Цели: изучать экологические правила; обобщить и систематизировать знания обучающихся о живой и неживой природе осенью.
Задачи:
- Образовательная: учить различать характерные признаки осени через восприятие окружающей среды, произведения художников, композиторов и поэтов.
- Развивающая: развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи, творческое воображение через слово, музыку, живопись.
- Воспитательная: пробуждать эмоциональные и патриотические чувства любви к Родине (любить природу – значит любить Родину).
- Здоровьесберегающая: выполнение физкультминуток , забота о здоровье в осенний период.
Оборудование урока:
- выставка книг с произведениями об осени;
- аудиозапись, дидактический материал;
- компьютер, мультимедийный проектор;
- презентация (Приложение);
- репродукции картин русских художников.
Формы проведения урока: дидактическая игра.
Ход урока
I. Погружение в урок.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда, догадайтесь сами.
Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём –
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… И так это…?
(Ответы детей.)
II. Вводная беседа.
1. Назовите осенние месяцы. Давайте посмотрим, какие изменения происходят в каждом осеннем месяце. (Чтение учащимися заранее подготовленных стихотворений.)
Сентябрь (К. Бальмонт).
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся –
И заплачет спросонья.
- Как изменяется природа в сентябре?
Октябрь. (А.С. Пушкин).
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрытые небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы.
И отдалённые седой зимы угрозы.
- Как изменилась природа в октябре?
Ноябрь (С. Есенин).
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем – совсем немного
Ждать зимы седой осталось…
2. Объяснение значения новых слов.
Осень календарная; осень фенологическая. Календарная осень – 1 сентября. Это дата, которая есть в календаре. Сентябрь – первый осенний месяц. Второй – октябрь, третий – ноябрь.
Фенологическая осень – это осень, которую фиксируют фенологи, руководствуясь своими наблюдениями, которые происходят в природе.
3. Физкультурная минутка.
Собираем осенний букет из листьев; грибы складываем в корзинки.
III. Работа над темой урока.
1. Обучение навыкам вести наблюдение за явлениями в природе.
Учитель: На этом этапе урока поговорим, по каким признакам можно определить наступление осени. Скажите, какие из перечисленных явлений можем наблюдать в осенний период?
- Ключевые слова: тепло чередуется с холодом, жёлтые листочки, ночи длиннее, день короче, созрели семена, засохла трава, сбор урожая, улетающие птицы, меньше насекомых, заморозки, иней, холодные дожди, жёлтые берёзы и осины, листопад, предзимье.
Учитель: Расскажите приметы осени последовательно – от жёлтых листьев до предзимья.
2. Выполнения творческого задания.
Учитель: Раскрой тайну этой связи: солнце – погода – листопад.
Дети: Осень – переход от жаркого лета к холодной зиме).
3. Знакомство с произведениями русских художников.
(Слайды 5-8)
(Во время показа слайдов звучат произведения Н.А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова, А.А. Фета.)
Учитель: Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан «Золотая осень».
Обратите внимание, каждый поэт называет осень по-разному: Тютчев «дивной порой», Некрасов «славной», у Лермонтова осень вызывает ощущение печали, а Фет прямо говорит о желании скорее расстаться с ней. Но мы любим осень. Я думаю что, наверное, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в России.
4. Физкультурная минутка «Листочки».
Учитель:
Осенние листочки закружились.
Весёлый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели и на землю сели.
5. Знакомство с произведением П. И. Чайковского.
Учитель: Осень воспевали многие писатели, поэты, художники, композиторы. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал музыкальный альбом «Времена года».
Послушайте, как Пётр Ильич Чайковский выразил неповторимую красоту природы в музыке.
(Дети слушают аудиозапись «Времена года. Осень» (Приложение 1)с закрытыми глазами.)
Учитель: Откройте глаза и расскажите, какие звуки осени вы услышали.
Дети:
- Листья шуршали под ногами.
- Листья опадают, как будто осень плачет.
- Под ногами живой ковёр из листьев, листья на нас ворчат за то, что мы их топчем.
- Солнышко греет слабо. Так и хотелось подставить свою щёку, чтобы погреть.
- Ветерок шелестит листьями, как будто играет с ними.
- Птицы тоскливо переговариваются.
6. Беседа о животных.
(Слайд 9)
Учитель: Кто является первым вестником приближающейся осени?
Дети: Первыми чувствуют приближение осенних холодов перелётные птицы. При похолодании все насекомые или погибают, или прячутся. И птицы, которые питаются насекомыми, покидают наши края из-за резкого снижения количества корма.
Учитель: Назовите перелётных птиц.
(Слайд № 10)
Учитель: Какие птицы остаются зимовать?
(Слайд 11)
Учитель: Почему они могут выживать зимой?
Дети: Они питаются ягодами, семенами сосны, кедра.
Учитель: Нужно ли помогать птицам, которые остались зимовать в наших краях?
(Слайд 12)
Учитель: Не легко приходится с наступлением осени и зверям.
(Слайд 13)
(Краткий рассказ о животном.)
Учитель: В разные времена года человек по-разному использует природу. А природа, соответственно, испытывает на себе влияние воздействия человека. существует сильная взаимосвязь между человеком и окружающей его природной средой.
- Как человек использует природу осенью?
(Слайд 14)
(Ответы детей.)
Учитель: Очень много природа даёт нам дров. Мы берём от природы грибы, лесные ягоды, лекарственные травы, древесину и т.д.
(Беседа о том, что даёт осень для здоровья человеку.)
Учитель: От того, как мы используем природные ресурсы, зависит наше существование, потому что мы сами являемся элементами природы. Вырубая лес, собирая грибы и ягоды, люди не должны забывать, что нужно делать это разумно, не брать у природы лишнего, чтобы она могла восстановить свои богатства.
- Но всегда ли люди так себя ведут?
(Дети приводят примеры варварского отношения к природе.)
7. Творческое задание. Работа в группах.
Учитель: Охота на зверей в лесу разрешена в определённое время. Часто бывает, что люди, особенно дети, просто так, ради баловства обижают и мучают животных. Ваша задача придумать правила друзей природы: а) идёт самостоятельная работа в группах; б) каждая группа зачитывает свои правила.
- Учись понимать природу, стань ей другом и защитником.
- Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
- На лоне природы веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.
- Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
- Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
- Охраняй чистоту вод, заботься о родниках.
- Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
- Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и несознательных туристов.
(Слайд 15)
(Основной закон природы: Человек, ты не царь.)
IV. Заключение.
1. Игра «Экологический светофор».
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
- Чёрный цвет – Стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
- Красный цвет – Будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями!
- Синий цвет – Ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё!
Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.
- Ребята наблюдают за муравьями. (с)
- Дети оставили костёр в лесу. (ч)
- ребята огородили муравейник. (с)
- Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
- Ребята срезают грибы ножиком. (к)
- Ребята увидели гнездо в траве. (к)
- Дети сильно шумят в лесу. (ч)
- Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
- Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (ч)
- Дети вылечили, найденную в лесу птицу. (с)
(Учитель читает стихотворение, а дети, слушая, готовятся к ответам на вопросы.)
- О каких повторениях идёт речь?
- Что значит любить природу?
- Что означают слова: У природы нет плохой погоды…»
Меняется всё в этом мире,
Но вновь повторяется вновь…
И реки становятся шире,
И верят все люди в любовь.Любить нужно землю родную,
Хоть дождь, хоть тепло, иль прохлада.
Я листья полыни целую,
И большего счастья не надо.Любовью мы живы, земляне!
В густом ли лесу, на поляне,
Любите живое, с любовью живите,
Получите в жизни то, что хотите.
V. Итог урока.
Учитель: Что полезного и интересного взял каждый из вас из этого урока (мини рассказ).
Рефлексия (смайлики).
VI. Домашнее задание.
Наблюдай:
- за изменением температуры;
- за поведением насекомых, за растениями и оформляй наблюдения в тетради.
Литература:
- Экология: Детская энциклопедия. - М.: 1997.
- Куришкина Л.А. Экологический букварь. - Смоленск, СОИИУ, 1994.
- Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы.
- http:ou.lsu/ru/school2/nach/metod/ecolog2/2-4.html
- Всероссийский фестиваль «Открытый урок».