Использование в работе с детьми экологических игр на основе информационно - коммуникационных технологий способствует повышению качества, доступности и эффективности образования. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.
В связи с тем, что современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь, наряду с традиционными игровыми технологиями в настоящее время появилось большое количество мультимедийных электронных игр. Потребность современного ребёнка к мультимедийным играм достаточно велика, поэтому мотивы данного вида деятельности высоки.
Важнейшей особенностью мультимедиа технологии является интерактивность - способность пользователя влиять на работу информационного средства. Изучение специальной литературы убедило, что использование мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными, растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ повысят у детей познавательную активность на обучающих занятия, так как аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания.
Компьютерное обучение - новый способ обучения современного ребенка дошкольного возраста. Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.
Ведущей формой познавательной деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.
Художественное оформление экологических игр на основе ИКТ имеет для ребёнка особую привлекательность, что позволяет формировать у детей умение самостоятельно осваивать материал. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной деятельности. Как известно ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость, устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным, что немаловажно для обучения в школе. ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма.
Мультимедийные экологические игры разрабатывались, опираясь на систему работы по освоению парциальной программы эколого – биологического содержания С.Н. Николаевой “Юный эколог”.
Интересны для детей игры-занятия, составленные в виде викторины. Дошкольники охотно отвечают на вопросы, ответы, появляясь на экране, сопровождаются яркими картинками. Викторины позволяет ребёнку систематизировать знания, развивают память.
С помощью мультимедийных игр организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у ребенка повышается заинтересованность в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний (готовность к обучению в школе). Для участия в этих играх, как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость, умение рассуждать - все эти качества ребенок приобретает в процессе игр. Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой деятельности через ИКТ были поставлены и решались следующие задачи:
- Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой.
- Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах (места обитания, пища, детёныши).
- Сформировать представления о растительном мире: деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы (название, строение, места произрастания).
- Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе (весна, лето, осень, зима).
- Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами.
- Вовлекать в природоохранную деятельность посредством бережного отношения к растениям и животным.
Мультимедийные экологические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.
В информационном банке ДОУ создана медиатека с картотекой “Экологические игры на основе ИКТ для детей старшего дошкольного возраста”:
1. Серия ребусов “Угадай кто здесь?”
Цель: Какое насекомое (животное, птица и т.д.) спряталось в этом ребусе.
2. Мультимедийная игра “Собери грибочки”.
Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.
3. Мультимедийные экологические викторины по разделам:
- “Животные”:
- “Птицы”;
- “Насекомые”;
- “Грибы”;
- “Рыбы”;
- “Времена года”.
4. Мультимедийные дидактические игры:
- “Узнай дерево по листочку”;
- “Какие фрукты и овощи жёлтого (зелёного, красного и т.п.) цвета”;
- “Кто из животных скачет”;
- “Кто из животных ползает”;
- “Назови животных жарких (холодных) стран”.
5. Экологические загадки:
- “Голоса птиц”;
- “Язык зверей”.
Как показала практика, использование экологических игр на основе ИКТ дает положительную динамику в развитии детей:
- лучше усваивается учебный материал;
- тренируется память;
- развивается воображение.
На фоне положительной эмоциональной атмосферы во время проведения непосредственной образовательной деятельности у дошкольников повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.
Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память. Использование мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию экологической культуры, повысить творческую и познавательную активность дошкольников в процессе обучения.
Как утверждает Виктория Кузнецова - автор сайта “Мультимедийные презентации для детей”, “медиатехнологии – это обучающий мини-мультик, электронная звуковая книжка с красивыми картинками, отличное пособие для мамы и педагога чтобы рассказать детям об окружающем мире не выходя из дома и не летая в дальние страны”…