Деление круглых чисел

Разделы: Начальная школа


Учебник: Л.Г.Петерсон Математика. 3 класс. 1 часть. – М.: Издательство “Ювента”. 2012 – с. 92-94, 29 урок.

Цели урока.

1. Повторить и обобщить правило деления круглых чисел, распространив их на более широкую числовую область.

2. Закрепить знание нумерации многозначных чисел.

3. Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений.

4. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, мышления, речи, воображения.

5. Способствовать воспитанию целеустремлённости, организованности, положительного отношения к учёбе.

Планируемый результат: письменное выполнение действия деления с многозначными числами (деление круглых чисел) с использованием алгоритмов письменных арифметических действий.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, Л.Г.Петерсон Математика: Учебник для 3 класса, мел, доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Подравнялись, улыбнулись друг другу и пожелаем удачи.

А теперь настроились на работу, тихо сели. Открываем тетради и записываем число.2. 2.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Прочитайте хором девиз нашего урока. (На экране: слайд 2) Приложение 1.

“Где есть желание, найдётся путь”.

- Почему у нас сегодня такой девиз? (Разумеется, мы открываем новые знания)

- Да, сегодня у нас урок открытия нового знания. Но, как известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.

3. Актуализация знаний, постановка проблемы.

1. А сейчас, как всегда, гимнастика для ума (слайд №3). Решаем примеры по вариантам.(Дети получают печатные листочки с примерами). На выполнения задания даю 2 минуты.

1 вариант 2 вариант
160:10 160:20
4200:100 4200:70
56000:1000 3500:50
4800:100 4800:600
64000:1000 4200:600
7200:10 7200:90
54000:100 54000:600
36000:1000 36000:6000
3500:100 35000:700
7200:10 7200:90

А теперь проверяем.

- Почему не все дети 2 варианта справились с заданием? В чём сложность? Что мы ещё не знаем?

- Мы учились делить на 10, 100, 1000; а на 20, 70, … ещё не умеем. Этому и будем учиться сегодня на уроке.

- Над какой темой мы сегодня будем работать?

- Деление круглых чисел (слайд 4).

4. Работа над новым материалом.

- Итак, перейдём к основной теме нашего урока. Я работаю на доске, а вы в учебниках на странице 92. Давайте вначале вспомним, как называются компоненты при делении? (Делимое, делитель, частное).

36:4=9

360:40=36д.:4д.=

3600:400=36с.:4с.=

36000:4000=36тыс.:4тыс.=

- Так как же делим круглые числа?

- Делимое и делитель выразили в укрупнённых единицах счёта: в десятках, сотнях, тысячах.

- Есть ли ещё способ? А ещё как можно решить? На доске запись:

360:40= 3600:400= 36000:4000=

- Отбросить поровну нули в делимом и делителе.

- Какой способ из двух предложенных более удобен? Почему?

- Нам проще стало работать с числами. Эта операция упростила вычисления.

Прочитайте правило на странице 92. Это правило вы должны запомнить.

- А теперь вернёмся к примерам 2 варианта и, применяя правило, выполним задание (слайд 5).

5. Составление алгоритма деления круглых чисел. (Работа в группах.)

- Мы порешали с вами много числовых выражений, а сейчас попробуем сделать вывод, как можно делить круглые числа. Давайте составим план наших действий (алгоритм).

Рассматриваются разные версии составления алгоритма, предложенные группами учащихся. Дети еще раз проговаривают алгоритм деления круглых чисел (слайд 6).

6. Проверка понимания учащихся материала.

- Мы составили алгоритм деления на числа, оканчивающиеся нулями.Теперь вы должны показать умение работать по алгоритму.

Решение примеров №2(а), 1 столбик с комментированием на доске.

24O:6O=24:6=4

36O:9O=36:9=4

56OO:7OO=56:7=8

А теперь будем сокращать нашу запись. №2 (б) самостоятельно (стр. 92).

Проверка.

- Прочитайте выражение, значение которого равно 2 (10000:5000), 900 (54000:60), 5 (300:60) и (2000:400), 70 (49000:700), 9 (2700:300), 80 (480000:6000).

- Прочитайте еще раз правило, чтобы хорошо запомнить.

- Придумайте свой пример по сегодняшней теме урока.

7. Физкультминутка.

8. Отработка навыков устных и письменных вычислений.

- Где эти знания могут нам пригодиться?

- Это правило очень часто встречается в задачах, уравнениях, длинных примерах на порядок действий.

1) Предлагаю решить задачу (слайд 8).

- Прочитайте задачу:

На птицефабрике было 3600 кур. Это в 40 раз больше, чем уток. Сколько уток было на птицефабрике?

- С чего начинаем решение задачи (с анализа условий).

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

- Кто поможет начертить схему?

(Решаем самостоятельно в тетрадях).

Учитель проверяет несколько работ.

2) А теперь перейдём к решению задачи геометрического содержания (слайд 9).

(Задание выполняется на доске и в тетрадях с комментированием.)

Делается чертёж стадиона.

- Можем ли мы сразу ответить на основной вопрос задачи?

- Каких данных не хватает?

- Как узнать ширину участка?

3) Уравнение (№ 3, с.92) по рядам.3 ученика работают у доски.

4) Решение длинного примера на доске. Один ученик под диктовку учителя записывает выражение на доске.

(6400-800):70*9000+600*30=

Второй ученик составляет программу действий (расставляет порядок действий).

Еще 5 учеников решают пример, последовательно выполняя по одному действию.

9. Итог урока.

Итак, урок у нас потихоньку подходит к концу. Подведем итог сегодняшнего урока.

- Чем сегодня мы с вами занимались на уроке?

- Что нового узнали на уроке? Как можно разделить круглые числа?

10. Домашнее задание.

Выучить правило и на закрепление выполнить № 12 с. 94.