Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Разделы: Русский язык


Цели:

образовательные:

1) отработка навыков выделения обобщающего слова в предложении, тексте, в различных позициях;

2) формировать умения составлять схемы предложения с обобщающим словом;

3) уметь употреблять обобщающее слово в предложении;

4) повторить правописание отрицательных, неопределенных местоимений и наречий, употребляемых в роли обобщающего слова;

воспитательные:

воспитывать интерес к языку, прививать желание заниматься им, вырабатывать умение видеть прекрасное в языке;

развивающие:

1) развивать лингвистическое мышление, языковое чутьё,

2) отрабатывать:

- все виды речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо),

- орфографические и пунктуационные навыки,

3) развивать культуру речевого общения.

Оборудование: учебник - авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков. “Русский язык” 8 класс, М.: “Просвещение” 2010.

Ход урока

I. Повторение.

1. Монологический ответ 1 ученика по теме повторения.

Примерный план ответа:

А) Что называется обобщающим словом?

Б) Какие части речи могут выступать в роли обобщающих слов?

В) Где может находиться обобщающее слово в предложении?

Г) Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами?

2. Словарный диктант: распределить слова, которые пишутся слитно, раздельно, через тире, и определить, какой частью речи они являются. Подчеркнуть те слова, которые могут выступать в роли обобщающего слова. С двумя словами составить и записать предложения по данным схемам.

Объяснить, какая пунктуационная ошибка допущена в 1 схеме?

(Ни)кто, (не)кем, ни( с) кем, (кое)где, ни (перед) кем, ( ни)что, кто(то), ни (пере) чем, кое(что), чему(нибудь), (не)кто,( ни)откуда, (выполнить)(по)моему, (по)всюду, (ото)всюду,( от)сюда.

III. Работа в группах.

1. Составить предложение по данной схеме, выполнив следующие действия и дополнив его однородными членами. Выполнить синтаксический разбор предложения.

[ O, O, O и O - O].

А) из первого предложения взять обстоятельство места;

Б) из второго предложения - сказуемое;

В) из третьего предложения - подлежащее.

1. Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу.

2. Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева.

3. В маленьком домике на окраине все напоминало об отце.

Примерное предложение:

Чистота воздуха, тишина, пение и щебетание птиц – все поражает в лесу.

2. Вместо точек вставьте обобщающие слова и расставьте знаки препинания. (Обобщающие слова даны в скобках ниже). Объясните орфограммы в словах. Составить схемы предложений.

  1. Из-за тумана не было видно … ни впереди идущего буксира ни берега.
  2. Спортивная арена плавательный бассейн спортивные площадки … вызывало восхищение посетителей стадиона.
  3. Я побывал … в музее в театре в картинной галерее и на выставке современной техники.
  4. … комната смеха карусель качели привлекают посетителей парка культуры.
  5. На вокзале меня … никто не встретил.

(Разные аттракционы, ничего, всюду, никто, всё)

3. Списать предложения, найти обобщающее слово, указать, какой частью речи оно выражено. Объяснить расстановку знаков препинания.

  1. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
  2. Ни веревки ни крючки ни лестницы ничто не помогало добраться до дна пещеры.
  3. В пруду развели разную рыбу как то карпов толстолобиков.
  4. Всюду на красноватой траве на былинках блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутинок.

IV. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 289.

V. Решение теста.

1. Найдите лишнее предложение.

  1. В начале марта все и овраг и лес и поляна было укрыто снегом.
  2. Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга всё мило мне.
  3. И всё это и река и прутья верболаза и этот мальчик напоминали мне далёкие дни детства.
  4. Человек увидел глубину синеву неба мерцание звёзд розовый разлив зари.

2. Найдите предложения с обобщающим словом (знаки препинания не расставлены).

  1. Сосна ель пихта хвойные деревья.
  2. Сосна ель пихта эти хвойные деревья растут в наших лесах.
  3. Колокольчики степные гвоздики ромашки цветы.
  4. В букете есть цветы колокольчики степные гвоздики ромашки.

3. В каком предложении обобщающее слово стоит после однородных членов предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. Пришлось ехать по-разному и на велосипедах и автобусом.
  2. И внизу под ногами и на камнях и на ветках повсюду рос мох.
  3. Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжёлого всплеска воды.
  4. Всюду в Сибири на Дальнем Востоке в Средне Азии растут новые города.

4. Найдите правильную постановку знаков препинания в данном предложении.

Русские поэты (1)а именно(2) Пушкин(3) Лермонтов(4) Фет(5) Майков(6) писали о Родине.

  1. 1,2,3,4,5,6
  2. 2,3,4,5,6
  3. 1,3,4,5
  4. 3,4,5

5. Объясните постановку тире в данном предложении: Зеленая долина, горы в белых шапках – всё было залито солнцем.

  1. Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.
  2. Тире в предложении с прямой речью перед словами автора.
  3. Тире в предложении после однородных членов перед обобщающим словом.
  4. Тире в бессоюзном сложном предложении.

VI. Подведение итогов урока.

Что мы знаем об обобщающем слове при однородных членах предложения?

Д/з. Дома составить и записать предложения с однородными членами, используя данные местоимения и наречия в качестве обобщающих слов: никто, все, никогда нигде.