Урок математики в 1-м классе по теме "Число и цифра 7"

Разделы: Начальная школа


Цели:

- формировать знания о числе 7;

- формировать умения правильно писать цифру 7;

- формировать навыки быстрого и правильного счёта в пределах 10;

- развивать мыслительные операции, речь;

- воспитывать умение активно действовать на протяжении урока.

Демонстрационный материал:

  • сигнальные карточки;
  • конверты с листочками-заданиями;
  • интерактивная доска;
  • математические кораблики;
  • цифры на магнитах;
  • плакат с прописной цифрой 7.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Работа в парах.

- Вспомним числа, которые изучили на прошлых уроках.На партах лежат конверты с заданием.Откройте, достаньте лист и положите перед собой.Рассмотрите то, что изображено.Предположите, какое задание вам нужно будет выполнить? (Соединить числа в порядке возрастания.)

- Верно!Вам нужно будет соединить числа в порядке возрастания. Кому непонятно задание? Что значит в порядке возрастания? Кто может объяснить? (От меньшего к большему.)

Предлагаю поработать в парах, соблюдая все правила.По окончанию работы соедините руки “домиком”.

Проверка.

- Давайте проверим вашу работу.Договоритесь о том, кто от вашей пары будет называть числа в порядке возрастания.приготовьте сигналы.

2. Игра “Засели домик”.

- Какой рисунок получился на карточках? (Домик).

  • В этот математический домик мы поселим число, которое следует за числом 5.
  • Какое это число?(6).
  • Давайте заселим этажи дома и повторим состав числа 6.

(Электронное приложение к урокам математики 1 класск учебнику Моро)

Работа у интерактивной доски.

III. Актуализация новых знаний.

- Послушайте загадку!

Над лугами, над волной
Хлынул дождик проливной
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная ...(радуга)

(Слайд-картинка “Радуга”)

 - Как вы думаете, почему прозвучала именно эта загадка? (У радуги 7 цветов).

- Где ещё встречается число 7? (7 нот, 7 дней в неделе,7 чудес света)

- Почему число7 так часто встречается?(Число магическое, долгое время было последним при счёте.А ещё может быть потому, что человек воспринимает мир (свет, запах, звук, вкус) через 7 отверстий в голове.

- Так какой будет тема сегодняшнего урока, что будем изучать? (Число и цифра 7)

На доске вывешивается табличка с темой урока.

- Давайте вспомним, по какому плану мы знакомимся с числами?

План.

1. Место на числовом луче.

2. Графическая модель.

3. Цифра.

4. Состав.

На доске вывешивается табличка планом урока.

IV. Пробное учебное действие.

Работа с математическими корабликами.

- Что вы повторили, заселяя домик? (Состав числа 6)

- Предлагаю выполнить пробное действие для того, чтобы узнать как получается число 7.

- Будем работать с математическими корабликами.

- Возьмите по одному кораблику. Вы получили число 6? (Нет! В кораблике 5 синих кружков.)

- Сколько надо добавить до 6, (1)

- А у нас тема урока — запись числа 7. (Значит добавляем ещё 1). Каким математическим выражением мы можем записать ваши действия.(6+1=7)

V. Работа с числовым лучом.

- Давайте найдем место числа 7 на числовом луче.

- Как получили число? Посмотрите на числовой луч. Что Мы сделали ? (6 + 1) Что значит 6 + 1 на числовом луче? Мы в право сделали 1 шаг.

- Давайте сравним числа 6 и 7.

7 > 6, 6 < 7 — на сколько > ?

Вывод: Где в числовом ряду находится число 7? (Между числами 6 и 8). Обозначаем цифровой 7.

- На что похожа эта цифра?

Слайды.

VI. Физминутка.

VII. Работа в тетради.

1. Письмо цифры 7.

Давайте научимся её писать.

Работа в тетради.

- Откройте тетради на странице 21. Работаем во 2 ой половине страницы справа. Самое нижнее задание.

- Внимательно смотрим и слушаем:

Цифра 7 состоит из 3-х элементов: волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят до верхнего правого угла клетки и проводят и проводят “основную наклонную палочку” к середине нижней стороны клетки. Маленькая палочка палочка должна перечеркивать основную примерно по середине. Она должна быть горизонтальной.

- Попробуйте обратной стороной ручки обвести эталон цифры 7, как записана цифра 7 на строке.

- Выполните пробные действия, обведите цифру 7 на правой строке и допишите, соблюдая заданный порядок до конца строки.

- Кому трудно, просигнальте о помощи.

- Сравните с эталоном и подчеркните зеленной ручкой цифру наиболее похожую на эталон.
- Пропишите самостоятельно цифры на второй строке.

- Какие цифры были пропущены? В 1 группе? Во второй группе?

Физминутка для глаз.

2. Работа над составом числа.

- Выполните пробное действие. Попробуйте сами определить состав числа 7. Можно использовать кораблики.

Работаем в группе, соблюдая правила. Вспомнить по каким критериям будем оценивать работу?

1. 7 (результат).

2. Количество вариантов

3. Аккуратность выполнения.

3. Подводим итог работы в группе:

- Представителям групп необходимо прикрепить результаты группы.

Слово представителю 1-ой группы. Выразите своё мнение с помощью сигналов. Оцениваем работу группы в соответствии с критериями.

- С какими трудностями столкнулись?

Выполнить всю работу по плану. Предлагаю проверить себя.

Проверить себя:

  • работа в группах;
  • оценка в работе.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вспомните, какой была тема урока?

- Какую цель поставили перед собой на уроке?

- Удалось ли нам достигнуть цели урока?

- Обоснуйте свой ответ.

- Давайте покажем по шкале достижений, на какой ступени мы находимся.