Работа с приотитетными социальными группами населения: пожилыми людьми, ветеранами

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Создание условий для развития коммуникативных навыков старших школьников в общении с пожилыми людьми и ветеранами.

Задачи:

  • Создать условия, благоприятствующие формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
  • Развивать инициативу старшеклассников по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам.
  • Воспитывать доброту, чуткость, сострадание, сопереживание, терпимость и доброжелательность.

Оборудование:

  • стулья по количеству обучающихся;
  • 2 стола;
  • 2 стенда для ватманов;
  • 3 ватмана;
  • маркеры;
  • листы бумаги по количеству обучающихся;
  • ручки или карандаши по количеству обучающихся;
  • мяч;
  • магнитофон или ноутбук с колонками,
  • проектор и экран.

Педагогические приёмы:

  • вопросы к группе,
  • чувственное восприятие и анализатор,
  • игровой приём,
  • ситуация успеха,
  • работа в группах,
  • индивидуальная работа.

Методы:

  • репродуктивный,
  • частично поисковый.

Ход занятия

Этапы Содержание
Организационный этап Педагог: Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас с утра в таком хорошем настроении. Как у Вас дела в школе? Что нового?

Педагог: Успеваемость в порядке, самочувствие хорошее, тогда мы можем начинать занятие.

Какую тему мы изучали на прошлом занятии? Давайте вспомним, что такое приоритетные социальные группы населения, кто к ним относится?

Педагог: Хорошо! Тема нашего сегодняшнего занятия работа с пожилыми людьми и ветеранами.

Введение в тему Педагог: Я прошу Вас по очереди сказать свои ассоциации на слова:
  • Бабушка на скамеечке;
  • Моя бабушка;
  • Пенсионер;
  • Ветеран.
Новый материал Спасибо! А с какого возраста человек считается пожилым? Почему?

Как пожилые люди вовлечены в повседневную жизнь?

Существуют ли сферы деятельности в которых заняты только пожилые люди? А из которых они исключены полностью?

Педагог: Сейчас я предлагаю Вам разделиться на две группы. Одну группу я прошу написать на ватмане положительные черты и характеристики пожилых людей и ветеранов, а вторую – отрицательные.

(На работу отводится 5 минут).

Типичные проблемы одиноких пожилых людей:

  • трудности во взаимоотношениях с соседями;
  • суицидальные мысли и поведение;
  • психологические проблемы из-за отрицания близких идеалов их юности и всей жизни;
  • чувство вины перед умершими близкими;
  • психологические проблемы, связанные с болезнями данного пожилого человека;
  • страх смерти (“...некому будет похоронить и выполнить традиционный обряд...”)

Педагог: А теперь обменяйтесь листами и подпишите каждую черту или характеристику. Почему и отчего она возникла.

(На работу отводиться 5 минут)

Особенности поведения и психологические новообразования пожилого возраста (55-100 лет)

  • Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу.
  • При неблагоприятных условиях развиваются обостряются такие качества как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость,
  • Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных.
  • Растет уровень недоверия всему новому (людям, информации, условиям проживания....)
  • У пожилых людей прослеживается тенденция поделиться своими воспоминаниями. Подобная обратная связь помогает ему лучше разобраться в себе, поделиться тяжёлыми впечатлениями.

Педагог: Спасибо. Вот мы с Вами и составили собирательный образ пожилого человека. Как же работать с такой категорией населения? С какими же чувствами и эмоциями идти на встречу. Я считаю, что в основе должна быть любовь... А вы с чем идёте к одиноким старикам?

(Ребята бросают друг другу мяч, проговаривая чувства)

  • Сочувствие
  • Понимание
  • Уважение
  • Интерес (искренний)
  • Радость встречи
  • Доверие
  • Доброжелательность
  • Мудрость (перед тобой человек с богатым жизненным опытом)
  • Взаимопонимание
Практикум Педагог: Я приглашаю вас всех сейчас встать в круг по два человека лицом друг к другу, чтобы почувствовать тепло и заботу друг о друге, внимание и доброжелательность.“Здравствуй, друг!”
  • Здравствуй, друг. (Здороваются за руку).
  • Как дела? (хлопают друг друга по плечу).
  • Где ты был? (тянут друг друга за мочку уха).
  • Я скучал. (Кладут правую руку на сердце).
  • Ты пришел? (Руки разводят в стороны).
  • Хо-ро-шо! (радостно обнимаются.).

Внутренний круг делает шаг вправо, переходят к другому партнеру и повторяют все сначала

Педагог: А теперь давайте попробуем сделать то же самое, но без слов.

Из числа участников выбирается водящий. Он выходит из помещения. Сидящие в комнате выбирают 3-х игроков, которые будут смотреть на водящего "любящим, ласковым взглядом". Игрок, вошедший в комнату должен догадаться, кто из участников смотрит на него любящим, ласковым взглядом. Затем выбирается следующий водящий.

Педагог: Спасибо! Сложное ли было задание? Почему? Так какую же помощь можете оказать Вы старшеклассники? Чего от вас ждут пожилые люди?

Значит мы главные слушатели. А умеете ли вы слушать?

Упражнение "Правда или вымысел" (умение выслушать и понять)

Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
Все садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш. Нужно написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
Один за другим ребята зачитывают свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.
Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Всегда ли вы понимаете стариков. Давайте проверим.

  • Аюшки – что?
  • Пошукать – поискать
  • Акстись – Бог с тобой
  • Надысь – когда-то
  • Баять, бачить, гутарить, балакать – говорить
  • Большак – большая дорога, шоссе
  • Ляпота – красота, великолепие
  • Подсобить – помочь
  • Бдеть – заботиться, бодорствовать (не спать)
  • Верстати – сравнивать, уравнивать
  • В суе – напрасно
  • Вящий – старший по положению, большой, знатный
  • Купище, торжище – рынок, базар
  • Мшица – мошка, мелкое насекомое
  • Сподручники – помощники
  • Рясы – украшение
  • Ревность – усердие
  • Лихое – злое
  • Стезя – тропа, узкая дорога
  • Мзда – награда, плата
  • Препона – преграда
  • Уповать – надеяться
  • Чаять – ожидать

Педагог: Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную композицию, в которой используются слова употребляемые нашими бабушками и дедушками, но ныне вышедшие из употребления. Поймёте ли вы о чём речь? Что значит каждое слово?

(“У каждого была бабушка” Вячеслав Мясников “Уральские пельмени”) Приложение № 1

Закрепление пройденного материала Педагог: На следующем занятии я спрошу у вас значение этих слов. А сейчас давайте с вами подведём итог. Сделаем своеобразный свод правил при работе с пожилыми людьми, ветеранами. Каждому из Вас нужно подойти к стенду и проговорив вслух, написать правило.

Правила при работе с пожилыми людьми и ветеранами.

  • Стремиться к взаимопониманию,
  • Не обманывать,
  • Вызывать доверие,
  • Составить четкий (удобный) график для посещений (и выполнять его),
  • Не повышать голос,
  • Быть опрятным,
  • Не расстраивать (по пустякам),
  • Объяснять что-либо доступным для пожилого человека языком....

Педагог: Спасибо ребята! Вы сегодня просто молодцы!

Педагог: (на фоне слайдовой презентации) Приложение № 2

Не обижайте стариков. Не надо!
Они свою большую жизнь прошли,
У них теперь одна лишь есть отрада,
Которую вы им бы дать могли!
Обрадует их добрая улыбка
И несколько простых, но тёплых слов.
Их жизнь уже и так недолга и зыбка,
И вся из боли и тревожных снов.
Они живут в своих воспоминаниях
В их стариковских неспокойных снах,
Им видится война и время созиданья,
И маленькие дети на руках...
Пусть в чём-нибудь они и виноваты,
Вы не ищите злых, колючих слов.
Они вчерашние солдатки и солдаты,
Прошу – НЕ ОБИЖАЙТЕ СТАРИКОВ!!!

Подведение итогов Педагог: Большое спасибо! Вы сегодня хорошо поработали, завтра мы закрепим ваши знания на практике. У нас состоится субботник перед домом Ковалёвой Марии Фёдоровны.

А на сегодня я с вами прощаюсь. Будьте внимательны к окружающим Вас людям!