Цель: Создание условий для развития коммуникативных навыков старших школьников в общении с пожилыми людьми и ветеранами.
Задачи:
- Создать условия, благоприятствующие формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
- Развивать инициативу старшеклассников по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам.
- Воспитывать доброту, чуткость, сострадание, сопереживание, терпимость и доброжелательность.
Оборудование:
- стулья по количеству обучающихся;
- 2 стола;
- 2 стенда для ватманов;
- 3 ватмана;
- маркеры;
- листы бумаги по количеству обучающихся;
- ручки или карандаши по количеству обучающихся;
- мяч;
- магнитофон или ноутбук с колонками,
- проектор и экран.
Педагогические приёмы:
- вопросы к группе,
- чувственное восприятие и анализатор,
- игровой приём,
- ситуация успеха,
- работа в группах,
- индивидуальная работа.
Методы:
- репродуктивный,
- частично поисковый.
Ход занятия
Этапы | Содержание |
Организационный этап | Педагог: Добрый день, дорогие
друзья! Я рада видеть вас с утра в таком хорошем
настроении. Как у Вас дела в школе? Что нового? Педагог: Успеваемость в порядке, самочувствие хорошее, тогда мы можем начинать занятие. Какую тему мы изучали на прошлом занятии? Давайте вспомним, что такое приоритетные социальные группы населения, кто к ним относится? Педагог: Хорошо! Тема нашего сегодняшнего занятия работа с пожилыми людьми и ветеранами. |
Введение в тему | Педагог: Я прошу Вас по очереди
сказать свои ассоциации на слова:
|
Новый материал | Спасибо! А с какого возраста человек
считается пожилым? Почему? Как пожилые люди вовлечены в повседневную жизнь? Существуют ли сферы деятельности в которых заняты только пожилые люди? А из которых они исключены полностью? Педагог: Сейчас я предлагаю Вам разделиться на две группы. Одну группу я прошу написать на ватмане положительные черты и характеристики пожилых людей и ветеранов, а вторую – отрицательные. (На работу отводится 5 минут). Типичные проблемы одиноких пожилых людей:
Педагог: А теперь обменяйтесь листами и подпишите каждую черту или характеристику. Почему и отчего она возникла. (На работу отводиться 5 минут) Особенности поведения и психологические новообразования пожилого возраста (55-100 лет)
Педагог: Спасибо. Вот мы с Вами и составили собирательный образ пожилого человека. Как же работать с такой категорией населения? С какими же чувствами и эмоциями идти на встречу. Я считаю, что в основе должна быть любовь... А вы с чем идёте к одиноким старикам? (Ребята бросают друг другу мяч, проговаривая чувства)
|
Практикум | Педагог: Я приглашаю вас всех сейчас
встать в круг по два человека лицом друг к другу,
чтобы почувствовать тепло и заботу друг о друге,
внимание и доброжелательность.“Здравствуй,
друг!”
Внутренний круг делает шаг вправо, переходят к другому партнеру и повторяют все сначала Педагог: А теперь давайте попробуем сделать то же самое, но без слов. Из числа участников выбирается водящий. Он выходит из помещения. Сидящие в комнате выбирают 3-х игроков, которые будут смотреть на водящего "любящим, ласковым взглядом". Игрок, вошедший в комнату должен догадаться, кто из участников смотрит на него любящим, ласковым взглядом. Затем выбирается следующий водящий. Педагог: Спасибо! Сложное ли было задание? Почему? Так какую же помощь можете оказать Вы старшеклассники? Чего от вас ждут пожилые люди? Значит мы главные слушатели. А умеете ли вы слушать? Упражнение "Правда или вымысел" (умение выслушать и понять) Игра усиливает групповую сплоченность и
создает атмосферу открытости. Всегда ли вы понимаете стариков. Давайте проверим.
Педагог: Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную композицию, в которой используются слова употребляемые нашими бабушками и дедушками, но ныне вышедшие из употребления. Поймёте ли вы о чём речь? Что значит каждое слово? (“У каждого была бабушка” Вячеслав Мясников “Уральские пельмени”) Приложение № 1 |
Закрепление пройденного материала | Педагог: На следующем занятии я
спрошу у вас значение этих слов. А сейчас давайте
с вами подведём итог. Сделаем своеобразный свод
правил при работе с пожилыми людьми, ветеранами.
Каждому из Вас нужно подойти к стенду и
проговорив вслух, написать правило. Правила при работе с пожилыми людьми и ветеранами.
Педагог: Спасибо ребята! Вы сегодня просто молодцы! Педагог: (на фоне слайдовой презентации) Приложение № 2 Не обижайте стариков. Не надо! |
Подведение итогов | Педагог: Большое спасибо! Вы сегодня
хорошо поработали, завтра мы закрепим ваши
знания на практике. У нас состоится субботник
перед домом Ковалёвой Марии Фёдоровны. А на сегодня я с вами прощаюсь. Будьте внимательны к окружающим Вас людям! |