначально | 80г. | 8г. | Концентрация 10% |
Отлили некоторое количество | Хг. | ||
Осталось раствора | 80-Х | ||
Выпаривание, пока процентное содержание соли не повысится втрое | |||
Добавим в раствор | После выпаривания и добавление в раствор концентрация стала 12% |
Учащиеся увидели пять основных моментов
Ответ: 20г. раствора отлили.
В листах контроля учащиеся оценивают свою работу.
По первой задаче учащиеся отмечают уровень понимания решения задачи.
А. составили схему рассуждений –
Б. ввели переменную, составили уравнение –
В. получили верный ответ –
Работа в динамических группах (сильные учащиеся работают в парах, успевающие на удовлетворительно – в группах).
Задачи для работы в группах:
- В колбе имеется раствор поваренной соли. Из
колбы в пробирку отливают часть раствора и выпаривают до
тех пор, пока процентное содержание соли
повышается на 1%. Найти процентное содержание
соли.
[9%] - К раствору, содержащему 39г. соли, добавили 1000г.
воды, после чего концентрация соли уменьшилась
на 10%. Найти первоначальную концентрацию.
[13%]
Задача (для пар)
- Водный раствор кислоты содержит воды на 18г.
меньше, чем кислоты. Если к нему добавить
количество концентрированной кислоты, по массе
равное массы
концентрированной кислоты, первоначально
содержащейся в растворе, то полученный новый
раствор содержал бы 80% концентрированной
кислоты. Какова масса раствора и какова
первоначальное процентное содержание в нём
концентрированноё кислоты.
[36г.; 75%]
Проверка решения через презентацию, учащимся, затрудняющимся в решении, предлагается алгоритм последовательных шагов решения.
Подведение итогов урока.
Защита решений отдельными учащимися, оценивание учениками своей работы на уроке в листах контроля.
Презентация решения предложенных задач.
Домашнее задание: учебник стр. 241 № 421, 424.
Результативностью урока можно считать умение учащимися составлять анализ условия и составление уравнения.