Цель: содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся активное нравственное сознание;
- расширить знания учащихся о добродетелях;
- развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.
- развивать творческие способности и логическое мышление;
Оборудование: компьютер, тема урока плакат, лучики, сочинения ребят, книги, презентации, названия групп.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий.
Ход урока
1 слайд. Презентация
На доске эпиграф:“Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” (М. Горький)
1. Организационный момент
Приветствие.
Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку
2. Беседа по актуализации знаний. Подведение к теме урока
- Этот урок православной культуры последний в четверти, обобщающий.И сегодня мы сделаем еще один шаг вверх по лестнице знаний.
2 слайд
“Нравственная пятиминутка”. “Распределительный диктант”
Учитель диктует слова, учащиеся должны распределить их на 2 группы, записать, объяснить такое распределение:
скромный | раздражённый |
щедрый | непослушный |
заботливый | жадный |
дружелюбный | злой |
милосердный | вспыльчивый |
Ученик: Распределили на 2 группы, в 1 группе слова о добром человеке, его хорошие качества.
Учитель: Правильно. Так вот эти качества и называются ДОБРОДЕТЕЛЯМИ (обращение к теме урока).
3 слайд
Добродетель – это внутренняя установка человека творить добро. Это готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру.
Добродетель - это внутренняя потребность самого человека его нравственная сущность.
4 слайд
Добрые дела и любовь, уважение друг к другу объединяет все религиозные культуры.
Ислам - “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”.
Иудаизм - “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.
Христианство – “Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
5 слайд
Чтение притчи о двух волках.
- О каких волках идёт речь? Как их можно кормить?
Неслучайно сегодня на уроке мы разделились на три группы.
5 слайд
Выступление 1группы. “Взрослые и дети”.
Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как описано в произведении Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.
1. Анализ рассказа Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.
Только поступок мальчика, заставил родителей изменить свое отношение к дедушке, которого не приглашали за общий стол, потому, что у него не было зубов, и он не мог аккуратно есть. Родителей напугало то, что когда они станут пожилыми, сын тоже будет кормить их из лохани за печкой.
2. Анализ рассказа Иосифа Дика “Красные яблоки”.
– Ребята, как вы думаете, почему Валерка, когда пришла мама, “стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал”?
3. Чтение стихотворения А. Барто “Разговор с дочкой”.
Героиня стихотворения А.Л.Барто “Разговор с дочкой” сетует на то, что ей “не хватает теплоты”, а дочка принесла маме одеяло.
Нельзя не согласиться со словами В.Сухомлинского: “Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой”.
– Как вы думаете, что нужно сделать вам для того, чтобы ваши родители были счастливы?
– Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Всем вам необходимо воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение.
6 слайд
Выступление 2 группа. “Дети среди детей”.
1. Мы расскажем вам о том, как можно и как нельзя относиться к своим сверстникам. Иногда ребята дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.
2. Анализ стихотворения С.Маршака “Четыре глаза”.
3. Чтение и анализ стихотворения А. Барто “Я был когда-то болен”.
– Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними, и не позволят другим унижать и оскорблять больного человека.
4. Чтение и анализ стихотворения С Михалкова “Хорошие товарищи”.
– Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? А вы как думаете?
– Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьезные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью сверстников, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам своих одноклассников. И детям и взрослым людям хочется, чтобы к ним относились внимательно и по-доброму.
– В нашем внимании и заботе нуждаются и животные.
7 слайд
Выступление 3 группы. “Наши четвероногие друзья”.
В нашем внимании и заботе нуждаются и животные. Люди, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несут большую ответственность за ее жизнь. Сначала приручают, заботятся, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывают его на улицу, как надоевшую игрушку. Выгнав на улицу, они обрекают его на голод и мучения.
1. Краткий пересказ с анализом. К. Ушинский “Слепая лошадь”.
Неблагодарный хозяин перестал кормить, а потом еще и выгнал старую слепую лошадь, которая спасла его когда-то от не минуемой гибели. На защиту лошади встал весь город.
2. Никого не оставит равнодушным стихотворение Агнии Барто “Уехали”. Находясь в детском лагере, ребята все лето заботились о щенке, учили его выполнять команды, учили ходить на поводке, отличать “своих” от “ чужих”. Они следили за его здоровьем, чтобы он не скучал. И вот перед самым отъездом по домам, ребята забыли о щенке. А он ждал, он надеялся, что о нем вспомнят, что его еще любят, он лег и не хотел даже вставать. Он просто ждал! Он не хотел думать, что его бросили! И как же обрадовалось маленькое сердечко, когда ребята вернулись за ним. Он не мог сказать им о своем страхе, своих надеждах, о своей любви.
Он им навстречу, на крыльцо
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
3. Иногда животные и хозяева случайно теряют друг друга и очень переживают. Вспомните девочку из стихотворения С.Михалкова “У меня пропал щенок”, как она была расстроена пропажей щенка, и какова же была радость, когда испуганный, израненный щенок прибежал домой. Девочка сама взялась его лечить и воспитывать, и хочется верить в то, что этот маленький неслух вырос в преданного и умного пса. Ведь доброта сердца творит чудеса.
4. Не меньше людей страдают животные.
“Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, … бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?” (А.П.Чехов. Каштанка)
– Многие животные, к сожалению, становятся бездомными. У нас в Якутске нет приюта для животных, поэтому эту проблему ребята и их родители пытаются решать самостоятельно, об этом говорят их сочинения. Добродушные люди не могут пройти мимо несчастного брошенного животного, поэтому стараются найти ему хорошего хозяина или оставляют у себя. Людям никогда не надо забывать слова писателя Антуана Сент– Экзюпери: “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.
– Легко ли быть добрым?
IV. Чтение лучших творческих работ учащихся. (Сочинения на тему “Легко ли быть добрым")
– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, дающим вам добро. Недаром гласит русская пословица: “Доброе дело два века живет”.
– Как вы ее понимаете? (Доброе дело люди помнят долго.)
IV. Работа по ситуациям.
8 слайд
Ситуация 1.
Во двор вышел мальчик. На нем смешная, огромная, лохматая шапка, из-под которой его почти не было видно. Один из ваших друзей схватил шапку, подбросил ее вверх и крикнул: “ Смотрите, что под шапкой!” Ваши действия:
А) весело смеясь, поймаю шапку и брошу другу,
Б) уйду домой,
В) поймаю шапку и отдам мальчику.
У вас есть свои предложения?
9 слайд
Ситуация 2.
Вы спешите из столовой, уже звенит звонок, а перед вами первоклассница наклонилась, чтобы завязать шнурок.
А) оттолкну и побегу дальше,
Б) обойду и поспешу дальше,
В) остановлюсь, отведу в сторону, чтобы ее кто-нибудь не толкнул, завяжу шнурок, а в классе извинюсь перед учителем.
Предложите свой вариант.
10 слайд
Ситуация 3.
Вы с друзьями, весело обсуждая просмотренный фильм, идете по дороге, перед вами смешно ковыляет старушка с сумками.
А) стану передразнивать, чтобы вызвать смех у товарищей,
Б) возьму сумку, помогу донести,
В) сделаю вид, что я ничего не вижу.
Предложите свой вариант.
11 слайд
5. Рефлексия
– Подумайте, верны ли данные высказывания? Почему?
- Поступок определяет становление героя на сторону добра или зла.
- Человек сам делает выбор своих поступков.
Добро и зло не имеет границ национальной принадлежности и рода.
Какие чувства у вас вызывает добродетель? (Тёплые, светлые, чистые)
С каким цветом ассоциируется? (Ярким, светлым)
Добродетель как солнышко дарит своё тепло и заботу.
- У каждого есть лучик солнышка напишите на нём как стать добрее. (Сравните с моей памяткой)
12 слайд
6. Знакомство с памяткой “Как стать добрым человеком.
- Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?
- Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
- Будь добр к людям!
- Учись добру у добрых!
- Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
- Не причиняя зла, добрей становишься.
7. Чтение стихотворения. “Не стой в сторонке равнодушно…”.
8. Итог урока. Песня.
9. Домашнее задание.