Конспект занятия по лексической теме "Осень" для детей с ОНР 4–5 лет

Разделы: Логопедия


Цель: формировать представления об осени, её характерных признаках.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: уточнять и расширять словарь по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, налетел, сорвал, опали, дуть, солнечный, дождливый).
  2. Коррекционно-развивающие: активизировать речевую деятельность детей; формировать длительный плавный выдох; развивать познавательные процессы: память, внимание.
  3. Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в играх; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • магнитофон, аудиозапись «Осенние песни»;
  • листья на ниточках из цветной бумаги;
  • предметные картинки к дидактическим играм «Четвертый лишний» и «Чего не стало?»;
  • наборное полотно, мяч, поднос с монетками.

Методы и приёмы:

  1. Словесный – беседа, рассказывание, объяснение, рассуждение.
  2. Игровой – д/и «Один – много», «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Дождик».
  3. Практический – дыхательная и пальчиковая гимнастика.
  4. Наглядный – предметные картинки с изображением деревьев, листьев, одежды.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе (ветер, листопад, моросящий дождь), сбор осенних листьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осень».

Подготовка логопеда: программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Логопедия для детей 4-5 лет» Смирнова, подбор наглядности, написание конспекта.

Ход занятия

Организационный момент.

(Дети стоят в кругу.)

Логопед: Послушайте загадку (звучит аудиозапись):

Время года отгадай: собирают урожай,
разноцветный лес красивый,
мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают,
грибники в леса спешат, листья желтые летят,
Ежик листья собирает, свою норку утепляет.
О каком времени года говорится в загадке?

Дети: Об осени.

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Осень, осень, приходи!
Осень. Осень, погляди!
Листья желтые кружатся,
Тихо на землю ложатся.
Солнце нас уже не греет
ветер дует всё сильнее.
К югу полетели птицы
Дождик к нам в окно стучится
Шапки, куртки надеваем и ботинки обуваем.

Логопед: Садитесь на свои места (дети садятся). Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?

Дети: Солнечная.

Логопед: А теперь посмотрите на дерево за окном. Вы знаете как оно называется?

Дети: Береза.

Логопед: Верно, это береза. А по каким признакам её можно узнать? Что отличает её от других деревьев?

Дети: У березы белая кора.

Логопед: У березы белая кора, белый ствол. Про неё говорят: белоствольная. Она стройная. А какие листья мы видим на березе?

Дети: Зеленые и желтые.

Логопед: На березе много желтых листьев. Почему?

Дети: Наступила осень.

Логопед: Верно. Пришла осень и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда подует сильный, холодный ветер, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

Упражнение «Осенние листочки».

(Дети подходят к стойке, на которой натянут шнур с прикрепленными к нему желтыми листьями березы. Листья находятся на уровне рта ребенка.)

Логопед: С какого дерева опали эти листья?

Дети: С березы.

Логопед: Правильно. Какие они?

Дети: Желтые.

Логопед: На что они похожи?

Дети: На лимон, на солнышко, на круг.

Логопед: Молодцы! Как много предметов вы назвали! А ещё они похожи на золотые монетки, посмотрите! (Показываю поднос с монетками.) Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я. (Показываю правильное выполнение упражнения, повторяется 3 раза.)

Налетел сильный ветер и сорвал все листочки (отрезаю листья ножницами). Посмотрите, как много листьев опало с дерева! Когда листья падают, как это называется? Листопад! Листочки хотят с вами поиграть. Возьмите по одному листочку и садитесь на места.

Игра «Четвертый лишний».

(На наборное полотно выставляю картинки с изображением деревьев с желтыми и зелеными листьями; листья березы и лист рябины; одежды осенней и летней.)

Логопед: Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая картинка лишняя? Почему так думаете?

Дети: Дерево с зелеными листьями. Потому что все деревья с желтыми листьями.

- Лист рябины. Потому что все листья с березы.

- Сарафан. Потому что сарафан мы надеваем летом.

Игра «Чего не стало?» (с картинками).

Логопед: Внимательно посмотрите на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза (убираю одну картинку). Какой картинки не стало? (Ответы детей.)

Игра «Один – много» (с мячом).

Логопед: Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например, стол – столы):

  • Лист – листья; зонт – зонты; туча – тучи; гриб – грибы; дерево – деревья; птица – птицы; дождь – дожди.

В осеннем лесу много грибов. А ещё осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел моросящий дождь и поиграем. Вставайте вокруг меня. Вот так (встаем полукругом) и делайте как я, повторяя слова.

Подвижное упражнение «Дождик».

(Музыкальное сопровождение «Музыка дождя».)

Капля раз, капля два, очень медленно сперва.
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.

Логопед: Молодцы! Садитесь на места.

Логопед: А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?

Дети: Смотрели в окно, видели деревья, учились дуть на листочки, играли с пальчиками, играли в игры.

Логопед: Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, какими бывают осенью деревья, какая осенью погода. Послушайте стихотворение:

Осень наступает незаметно, осторожным шагом к нам идет.
Разрисует листики на ветках, птичек перелетных соберет.
Ветерок тропинки заметает и шуршит опавшею листвой
Ты пришла, к нам осень золотая, снова рады встретиться с тобой!

Логопед: А листочки оставьте себе на память о нашей встрече.