Цель урока:
- Воспитание заботливого отношения к родителям, развитие способности дарить им радость.
- Показать, что семья- мир самых близких людей.
- Основа семьи – любовь, забота, согласие и почитание родителей.
- Социокультурное развитие личности.
- Развитие речи, моторики рук.
Актуальность
-
“Могущество народа – в семье.
- Силен тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно”
Присоединение (Магомедов Д)
Рано сегодня проснулся автобус,
Рано будильник трезвонит: Вставай!
Папа мой рано встаёт на работу,
У мамы на кухне дела и заботы.
Дети проснулись-
Им в школу пора
- Куда утром пошли дети?
- Кто их провожал?
- Что сказали вам вслед? (пожелали удачи, благословили и отправили в путь)
Как можно назвать одним словом всех тех, кто сказал вам слова напутствия, пожелал удачи?
1. Что же такое СЕМЬЯ?.
СЕМЬЯ – это группа живущих вместе близких родственников.
По словарю Владимира Ивановича Даля
“Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.”
По словарю Терра Лексикон
В Конституции РФ есть законы, которые говорят о том, что каждый человек имеет право иметь семью (ст. 38).
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
- Мы являемся гражданами нашей страны: значит каждый из нас имеет это право: жить в семье, иметь семью, создавать свою семью
2. Стихи о семье (Лалеко, Майорова, Маслова )
Семья – это много понятий разных,
Семья – это будни,
Семья – это праздник,
Семья – это радость твоя и моя.
Семья – это ты!
Семья – это я!Семья моя поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт признанье и рожденье
И для меня основа всех начал.В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твоя,
Семья – это то, что с тобою всегда.
3. Что это у меня? ( показываю семечко)
- Что можно с ним сделать?
Что произойдёт, если посадить семечко в землю?
Зёрнышко начнёт давать росток.
Каким может быть этот росток?
От чего зависит?
Что нужно, чтобы семечко выросло крепким и могло давать плоды?
С кем мы можем сравнить семечко?
Каким оно вырастет?
Какими вырастем МЫ?
Вывод:
От того, где и как будет расти наше семечко, такое будет и растение. т.е. и ребёнок вырастет таким, в какой семье он будет расти.
(Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому)
4. Семья
Какие слова притягивает слово семья
5. Зачитать отрывки о вашей семье
Сочинения писали ВЫ и ваши родные.
(позвольте зачитать несколько отрывков)
А) пишут дети:
- У нас очень дружная семья. Мы стараемся не обижать друг друга. Мы все очень любим и помогаем друг другу.
- В нашей семье я у мамы и папы единственный ребёнок. Но мне совсем не скучно, т к у меня много родных и близких.
- Я очень люблю ходить к ним в гости, а они меня балуют чем- нибудь вкусненьким.
- Наша большая дружная семья живёт в уютном доме.
Б) пишут родители:
- Я хочу рассказать о своей небольшой дружной семье. Пока нас всего лишь трое, но мы мечтаем, чтобы нас стало больше, минимум на два человека.... Я очень люблю своих мальчишек! И Хочу. Чтобы наша семья всегда оставалась такой же дружной...
- Наша семья большая. В нашем доме всегда тепло и уютно. Я очень горжусь своей семьёй и всегда буду хранить и оберегать её.
6. Итак, с семьёй мы с вами познакомились, а сейчас попробуем построить дом.
(на столе у вас лежат кирпичики со словами, подумайте, что положите в основу, в фундамент своего дома?)
- Тепло (крыша)
- Забота
- Уважение
- Доброта
- щедрость
- зависть.
- жестокость
- Вежливость
- Любовь
- Грубость
- Нежность
- Терпение
Все ли кирпичики использовали?
Какие слова оказались лишние?
ПОКАЗЫВАЮ ДОМ:
Вот какой дом построила семья Оленникова Стаса.
Давайте подумаем: какой дом? (красивый, уютный и тд)
- А какую роль выполняет дом для семьи?
Что делает? (Охраняет, оберегает)
Будет ли тепло в этом доме?
Вывод: Коль построили дом, в него надо заселить свою семью.
7. Практическая работа:
- На столе лежит лепесток ромашки (почему ромашки?) гадают, или желание.
Заданий будет несколько:
- Обвести ладонь
- На пальчиках написать имена родных и близких
- Пожелание своей семье (можно одним словом)
8. Благодарение (Выходим со своим лепестками и пожелания своей семье)
- Мои пожелания моим родным и близким:
- Подойдите к своим родным, вручите им ваши пожелания.
- Усаживайтесь на места.
9. Писали сочинения о семье, о детях, о своём уютном гнёздышке.
Я хочу зачитать строки из сочинений о самом дорогом для родителей, это детях:
- В нашей семье растёт маленький ангелочек, с белыми волосами и голубыми глазками.
-Мои дети очень ответственные и добрые...
-Мне нравится видеть счастливые лица детей, слышать их задорный смех и пускай иногда их каверзные вопросы ставят меня в тупик ...я точно знаю, что они самые любимые.
10. Читает Оленников Стас.
Любят меня без особых причин,
За то, что я - внук,
за то что я - сын
За то, что малыш,
За то, что расту,
За то, что я маму и папу люблю
И эта любовь до конца моих дней,
Останется тайной опорой моей!!!
11. Ресурсный круг(передаём солнышко)
- За что я благодарен своей семье?
12. Мнения родителей ответное слово
Послушайте и подумайте:
13. Я хочу вам рассказать одну легенду. А вы подумайте, какое это слово?
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старшины семьи: “Как вам удаётся жить в мире согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое
(Терпение)
- Если Вы догадались, какое это слово, то можно показать –
14. Вывод. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать свои отношения с родными.
15. Читаем стихи: (Вельц, Яшкин, Лазаренко)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.Моя семья – обычная семья,
И как у всех, то дождь, то светит солнце.
Но в ней, как в капельке Россия вся видна,
Что кротко смотрит с каждого оконца.Любите и цените счастье-
Оно рождается в семье
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
16. Итог урока
- Захотелось ли вам в будущем построить свой дом?
- Как вы думаете, какими хотят вас видеть ваши родители?
- Какие пословицы о семье вы знаете?
- Из чего можно построить дом?
- Из чего сегодня мы с вами строили дом?
На память кирпичики: пусть они пока не настоящие, но может когда-нибудь они станут основой вашего дома, в котором навечно поселятся любовь и нежность, доверие и взаимопонимание, в котором будут жить счастливые люди, под названием СЕМЬЯ.
17. Читаю на слайде.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Рецепт счастья
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.
И.Беляева
Спасибо за урок.
Использованная литература.
1. Издательский дом Истоки Москва 2007 г А В Камкин
2. Основы православной культуры под редакцией протоирея Виктора Дорофеева Москва 2002г
3. Истоковедение Москва 2009г под редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина