Решение текстовых задач на концентрацию

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (632 кБ)


Цель урока. Познакомиться с приёмами решения текстовых задач.

Ход урока

(перед учащимися лежат тексты с условиями задач, листы контроля, презентация к уроку, раствор поваренной соли в колбе, спиртовка.)

С помощью презентации вспоминаем химические понятия “раствор”, “концентрация”.

Комментированное решение задачи.

Из колбы, в которой 80 г. 10% раствора поваренной соли, отливают некоторую часть раствора в пробирку и выпаривают до тех пор, пока процентное содержание соли в пробирке не повысится в три раза. После этого выпаренный раствор, выливают обратно в колбу. В результате содержание соли в колбе повысится на 2%. Какое количество раствора отлили из колбы в пробирку?

Постановка эксперимента:

  • из колбы 80г 10% раствора поваренной соли, отлили некоторое количество в пробирку.
  • из пробирки выпариваем, пока раствор не уменьшится в 3 раза.

Обсуждение условий:

Раствор Вещество Концентрация
Первоначально 80г. 8г. Концентрация 10%

Отлили некоторое количество Хг.    
Осталось раствора 80-Х    
Выпаривание, пока процентное содержание соли не повысится втрое    
Добавим в раствор

  После выпаривания и добавление в раствор концентрация стала 12%

Учащиеся увидели пять основных моментов

Ответ: 20г. раствора отлили.

В листах контроля учащиеся оценивают свою работу.

По первой задаче учащиеся отмечают уровень понимания решения задачи.

А. составили схему рассуждений –

Б. ввели переменную, составили уравнение –

В. получили верный ответ –

Работа в динамических группах (сильные учащиеся работают в парах, успевающие на удовлетворительно – в группах).

Задачи для работы в группах:

  1. В колбе имеется раствор поваренной соли. Из колбы в пробирку отливают часть раствора и выпаривают до тех пор, пока процентное содержание соли повышается на 1%. Найти процентное содержание соли.
    [9%]
  2. К раствору, содержащему 39г. соли, добавили 1000г. воды, после чего концентрация соли уменьшилась на 10%. Найти первоначальную концентрацию.
    [13%]

Задача (для пар)

  1. Водный раствор кислоты содержит воды на 18г. меньше, чем кислоты. Если к нему добавить количество концентрированной кислоты, по массе равное массы концентрированной кислоты, первоначально содержащейся в растворе, то полученный новый раствор содержал бы 80% концентрированной кислоты. Какова масса раствора и какова первоначальное процентное содержание в нём концентрированноё кислоты.
    [36г.; 75%]

Проверка решения через презентацию, учащимся, затрудняющимся в решении, предлагается алгоритм последовательных шагов решения.

Подведение итогов урока.

Защита решений отдельными учащимися, оценивание учениками своей работы на уроке в листах контроля.

Презентация решения предложенных задач.

Домашнее задание: учебник стр. 241 № 421, 424.

Результативностью урока можно считать умение учащимися составлять анализ условия и составление уравнения.