Цели:
- формировать знания о числе 7;
- формировать умения правильно писать цифру 7;
- формировать навыки быстрого и правильного счёта в пределах 10;
- развивать мыслительные операции, речь;
- воспитывать умение активно действовать на протяжении урока.
Демонстрационный материал:
- сигнальные карточки;
- конверты с листочками-заданиями;
- интерактивная доска;
- математические кораблики;
- цифры на магнитах;
- плакат с прописной цифрой 7.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Работа в парах.
- Вспомним числа, которые изучили на прошлых уроках.На партах лежат конверты с заданием.Откройте, достаньте лист и положите перед собой.Рассмотрите то, что изображено.Предположите, какое задание вам нужно будет выполнить? (Соединить числа в порядке возрастания.)
- Верно!Вам нужно будет соединить числа в порядке возрастания. Кому непонятно задание? Что значит в порядке возрастания? Кто может объяснить? (От меньшего к большему.)
Предлагаю поработать в парах, соблюдая все правила.По окончанию работы соедините руки “домиком”.
Проверка.
- Давайте проверим вашу работу.Договоритесь о том, кто от вашей пары будет называть числа в порядке возрастания.приготовьте сигналы.
2. Игра “Засели домик”.
- Какой рисунок получился на карточках? (Домик).
- В этот математический домик мы поселим число, которое следует за числом 5.
- Какое это число?(6).
- Давайте заселим этажи дома и повторим состав числа 6.
(Электронное приложение к урокам математики 1 класск учебнику Моро)
Работа у интерактивной доски.
III. Актуализация новых знаний.
- Послушайте загадку!
Над лугами, над волной
Хлынул дождик проливной
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная ...(радуга)
(Слайд-картинка “Радуга”)
- Как вы думаете, почему прозвучала именно эта загадка? (У радуги 7 цветов).
- Где ещё встречается число 7? (7 нот, 7 дней в неделе,7 чудес света)
- Почему число7 так часто встречается?(Число магическое, долгое время было последним при счёте.А ещё может быть потому, что человек воспринимает мир (свет, запах, звук, вкус) через 7 отверстий в голове.
- Так какой будет тема сегодняшнего урока, что будем изучать? (Число и цифра 7)
На доске вывешивается табличка с темой урока.
- Давайте вспомним, по какому плану мы знакомимся с числами?
План.
1. Место на числовом луче.
2. Графическая модель.
3. Цифра.
4. Состав.
На доске вывешивается табличка планом урока.
IV. Пробное учебное действие.
Работа с математическими корабликами.
- Что вы повторили, заселяя домик? (Состав числа 6)
- Предлагаю выполнить пробное действие для того, чтобы узнать как получается число 7.
- Будем работать с математическими корабликами.
- Возьмите по одному кораблику. Вы получили число 6? (Нет! В кораблике 5 синих кружков.)
- Сколько надо добавить до 6, (1)
- А у нас тема урока — запись числа 7. (Значит добавляем ещё 1). Каким математическим выражением мы можем записать ваши действия.(6+1=7)
V. Работа с числовым лучом.
- Давайте найдем место числа 7 на числовом луче.
- Как получили число? Посмотрите на числовой луч. Что Мы сделали ? (6 + 1) Что значит 6 + 1 на числовом луче? Мы в право сделали 1 шаг.
- Давайте сравним числа 6 и 7.
7 > 6, 6 < 7 — на сколько > ?
Вывод: Где в числовом ряду находится число 7? (Между числами 6 и 8). Обозначаем цифровой 7.
- На что похожа эта цифра?
Слайды.
VI. Физминутка.
VII. Работа в тетради.
1. Письмо цифры 7.
Давайте научимся её писать.
Работа в тетради.
- Откройте тетради на странице 21. Работаем во 2 ой половине страницы справа. Самое нижнее задание.
- Внимательно смотрим и слушаем:
Цифра 7 состоит из 3-х элементов: волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят до верхнего правого угла клетки и проводят и проводят “основную наклонную палочку” к середине нижней стороны клетки. Маленькая палочка палочка должна перечеркивать основную примерно по середине. Она должна быть горизонтальной.
- Попробуйте обратной стороной ручки обвести эталон цифры 7, как записана цифра 7 на строке.
- Выполните пробные действия, обведите цифру 7 на правой строке и допишите, соблюдая заданный порядок до конца строки.
- Кому трудно, просигнальте о помощи.
- Сравните с эталоном и подчеркните зеленной
ручкой цифру наиболее похожую на эталон.
- Пропишите самостоятельно цифры на второй
строке.
- Какие цифры были пропущены? В 1 группе? Во второй группе?
Физминутка для глаз.
2. Работа над составом числа.
- Выполните пробное действие. Попробуйте сами определить состав числа 7. Можно использовать кораблики.
Работаем в группе, соблюдая правила. Вспомнить по каким критериям будем оценивать работу?
1. 7 (результат).
2. Количество вариантов
3. Аккуратность выполнения.
3. Подводим итог работы в группе:
- Представителям групп необходимо прикрепить результаты группы.
Слово представителю 1-ой группы. Выразите своё мнение с помощью сигналов. Оцениваем работу группы в соответствии с критериями.
- С какими трудностями столкнулись?
Выполнить всю работу по плану. Предлагаю проверить себя.
Проверить себя:
- работа в группах;
- оценка в работе.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Вспомните, какой была тема урока?
- Какую цель поставили перед собой на уроке?
- Удалось ли нам достигнуть цели урока?
- Обоснуйте свой ответ.
- Давайте покажем по шкале достижений, на какой ступени мы находимся.