Информационные технологии на уроках знакомство с окружающим миром

Разделы: Технология


Цель: познакомить детей с полезными свойствами каш; убедить детей в том, что каша - лучшее блюдо, подходящее для завтрака.

Задачи:

  • образовательная: познакомить с различными видами каш, в зависимости от зернового растения, учить дифференцировать каши по внешнему виду;
  • развивающая: развивать умение и навыки мыслительной, коммуникативной деятельности;
  • коррекционная: корректировать внимание, речь, логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитательная: воспитывать желание у детей питаться полезной пищей.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон с записью песни “Повар”.

Демонстрационный материал: выставка детских книг: сказка Братьев Гримм “Горшочек каши”, русская народная сказка “Каша из топора”, рассказ Николая Носова “Мишкина каша”, картинки с изображениями профессий, карточки со словарными словами. Для повара набор кухонной посуды и ингредиентов для приготовления каши.

Раздаточный материал: карточки-планы, тарелки с различными видами круп и вареной каши, ложки.

Предварительная работа: экскурсия на школьную столовую, изучали название зерновых растений и их строение.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин).

2. Повторение пройденного материала. (5-7 мин).

Мы сегодня продолжим ежемесячный цикл уроков о зерновых растениях.

- Ребята, а скажите, какие зерновые растения мы изучали на прошлом уроке?

Ответы детей. (Пшеница, овес, ячмень-показ названия растения на доске).

- Все эти зерновые растения выращивают на полях Омской области.

- Вспомним, кто участвует в выращивании зерновых растений? (Я вам демонстрирую фильм, а вы рассказываете люди какой профессии участвуют в выращивании зерновых растений).

- Усаживайтесь удобнее и внимание на экран.

Рассказ учителя по ходу фильма с вывешиванием опорных план-картинок (рисунок 2)

Чтобы крупы зерновых растений появились у нас дома и в школьной столовой, люди каких профессий трудятся для этого?

(Тракторист пашет, сеет; агроном выращивает, комбайнер собирает урожай).

3. Новый материал. (15 мин).

А вот сегодня мы поговорим о .... Вы сейчас догадаетесь сами, отгадав загадку. Итак: (чтение загадки с показом).

Загадка (показ)

Крупу в кастрюлю насыпаю,
Водой холодной заливаю
И ставлю на плиту вариться.
И что тут может получиться? ( каша.)

Правильно ребята, это каша. Повтори (некоторые дети проговаривают, а все вместе читаем название темы урока на слайде). Вот сегодня мы будем говорить о разных видах каш, приготовленных из зерновых растений, о ее пользе.

3.1. Актуализация знаний детей.

- А какие вы каши знаете и любите кушать?

- А в какое время суток вы кушаете кашу? (Ответы детей). Кашу следует кушать перед уроками, соревнованиями, работой.

- А кто скажет, почему надо употреблять кашу утром? (Ответы детей). Любая каша придает человеку силу и энергию, т.к. это лучшее блюдо, подходящее для завтрака. Тот кто ее употребляет становится здоровым, умным, красивым и сильным.

- Дети, а блюдо это нашего времени или оно пришло с древних времен?

3.2. Рассказ учителя.

(Рассказ учителя об истории каши и ее блюдах на Руси в записи на CD ). (слайд 1)

Каша является древнейшим блюдом национальной русской кухни. Еще наши бабушки готовили кашу в чугунке на русской печи. Зерна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной к пище. И сейчас ваши мамы варят различные каши, т.к. в ней содержится большое количество витаминов и питательных веществ. Недаром каши, приготовленные из зерновых растений, широко применяются в питании детей, молодых людей которые служат Родине и пожилых людей. В нашей школьной столовой ученикам предлагаются на завтрак блюда из каш: пшеничная и манная, овсяная и геркулесовая, ячменная и перловая.

Так из зернового растения пшеница готовится каша пшеничная, а если крупу измельчить остается мелкая сердцевина от крупы, то можно приготовить манную кашу. Из зернового растения овес получается овсяная каша, а если крупу раздавить, то можно приготовить геркулесовую кашу. А из ячменя готовится ячменная каша, если крупу раздробить, то приготовить можно ячневую кашу. Из крупного ячменя можно приготовить перловую кашу. (Во время рассказа воспитатель демонстрирует зерно, каши, приготовленные из данного зерна, вывешиваются опорные схемы). Все виды каш полезны, питательны и вкусны.

- Ребята, скажите из зернового растения, пшеница, какие каши готовят? (Ответы детей - пшеничная и манная).

- Из овса, какие каши готовятся? (Ответы детей - овсяная и геркулесовая).

4. Закрепление.

4.1. Первичное закрепление материала по опорным схемам.

4.2. Работа по дифференцированным карточкам.

(Задание: соединить зерновое растение с кашей, приготовленное из этого растения)

Стук в двери. Под музыку заходит повар с кастрюлей и поварёшкой.

– Здравствуйте дети и гости. Вы меня узнали? Я – школьный повар. Люблю варить вкусную кашу для детей на завтрак. Это очень полезная пища. А для того чтобы приготовить кашу, что для этого необходимо? (кастрюля, крупа, вода, соль, масло...)

ФизминуткаМы варим” (С.Я.Маршак).

Мы варили суп, суп
Из ячменных круп, круп.
Получилась каша.
То-то чудо наше.

- Мы с вами сварили вкусную, сытную кашу. Какие каши получились? (Ячневая, перловая, ячменная) Из какого зернового растения готовят эти каши? (Ответы детей- из ячменя).

Мы варили суп, суп
Из пшеничных круп, круп.
Получилась каша.
То-то чудо наше.

- Мы с вами сварили вкусную, сытную кашу. Какие каши получились? ( манная, пшеничная) Из какого зернового растения готовят эти каши? (Ответы детей- из пшеницы).

Что необходимо добавить в кашу, чтобы она была вкуснее? (Ответы детей-масло, соль, воду). А скажите, ребята, чем едят кашу?

( Демонстрация предметов: вилка, ложка, поварешка, совок и определение их назначения).

- Молодцы.

- А в какую тарелку кладут кашу? (глубокую или мелкую)

- Здорово, все-то вы знаете. Но я для вас приготовил вкусный и полезный подарок. Приходите ко мне в школьную столовую, я вас угощу во время завтрака кашей. Жду. А сейчас до свидания.

4.3. Работа с книжной выставкой.

О кашах написано много сказок и рассказов. Какие произведения вы знаете, где есть слово каша? В нашей библиотеке такие книги как сказка Братьев Гримм “Горшочек каши”, русская народная сказка “Каша из топора”, рассказ Николая Носова “Мишкина каша”. Эти произведения мы прочитаем на внеклассном чтении.

5. Итог.

Вот и завершился наш урок.

- Напомните тему нашего урока? (“Каша – пища наша”).

- Какие виды каш вы запомнили?

- Из каких круп они готовятся?

- А почему так называется тема нашего урока?

Понравилось вам наше занятие? Чем? В чем вы видите пользу этого занятия?

- Все ребята очень старались, особенно правильно отвечали на вопросы Женя, Данил, Стеша, а Катя и Сережа правильно определили названия каш, Настя и Ася правильно разложили карточки с заданием. Молодцы, все старались.

Презентация.

Список рекомендуемой литературы для учителей.

  1. В.М. Пашина, Т.В.Шепелёва. Занятия в группе продлённого дня. Конспекты занимательные материалы рекомендации- Волгоград. Издательство учитель, 2010г.
  2. КККнига о вкусной и здоровой пище под общей ред. И.М. Скурихина.- М.:АСТ-ПРЕСС СКД, 2002.
  3. Филипенко Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общими недоразвитием речи в условиях специального детского учреждения.- М., 2001.
  4. С.А.Лёвина, С.И.Тукачёва.- Волгоград: Учитель, 2009.