Программное содержание:
- Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.
- Учить составлять рассказы по картине, созданной детьми с использованием раздаточного дидактического материала.
- Пополнять и активизировать словарь по теме “Весна”.
- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках, рассматривание картин и иллюстраций о весне, чтение стихов и рассказов о весне.
Оборудование:
- мультимедийная установка для просмотра слайд – лекции;
- мольберт;
- картинки по временам года.
Методические приемы: вопросы, просмотр слайд - лекции, создание коллажа.
Словарь: проталина, мать-и-мачеха, линяют, перелётные птицы.
Ход НОД
Воспитатель читает стихотворение-загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь со снежной встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Как время года называют? (Весна)
- Ребята, по каким приметам вы догадались, что в стихотворении говорится о весне?
- Какое небо весной?
Ответ детей: “Весной небо голубое, с белыми облаками”
- А какое солнце?
Ответ детей: “Солнце весеннее, тёплое, яркое”
- Что происходит со снегом весной?
Ответ детей: “Снег тает, темнеет, оседает. Текут ручьи. На крышах домов можно увидеть сосульки. Начинается капель”
- Что происходит с деревьями?
Ответ детей: “У них набухают почки и появляются маленькие листочки”
- Что происходит со льдом на реках и озёрах?
Ответ детей: “Лёд тает и трескается”
- Кто прилетает из тёплых краёв?
Ответ детей: “Перелётные птицы”
- Что происходит с дикими животными?
Ответ детей: “Весной дикие животные линяют, меняют зимнюю тёплую шубку на летнюю легкую”
- Как люди одеваются весной?
Ответ детей: “Люди надевают лёгкие куртки, шапки, резиновые сапоги”
- В какие игры любят играть дети весной?
Ответ детей: “Весной дети любят пускать кораблики в ручейках и лужах”
- Что появляется на проталинах?
Ответ детей: “Прорастает первая трава и цветы – мать и – мачеха”
Воспитатель предлагает детям посмотреть слайд - лекцию о весне “Весна пришла”. Приложение 1.
Наступила долгожданная весна. Небо весной голубое. По нему плывут белые облака. Солнце светит ярче, греет сильнее. Снег темнеет, тает, становится грязным и рыхлым. На крышах домов появляются сосульки. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки. На реках и озёрах тает и трескается лёд. Из тёплых краёв прилетают перелётные птицы. Весной дикие животные линяют, меняют зимнюю тёплую шубку на летнюю легкую. Люди надевают лёгкие куртки, шапки и резиновые сапоги. Дети рады весне. Они пускают кораблики в ручейках. На проталинах подрастает зелёная трава и первые цветы мать – и - мачехи.
- Давайте мы с вами покажем, как распускаются первые цветы.
Физкультминутка:
Наши первые цветы распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши первые цветы закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
(Выполняют движения по тексту)
Воспитатель напоминает детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.
- Ребята, подул легкий весенний ветерок и наша весенняя картина исчезла. Как жаль, что мы не можем больше любоваться весной. Что же мы можем сделать?
Ответ детей: “Нарисовать картину весны”.
Давайте попробуем восстановить картину весны, вспомнив ее приметы. У меня на столе лежат картинки с приметами разных времен года. Я вас буду по очереди приглашать к столу, и вы будете выбирать картинки, которые подходят к приметам весны, и располагать их на нашей картине. Будьте внимательны. Вам могут встретиться приметы разных времён года.
- Ребята, с чего мы начнём создавать нашу картину?
Ответ детей: “Весной небо голубое. По нему плывут белые облака”
Дети поочерёдно подходят к столу, выбирают картинки и прикрепляют их к картине.
- Ребята, у нас получилась настоящая весенняя картина. Кто хочет нам рассказать о весне? Составление сюжетного рассказа.
- Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили? Что вам запомнилось? Вы сегодня очень старались: создали волшебную картину и рассказали о весне. Весна услышала ваши рассказы и захотела сделать вам подарок:
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится!
- Давайте посмотрим, что приготовила вам весна? (В корзинке угощение для детей)