“Ценность сказки заключается в
том, что с их помощью взрослый легко
устанавливает с ребенком эмоциональный
контакт…
Сказки незаменимое средство пробуждения
познавательной активности, самостоятельности,
яркой индивидуальности”.
В.А.Сухомлинский
Цель: воспитывать любовь к устному русскому народному творчеству.
Задачи: воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказок, учить понимать и оценивать характер и поступки героев, развивать внимание, сообразительность, память, образность речи, продолжать учить отгадывать загадки, формировать положительные эмоции и дружеские чувства.
Оборудование: полянка, елочки, печка, цветы, запись музыки.
Предварительная работа: чтение сказок “Жихарка”, “Кот, петух и лиса”, “Заячья избушка”, “Лисичка со скалочкой”, “Колобок”, “Теремок”, “Лисичка-сестричка и серый волк”. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры и инсценировки сказок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель (в русском народном костюме) заходит вместе с детьми в группу. (В центре группы расставлены елочки, в дальнем уголке возле окна стоит печка, на ковре перед ней на полу лежат цветочки).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в группе. Давайте подарим им свои улыбки и поприветствуем всех. (Здравствуйте!)
Воспитатель. Ребята, я Сказочница, живу в волшебной стране сказок. Скажите, а вы любите сказки? (Да) Хотите совершить вместе со мной путешествие по удивительной “Сказочной стране”? (Да) Тогда нам нужно сказать волшебные слова: “ Вокруг себя повернись, в сказочной стране очутись!”
Воспитатель. Вот мы и попали в сказочную страну. Давайте погуляем по ней.
Дети идут за воспитателем.
Воспитатель: Посмотрите какой необычный лес, как вы думаете наверно в нем сказки живут. Давайте подойдем поближе и посмотрим.
Подходят к елочке, под ней стоит игрушка лисы.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это притаился под елочкой? (Лиса). (Воспитатель надевает игрушку на руку). Да, я – лиса. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый у меня, всему миру я краса
Воспитатель: А интересно ребята, из какой сказки эта лиса? (Подносит игрушку к уху). Мне лисичка сейчас шепнула, что раньше жила в красивом ледяном доме, да вот беда растаял ее домик. Может это подскажет нам, в какой сказке живет лиса? (“Заюшкина избушка”).
Воспитатель: (Подносит игрушку к уху). Ребята, лисичка спрашивает, знаете ли вы о чем эта сказка? (Да). Лисичка говорит, что сейчас проверит это, она задаст нам вопросы. (Воспитатель ведет речь от лица лисы).
- Что я сделала, когда мой дом растаял? (Выгнала зайку из его дома).
- Кто из зверей приходил меня гнать? (Собака, медведь, петух).
- Что я отвечала им? (Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам).
- Кто помог зайке? (Петушок).
- Что сказал петушок мне? (Кукареку! Иду на пятах в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу лису посечи, слезай лиса с печи).
Воспитатель: Видишь, лисичка, ребята знают эту сказку, они ответили на все твои вопросы.
Воспитатель (лисичка): Да, эту сказку они знают. А вот знают ли они, в каких еще сказках я живу? Я сейчас им дам задание и посмотрим справятся ли они с ним.
Игра “Сказочное ассорти”
На магнитной доске в середине прикреплена фигурка лисички, от нее отходят дорожки. Рядом на столике лежат картинки, на которых изображены фрагменты разных сказок. Дети должны выбрать те картинки из сказок и прикрепить их на доску, в которых есть героиня лиса.
(“Лисичка со скалочкой”, “Колобок”, “Теремок”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Жихарка”).
Воспитатель: И с этим заданием справились ребята, молодцы! А вот скажи нам лисичка какая ты в этих сказках? (Я - хорошая, красивая, умная. Правда ведь ребята?). Какая лиса во всех сказках, ребята? Хорошо она поступает? (Хитрая, плутовка, обманщица, плохо поступает, обижает, обманывает).
Воспитатель: Вот видишь, лисичка, ребята говорят, что ты плохо поступаешь. А как нужно ребята поступать всегда? ( Помогать друзьям, не обижать, защищать, дружить). (Подносит игрушку к уху). Ребята, лисичка говорит, что она постарается исправиться и приглашает нас отдохнуть и немного поиграть.
Физминутка: “Лиса”
Вот красавица лиса, Перекаты с пятки на носок, стоя на месте. У ней шубка хороша. Вот проснулась, потянулась, Потягиваются, прогибают спину. С боку на бок повернулась. Тянутся за руками вправо-влево. А потом притопнет лапкой, Топающий шаг по кругу. И вот эдак, и вот так. И по кругу все бегом, Подскоки. И вприпрыжку, и ползком. Ходьба вприсядку. Притаилась под окном, Показывают, как лиса подслушивает: Хочет знать, пришел кто в дом. голову наклоняют в сторону, руку к уху, ногу выставляют вперед, корпус тела слегка наклоняют.)
Воспитатель. Спасибо тебе лисичка, ребята наши отдохнули и размялись, а теперь нам нужно дальше идти. До свиданья, лисичка. (Прощаются и идут дальше в сторону полянки с цветами).
Воспитатель: Смотрите, ребята, какие красивые цветы на полянке. (Поднимает один цветок). Это необычные цветы, это загадочные цветы. Как вы думаете, почему они загадочные? (Ответы детей). Правильно, ребята, они загадочные, потому что в них живут загадки. Давайте отгадаем их.
Из муки он был печен,
На окошке был стужен.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом.
(Колобок)Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
(Сказка “Маша и медведь”)Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.
(Сказка “Волк и семеро козлят”)
Воспитатель: Ай да молодцы! Все загадки отгадали. Ребята, мы с вами уже так долго путешествуем, что вы наверно подустали? Отдохнуть нам надо. Садитесь на лавочки, отдохните и мне помогите. Давайте испечем с вами пироги. Смотрите, вон и печка уже растоплена, осталось только тесто замесить.
Музыкальная игра “Испеки нам пироги бабушка Маруся”
Воспитатель: Вот и испеклись наши пироги. (Достает из печки настоящие пирожки). Положу, их я в корзинку, возьмете их с собой на обратную дорожку.
Воспитатель: А теперь, путешествие наше заканчивается, пора вам возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова: “Вокруг себя повернись, в детском саду очутись”.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, где мы с вами путешествовали? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, а давайте всё, что вам понравилось в моей стране, мы с вами вечером нарисуем и сделаем книжку, чтобы можно ее было рассматривать и вспоминать наше путешествие. Согласны, ребята? (Да).
А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем одеваться на прогулку. (Прощаются и уходят из группы).