В 2004 году Указом Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова Майинской средней общеобразовательной школе присвоено имя первого академика из народа саха, широко известного своими разносторонними научно- техническими знаниями и открытиями Владимира Петровича Ларионова. Это является предметом гордости и ответственности каждого учителя и ученика.
С целью увековечивания имени выдающегося ученого в школе разработано много проектов, программ. Ежегодно в феврале проводится традиционная декада, посвященная В. П.Ларионову. Так как Владимир Петрович был человеком разносторонних интересов в программу декады включены следующие мероприятия:
- Районные Ларионовские чтения.
- Выставка технического творчества.
- Вечер классического танца.
- Игра “Экспериментально-практический лабиринт”. (7-8 классы)
Кафедра технологии и дизайна, один из организаторов этой декады, ответственна за проведение выставки технического творчества и игры “ЭПЛ”.
В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-ориентированной игры “ЭПЛ” (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая.
Цели игры:
- приобщение учащихся к техническому творчеству;
- применение на практике теоретических знаний полученных на уроках математики, физики, черчения и т.д.
Участники юноши 7-8 классов. Игра состоит из нескольких этапов (схема 1):
- Решение проблемной ситуации
- Решение творческих задач - конструирование и моделирование
- Изготовление материального объекта
Конкурс начинается с торжественной линейки, на которую приглашаются мастера-рационализаторы села. Команды получают маршрутный лист, где на каждом этапе выставляется оценка с учетом качества выполнения и творческого подхода, фиксируется время выполнения задания.
Итоги игры выводятся сразу, победители награждаются грамотами, всем участникам выдаются сертификаты.
Рассмотрим примерные задания (таблица 1).
Таблица 1
Класс | Предмет | Задания | Оборудование |
7 | Физика | Определить плотность деревянного цилиндра и шурупа | Инструменты и оборудования: лист, ручка, деревянный цилиндр, весы с разновесом, шуруп, мензурка, стакан с водой |
Математика | В кабинете три окна. Сколько
потребуется ткани на раздвигающиеся шторы, если
длина одной половины должна составлять 2м 50 см?
(За ответ 3 балла) Верхняя часть табуретки представляет собой квадрат со стороной 32 см 8 мм. Сколько заготовок сидений можно вырезать из фанеры квадратной формы со стороной 1450 мм, если на пропил идет 2 мм. (За ответ 4 балла) |
||
Технология | Разборка и сборка колеса велосипеда | Велосипед и инструменты | |
8 | Физика | Собрать схему из двух ламп, двух выключателей, источника тока так, чтобы лампы можно было включать поочередно | Две лампы, два выключателя,
источник тока, соединительные провода
|
Математика | Имеется лист фанеры размерами
1500х1200 мм. Рассчитать достаточно ли его для
изготовления ящика кубической формы, ребро
которого равно 520 мм? (За ответ 6 баллов) Закрасьте 7/10 фигуры (за ответ 1б) Разрежьте 4 равные части (3б) |
||
Технология | Пиление электропилой на бруски | Электропила и брус |
В таблице 2 приводим варианты интеграции предметов в игре “ЭПЛ” по годам.
Таблица 2
№ | Предметы | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
1 | Алгебра и геометрия | + | + | + | + | + |
2 | Физика | + | + | + | + | + |
3 | Информатика | + | + | + | + | + |
4 | Технология | + | + | + | + | + |
5 | Черчение | + | + | + | + | |
6 | Иностр. язык | + | + | + | ||
7 | Военная подготовка | + | + |
Кроме теоретических заданий команды выполняют и практические задания, формирующие техническое мышление и опыт. Например, сборка и разборка колеса велосипеда, электропилы. Успешному выполнению этого задания помогают мастер-классы, проводимые для всех участников учителями технологии за неделю до игры.
В процессе игры учащиеся приобретают универсальные навыки:
- Решение задач.
- Анализ.
- Обсуждение, планирование, проектирование.
- Переводческие навыки.
- Разборка и сборка моделей, технических средств.
Проходя все этапы “ЭПЛ” учащиеся становятся членами мини-коллективов, учатся слушать мнение других и отстаивать свою точку зрения, проявляют решительность, инициативу, коммуникабельность, быстроту, ловкость и смекалку.
Опыт работы над этой игрой может быть использован учителями среднего звена для метапредметной интеграции.