Цель: подвести детей к выводу о том, что остаток, получающийся при делении, всегда должен быть меньше делителя.
Задачи.
- Закрепить навыки табличного умножения и деления, деления с остатком;
- Развивать логическое мышление, внимание
- Воспитывать любовь к близким людям.
Оборудование: учебник “Математика” 3 кл (автор М.И Моро и др), компьютер, мультимедиа проектор, магнитная доска, наглядный материал (рисунки: белка, грибы, вазы; бумажные цветы).
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока).
- Устный счет (подготовка к введению нового материала).
- Работа по теме урока.
- Физкультминутка.
- Закрепление по теме урока.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, чему вы уже научились на уроках математики?
- Давайте вспомним, как называются числа при умножении, делении.
- Как найти неизвестный множитель? Делимое? Делитель?
3. Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока). (Слайд 2). Презентация
- Посмотрите на экран, подумайте и скажите, на какие две группы можно разбить эти примеры (Примеры на умножение и примеры на деление)
6 • 7 56 : 8
4 • 5 32 : 4
8 • 9 11 : 3
- Решим примеры первого столбика, второго столбика.
- Какой пример во втором столбике лишний? Почему?
- Какая будет тема нашего урока? (Деление с остатком) (Слайд 3)
- Как вы думаете, какое число может быть в остатке при делении на 3, 4, 7?
- Что нам предстоит выяснить в течение урока? (Может ли остатком быть любое число) (Слайд 4)
- Ребята, нужно ли уметь делить с остатком? Где в жизни нам это пригодиться?
4. Устный счет.
- Давайте вспомним числа, которые делятся на 3, 4, 5.
- Назовите самое большое число до 30, которое делится на 7, 8, 9.
Работа в парах
Игра “Математическое домино” (с помощью слайда 5 объясняются правила игры).
5. Работа по теме урока.
Фронтальная работа.
- Прочитайте последний пример в игре (7:2) (Слайд 6)
- Объясните, как разделить. (Надо узнать сколько раз по 2 содержится в 7 и сколько останется).
- Решить этот пример нам поможет белочка. (7 грибов разложить по 2 в корзинку)
- Сколько корзин понадобилось?
- Сколько грибов осталось?
- Как записать решение? (7:2=3 (ост.1))
- Сравним остаток и делитель (1<2)
- Разделим еще несколько чисел на 2 и посмотрим, какой будет остаток.
Работа с учебником.
Стр. 25, упр. №1(1) - устно.
- Назовите остатки, которые получились при делении на 2 (1, 0)
- Проверим, какие будут остатки при делении на 3.
Упр. №1(2) – с записью на доске и в тетради.
- Сравним остаток и делитель.
- Какой вывод можно сделать? (остаток всегда меньше делителя). (Слайд 7)
- Какие остатки получаются при делении на 3 (0,1,2).
- Почему при делении на 3 остаток не может быть равен 3? При делении на 2 в остатке может быть только 0 или 1?
6. Физкультминутка. (Слайд 8)
Солнце вышло из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки
Солнце, солнце, грей сильней
Всю, всю землю обогрей.
7. Закрепление по теме урока.
- Сейчас мы заговорили о солнышке и, кажется, что весна в окошко заглянула. А какой первый весенний праздник. (8 марта)
- Что можно подарить мамам в этот день? (Открытку, цветы).
- Давайте отправимся в магазин за подарками. (Сколько открыток вы купите на п рублей, если 1 открытка стоит 3, 4, 5 рублей и сколько сдачи вам дадут).
- Расставим цветы в вазы. Сколько ваз потребуется, если ставить по 7, 6, 5, 4, 3 цветка в вазу. (При делении остаток сравнивается с делителем)
8. Закрепление изученного материала
- Какой самый лучший подарок вы можете подарить маме на праздник? (Хорошие оценки в школе)
- Что надо делать, чтобы получить хорошую оценку. (Правильно выполнять задания)
- Много ли времени у вас уходит на подготовку домашнего задания?
- Давайте узнаем, сколько времени на выполнение заданий по математике тратит ученик из задачи №3 на стр. 25 учебника.
Работа с учебником.
- Решение задачи №3 с помощью чертежа.
Задание на смекалку.
- Сейчас я предлагаю вам объединиться в группы по 5 человек и выполнить задание на смекалку на полях учебника.
1 группа – сравнивает 1 и 2 фигуры.
2 группа - сравнивает 1 и 3 фигуры.
3 группа - сравнивает 3 и 4 фигуры.
Каждая группа находит периметр своих фигур, используя, где это возможно, умножение.
9. Рефлексия.
- Самостоятельная работа (решение примеров) (Слайд 9)
- Оцените свои достижения на уроке (с помощью смайликов)
Итог урока.
- В начале урока мы поставили вопрос, может ли остатком быть любое число. Какой ответ вы теперь дадите? (Слайд 10)
10. Домашнее задание. (Слайд 11)
Стр. 25 задача №2, упр. №4.