(устный журнал с элементами исследовательской и частично-поисковой работы))
Цели:
- Познакомить обучающихся с одним из самых распространенных полезных ископаемых Кемеровской области – углем.
- Расширить представление о профессиях , наиболее востребованных в регионе.
- Воспитывать чувство гордости за людей , работающих в угольной отрасли и стремление быть похожими на них
Задачи:
- Вовлечение в воспитательную и профориентационную работу с классом родителей, работающих на предприятиях ЕВРАЗа,
- Создание условий для активизации поисковой деятельности обучающихся;
- Обучение работе в команде, умению слушать и слышать окружающих , совместно проводить исследовательскую работу и анализировать её результат
Оборудование и материалы: коллекции угля; кусочки угля для практической работы, стаканы с водой, молоток, лупы, штатив для хим опытов, спиртовка, мультимедийный проектор, компьютер, карта “Полезные ископаемые Кемеровской области”, барабан для викторины, бейджики с названием и эмблемой команды у каждого ученика, призы для детей и подарки для гостей
Предварительная подготовка: дети заранее разделены на 4 команды, выбраны капитаны. Изготовлены и вручены приглашения для родителей-шахтеров.
Страницы:
- Происхождение угля.
- Как добывают уголь
- Люди героической профессии – шахтеры (встреча с представителями шахтеров)
- Свойства угля. Практическая работа.
- Применение угля
- Знатоки угольной промышленности (викторина)
- Итог. Награждение победителей и гостей.
- Задание для следующего занятия.
Ход урока
1. Оргмомент
Здравствуйте, Ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие. А путешествие будет не простое. Совершить нам его помогут наши гости – ваши родители. Итак, в путь!
Закройте глазки, представьте, что мы садимся в огромную машину времени (Звучит музыка). Открывайте! Что мы видим?
Мы с вами оказались в древнем лесу. А почему мы тут оказались? Оказывается, именно здесь, в этом густом, влажном лесу природой были созданы все условия, чтобы появился такой необходимый нам продукт.
2. Происхождение угля(Слайд 1 – 3)
Сообщение ребенка “Откуда взялся уголь”.
Образование каменного угля характерно для всех геологических систем начиная от силура и девона, очень широко Каменный уголь распространены в отложениях каменноугольной, пермской и юрской систем. Залегают Каменный уголь в виде пластов различной мощности (от долей м и до нескольких десятков и более м). Глубина залегания углей различна — от выхода на поверхность до 2000—2500 м и глубже. При современном уровне горной техники добыча каменного угля может производиться открытым способом до глубины 350 м.
Для образования угля необходимо обильное накопление растительной массы. В древних торфяных болотах, начиная с девонского периода, накапливалось органическое вещество, из которого без доступа кислорода формировались ископаемые угли. Большинство промышленных месторождений ископаемого угля относится к этому периоду, хотя существуют и более молодые месторождения. Возраст самых древних углей оценивается примерно в 350 миллионов лет.
Уголь образуется в условиях, когда гниющий растительный материал накапливается быстрее, чем происходит его бактериальное разложение. Идеальная обстановка для этого создается в болотах, где стоячая вода, обеденная кислородом, препятствует жизнедеятельности бактерий и тем самым предохраняет растительную массу от полного разрушения. На определенной стадии процесса выделяемые в ходе его кислоты предотвращают дальнейшую деятельность бактерий. Так возникает торф — исходный товар для образования угля. Если затем происходит его захоронение под другими наносами, то торф испытывает сжатие и, теряя воду и газы, преобразуется в уголь.
Под давлением толщи осадков мощностью в 1 километр из 20-метрового слоя торфа получается пласт бурого угля толщиной 4 метра. Если глубина погребения растительного материала достигает 3 километров, то такой же слой торфа превратится в пласт каменного угля толщиной 2 метра. На большей глубине, порядка 6 километров, и при более высокой температуре 20-метровый слой торфа становится пластом антрацита толщиной в 1,5 метра.
3. Как добывают уголь.(Слайды 5-17)
(Сообщение ученика)
История добычи угля в России.
Российский император Петр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода в районе нынешнего г. Шахты (до революции Александровск-Грушевск). Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. “Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет”, — сказал Пётр I. Рудознавецкрепостной крестьянин Григорий Капустин в 1721 году открыл каменный уголь близ притока Северского Донца— реки Курдючьей и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах. В декабре 1722 года Пётр I именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды. В 1722 годуБерг-коллегияпредложила В. И. Геннину, ведавшему уральскими и сибирскимизаводами, “иметь старание о прииске каменного угля как и в прочих европейских государствах обходятся дабы оным лесам теми угольями было подспорье”. Группа С. Костылева в 1720—1721 годах вела поиски полезных ископаемых в северных предгорьях Алтая. В феврале 1722 годаМ. Волков сделал заявку на железную руду, найденную им в Томском уезде, и уголь, обнаруженный им в “горелой горе” в семи верстах от Верхотомского острога, на территории современного города Кемерово. Становление угольной промышленности в России относится к первой четверти XIX в, когда уже были открыты основные угольные бассейны.
А как же сейчас добывают уголь? Давайте послушаем людей такой героической профессии, как шахтеры. Это люди, которые каждый день спускаются под землю, рискуя своей жизнью, чтобы нам с вами было всегда тепло и светло. Слово предоставляется вашим папам!
Рассказ шахтеров. (слайды 18- 30)
В рассказе отражены способы добычи угля, трудности профессии, обязательное соблюдение техники безопасности, интересные истории из практики.
(Во время рассказа Слайд-шоу “Шахты Новокузнецка”)
Очень тяжелым является труд шахтера, много опасностей в шахте: сопутствующий газ метан может взорваться от малейшей искры, и тогда гибнут сотни людей от огня, дыма и завалов. С 1920 года в шахтах Кузбасса погибло 15 200 шахтеров. В память о погибших шахтерах в Кузбассе построено множество храмов и часовен. Люди помнят тех, кто делает нашу жизнь теплее и лучше. Давайте почтим память о погибших шахтерах минутой молчания.
(дети встают. Минута молчания)(слайды 31- 35)
Мы с вами тоже можем стать причастными к трудной работе шахтеров. Давайте проведем исследовательскую работу и узнаем, какими свойствами обладает уголь, добытый вашими отцами и дедами таким тяжелым трудом.
4. Практическая работа “Свойства угля”(Работа в группах)
Перед вами лежат кусочки угля. Рассмотрите их . Для того, чтобы узнать, какими свойствами обладает уголь, необходимо провести практическую работу. Каждая группа будет исследовать различные свойства угля. Для этого на столе у вас лежат инструкции. Следуя этим инструкциям, каждая группа исследует какое-то одно свойство угля, а затем отчитается о проделанной работе, заполнив исследовательский лист
(отчет групп о проделанной работе)
А с главным свойством угля мы познакомимся все вместе, проведя следующий опыт. (На штативе закреплен кусочек угля, под ним – горящая спиртовка.) Уголь нагревается. Дети наблюдают за результатом. Делают вывод, что при высоких температурах уголь сначала раскаляется, а потом загорается. (слайд 36)
5. Использование угля (Слайды 37 - 38)
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, а также для извлечения из него редких и рассеянных элементов. Угольная, коксохимическая промышленность, отрасли тяжелой промышленности осуществляют переработку каменного угля методом коксования. Коксование - промышленный метод переработки угля путем нагревания до 950-1050 С без доступа воздуха. Основными коксохимическими продуктами являются: коксовый газ, продукты переработки сырого бензола, каменноугольной смолы, аммиака.
Из коксового газа углеводороды извлекают промывкой в скрубберах жидкими поглотительными маслами. После отгонки от масла, разгонки из фракции, очистки и повторной ректификации получают чистые товарные продукты, как-то: бензол, толуол, ксилолы и др. Из непредельных соединений, содержащихся в сыром бензоле, получают кумароновые смолы, использующиеся для производства лаков, красок, линолеума и в резиновой промышленности. Перспективным сырьем является также циклопентадиен, который также получают из каменного угля. Каменный уголь – сырье для получения нафталина и других индивидуальных ароматических углеводородов. Важнейшими продуктами переработки являются пиридиновые основания и фенолы.
Путем переработки в общей сложности можно получить более 400 различных продуктов, цена которых, по сравнению сценой самого угля, возрастает в 20-25 раз, а побочные продукты, получаемые на коксохимических заводах, превосходят цену самого кокса.
Очень перспективным является сжигание (гидрогенизация) угля с образованием жидкого топлива. Для производства 1т нефти расходуется 2-3т каменного угля. Из каменных углей получают искусственный графит. Используются они в качестве неорганического сырья.При переработке каменного угля, из него в промышленных масштабах извлекают ванадий, германий, серу, галлий, молибден, цинк, свинец. Зола от сжигания углей, отходы добычи и переработки используются в производстве стройматериалов, керамики, огнеупорного сырья, глинозема, абразивов. С целью оптимального использования угля производится его обогащение (удаление минеральных примесей).
6. Викторина “Знатоки угольной промышленности”
Игра по принципу “Поле чудес”
От каждой команды выходит капитан и вращает барабан. Первыми отвечать на вопрос имеют право члены той команды, капитан которой вращает барабан. Если они отвечают неправильно, право переходит к другой команде. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за правильные ответы.
Вопросы викторины:
- Из чего образовался уголь?
- Кто способствовал началу промышленной разработки угля в России?
- Какие существуют способы добычи угля?
- Какие компании в современной России занимаются промышленной добычей угля?
- Для чего используется уголь?
- Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать в шахте?
- Какой сопутствующий газ является очень опасным?
7. Итог урока. Награждение
Наш урок подошел к концу.
Что интересного вы узнали сегодня? Что запомнилось особенно сильно? Все ребята славно потрудились. Поэтому каждый из вас за такую активную работу получает сладкий приз.
Задание для поисковой работы:Но наша работа на этом не заканчивается. Предлагаю продолжить исследовательскую работу. В нашей школе у многих ребят родители работают на предприятиях угольной промышленности. Давайте создадим в школе галерею славы. Для этого нужно найти всех родителей, которые работают на шахтах, разрезах и ЦОФах, сфотографировать их и провести анкетирование. А затем мы все вместе оформим “ГАЛЕРЕЮ СЛАВЫ” нашей школы. Кто хочет участвовать в такой работе? Итак, старт дан, работа начинается!!!
Приложение
Инструкция по изучению свойств угля:
№ п\п | Действие команды | Pезультат | |
1 | Рассмотри кусочек угля при помощи лупы, что ты видишь? | Цвет – | Черный, бурый, серый, блестящий |
Структура – | Твердый, жидкий газообразный Однородная Пористая Неоднородная |
||
Наличие примесей | Есть ли вкрапления другого цвета? да - нет |
||
2 | Попробуй отломить кусочек угля,
что ты наблюдаешь? А теперь стукни по кусочку молотком. |
1.Прочность | Ломается – не ломается |
2. хрупкость | Разбивается – не разбивается | ||
3 | Опусти кусочек угля в стакан с водой. Что ты наблюдаешь? | Тяжесть Наличие газов |
Тонет в воде – не тонет в воде |
Выделяются пузырьки – не выделяются |