“Не забывай на праведном пути, ты должен слово нужное найти”.
М.Твен
Участвуют две команды. Набираются команды из учеников 6 и 7 классов.
Дать названия, подготовить девизы, написать песни, выбрать капитанов.
1 команда “Чебурашка”.
- Девиз команды: “Чебурашка не пищи, легкой жизни не ищи.”
2 команда “Крокодил Гена”.
- Девиз команды : “Дружбой надо дорожить”.
Зал оформляется плакатами с высказываниями о русском языке, выпускается стенная газета “Слово”.
Для проведения КВНа избирается жюри из учителей-филологов и учащихся старших классов.
Команды представляются друг другу, приветствуют, обмениваются подарками.
I. Любителям конкурсов.
1.
Л Е Т О Ю Р Т А Б Р А Т И Г Л А
Т Е Н Ь Е Л К А Л Е Н Ь Я Щ И К М А М А
2.
К О Н Ь О К Н О Н О Ч Ь К О Ж А
У Р О К Р А М А С О В А О М С К В О Д А
II. Конкурс капитанов.
- Исправьте перепутанные фразеологизмы.
- Вратарь нашей команды не ударил в калошу.
- Вратарь противника сел лицом в грязь.
- Мой младший брат совсем отбился от ног.
- Из-за него мы сегодня сбились от рук.
- Девочка, сломя нос мчалась.
- Девочка сидела, повесив голову.
- У него от трудного задания глаза стали дыбом.
- Учительница видела, как у мальчика волосы на лоб полезли.
III. Построить “в пары” фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл:
Повесил нос обманывал Держал язык за зубами приуныл Вставляет палки в колеса помалкивал Надул губы догонял Пускал пыль в глаза обиделся Наступал на пятки хвастался Втирал очки мешал Зуб за зуб понравился Сделал из мухи слона надоело В зубах навязло преувеличивал Нашел дорогу к сердцу замерз Клевал носом не ожидал Как снег на голову медлил Вылетело из головы дремал В час по чайной ложке забыл
IV. Найдите подлежащее.
- Десять ночей подряд он лечил несчастных зверей.
- Очков с полдюжины она себе достала.
- А шквал унес в море десятка два шлюпок.
- Десять дней шли дожди.
- Эти десять дней тянулись очень долго.
(Задания капитанам даются на карточках)
V. Разминка команд.
(Все задания – на карточках)
1. Какими частями речи являются слова:
Два - удвоить – Двойка - вдвоем – Двое - двоякий – Двойной - дважды –
2. Определите род существительных:
Георгины овощи вуаль Туфли ведерки лебедь Манжеты тюль кофе Ботинки какао
3. Докажите, что буквосочетание “Теперьяподнимитетоже” имеет не меньше семи прочтений.
4. Обе команды получают карточки со словами. Участник 1 команды читает первое слово по своей карточке, а участник 2 команды отыскивает на своей карточке синоним к нему.
Алфавит Аккуратный Огонь Алый Шалун Скакать Чистый Азбука Конница Пламя Прыгать Озорник Бросать Кавалерия Красный Кидать
Читает ученик 2 команды, подбирает синонимы ученик 1 команды.
Базар Безмолвие Мокрый Знойный Тишина Древний Турнир Жизнерадостный Жаркий Рубеж Старинный Матч Веселый Рынок Граница Сырой
5. Конкурс на лучшего знатока загадок, и какая из них быстрее отгадает.
6. Конкурс “Наборщик”. Составить как можно больше слов из слова “Грамматика”.
7. Кто быстрее подберет синоним из 4-х букв к данным словам.
Приятель – друг
Солдат – воин
Красный – алый
Работа – труд
Противник – враг
Шагать – идти
Печаль – горе
Родник – ключ
8. От каждой команды выходят по одному участнику. Им раздают карточки с текстом пословиц: на одной карточке – начало пословиц, на другой – конец. Задача играющих – собрать полные комплекты карточек, чтобы все пословицы имели и начало и конец.
- Ум хорошо, а два лучше
- Что написано пером, того не вырубишь топором
- Кончил дело – гуляй смело
- Век живи, век учись
- Волков боятся – в лес не ходить
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей
- Слово серебро, молчание – золото
- Что посеешь, то и пожнешь
- Терпение и труд все перетрут
- Тише едешь, дальше будешь
9. Эстафета с буквами
Из эстафетных листочков, на которых написаны буквы пословицы (а на обратной стороне цифры от 1 до 28), члены команды собирают пословицу. Первая команда – первую пословицу, вторая команда – вторую пословицу.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Жюри подводит итоги
- Команды награждаются призами.