Цели:
образовательные:
1) отработка навыков выделения обобщающего слова в предложении, тексте, в различных позициях;
2) формировать умения составлять схемы предложения с обобщающим словом;
3) уметь употреблять обобщающее слово в предложении;
4) повторить правописание отрицательных, неопределенных местоимений и наречий, употребляемых в роли обобщающего слова;
воспитательные:
воспитывать интерес к языку, прививать желание заниматься им, вырабатывать умение видеть прекрасное в языке;
развивающие:
1) развивать лингвистическое мышление, языковое чутьё,
2) отрабатывать:
- все виды речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо),
- орфографические и пунктуационные навыки,
3) развивать культуру речевого общения.
Оборудование: учебник - авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков. “Русский язык” 8 класс, М.: “Просвещение” 2010.
Ход урока
I. Повторение.
1. Монологический ответ 1 ученика по теме повторения.
Примерный план ответа:
А) Что называется обобщающим словом?
Б) Какие части речи могут выступать в роли обобщающих слов?
В) Где может находиться обобщающее слово в предложении?
Г) Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами?
2. Словарный диктант: распределить слова, которые пишутся слитно, раздельно, через тире, и определить, какой частью речи они являются. Подчеркнуть те слова, которые могут выступать в роли обобщающего слова. С двумя словами составить и записать предложения по данным схемам.
Объяснить, какая пунктуационная ошибка допущена в 1 схеме?
(Ни)кто, (не)кем, ни( с) кем, (кое)где, ни (перед) кем, ( ни)что, кто(то), ни (пере) чем, кое(что), чему(нибудь), (не)кто,( ни)откуда, (выполнить)(по)моему, (по)всюду, (ото)всюду,( от)сюда.
III. Работа в группах.
1. Составить предложение по данной схеме, выполнив следующие действия и дополнив его однородными членами. Выполнить синтаксический разбор предложения.
[ O, O, O и O - O].
А) из первого предложения взять обстоятельство места;
Б) из второго предложения - сказуемое;
В) из третьего предложения - подлежащее.
1. Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу.
2. Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева.
3. В маленьком домике на окраине все напоминало об отце.
Примерное предложение:
Чистота воздуха, тишина, пение и щебетание птиц – все поражает в лесу.
2. Вместо точек вставьте обобщающие слова и расставьте знаки препинания. (Обобщающие слова даны в скобках ниже). Объясните орфограммы в словах. Составить схемы предложений.
- Из-за тумана не было видно … ни впереди идущего буксира ни берега.
- Спортивная арена плавательный бассейн спортивные площадки … вызывало восхищение посетителей стадиона.
- Я побывал … в музее в театре в картинной галерее и на выставке современной техники.
- … комната смеха карусель качели привлекают посетителей парка культуры.
- На вокзале меня … никто не встретил.
(Разные аттракционы, ничего, всюду, никто, всё)
3. Списать предложения, найти обобщающее слово, указать, какой частью речи оно выражено. Объяснить расстановку знаков препинания.
- Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
- Ни веревки ни крючки ни лестницы ничто не помогало добраться до дна пещеры.
- В пруду развели разную рыбу как то карпов толстолобиков.
- Всюду на красноватой траве на былинках блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутинок.
IV. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 289.
V. Решение теста.
1. Найдите лишнее предложение.
- В начале марта все и овраг и лес и поляна было укрыто снегом.
- Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга всё мило мне.
- И всё это и река и прутья верболаза и этот мальчик напоминали мне далёкие дни детства.
- Человек увидел глубину синеву неба мерцание звёзд розовый разлив зари.
2. Найдите предложения с обобщающим словом (знаки препинания не расставлены).
- Сосна ель пихта хвойные деревья.
- Сосна ель пихта эти хвойные деревья растут в наших лесах.
- Колокольчики степные гвоздики ромашки цветы.
- В букете есть цветы колокольчики степные гвоздики ромашки.
3. В каком предложении обобщающее слово стоит после однородных членов предложения (знаки препинания не расставлены).
- Пришлось ехать по-разному и на велосипедах и автобусом.
- И внизу под ногами и на камнях и на ветках повсюду рос мох.
- Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжёлого всплеска воды.
- Всюду в Сибири на Дальнем Востоке в Средне Азии растут новые города.
4. Найдите правильную постановку знаков препинания в данном предложении.
Русские поэты (1)а именно(2) Пушкин(3) Лермонтов(4) Фет(5) Майков(6) писали о Родине.
- 1,2,3,4,5,6
- 2,3,4,5,6
- 1,3,4,5
- 3,4,5
5. Объясните постановку тире в данном предложении: Зеленая долина, горы в белых шапках – всё было залито солнцем.
- Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.
- Тире в предложении с прямой речью перед словами автора.
- Тире в предложении после однородных членов перед обобщающим словом.
- Тире в бессоюзном сложном предложении.
VI. Подведение итогов урока.
Что мы знаем об обобщающем слове при однородных членах предложения?
Д/з. Дома составить и записать предложения с однородными членами, используя данные местоимения и наречия в качестве обобщающих слов: никто, все, никогда нигде.