Цель: формировать представления об осени, её характерных признаках.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: уточнять и расширять словарь по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, налетел, сорвал, опали, дуть, солнечный, дождливый).
- Коррекционно-развивающие: активизировать речевую деятельность детей; формировать длительный плавный выдох; развивать познавательные процессы: память, внимание.
- Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в играх; воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Оборудование:
- магнитофон, аудиозапись «Осенние песни»;
- листья на ниточках из цветной бумаги;
- предметные картинки к дидактическим играм «Четвертый лишний» и «Чего не стало?»;
- наборное полотно, мяч, поднос с монетками.
Методы и приёмы:
- Словесный – беседа, рассказывание, объяснение, рассуждение.
- Игровой – д/и «Один – много», «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Дождик».
- Практический – дыхательная и пальчиковая гимнастика.
- Наглядный – предметные картинки с изображением деревьев, листьев, одежды.
Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе (ветер, листопад, моросящий дождь), сбор осенних листьев, разучивание пальчиковой гимнастики «Осень».
Подготовка логопеда: программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Логопедия для детей 4-5 лет» Смирнова, подбор наглядности, написание конспекта.
Ход занятия
Организационный момент.
(Дети стоят в кругу.)
Логопед: Послушайте загадку (звучит аудиозапись):
Время года отгадай: собирают урожай,
разноцветный лес красивый,
мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют, птицы к югу улетают,
грибники в леса спешат, листья желтые летят,
Ежик листья собирает, свою норку утепляет.
О каком времени года говорится в загадке?
Дети: Об осени.
Пальчиковая гимнастика «Осень».
Осень, осень, приходи!
Осень. Осень, погляди!
Листья желтые кружатся,
Тихо на землю ложатся.
Солнце нас уже не греет
ветер дует всё сильнее.
К югу полетели птицы
Дождик к нам в окно стучится
Шапки, куртки надеваем и ботинки обуваем.
Логопед: Садитесь на свои места (дети садятся). Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети: Солнечная.
Логопед: А теперь посмотрите на дерево за окном. Вы знаете как оно называется?
Дети: Береза.
Логопед: Верно, это береза. А по каким признакам её можно узнать? Что отличает её от других деревьев?
Дети: У березы белая кора.
Логопед: У березы белая кора, белый ствол. Про неё говорят: белоствольная. Она стройная. А какие листья мы видим на березе?
Дети: Зеленые и желтые.
Логопед: На березе много желтых листьев. Почему?
Дети: Наступила осень.
Логопед: Верно. Пришла осень и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда подует сильный, холодный ветер, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.
Упражнение «Осенние листочки».
(Дети подходят к стойке, на которой натянут шнур с прикрепленными к нему желтыми листьями березы. Листья находятся на уровне рта ребенка.)
Логопед: С какого дерева опали эти листья?
Дети: С березы.
Логопед: Правильно. Какие они?
Дети: Желтые.
Логопед: На что они похожи?
Дети: На лимон, на солнышко, на круг.
Логопед: Молодцы! Как много предметов вы назвали! А ещё они похожи на золотые монетки, посмотрите! (Показываю поднос с монетками.) Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я. (Показываю правильное выполнение упражнения, повторяется 3 раза.)
Налетел сильный ветер и сорвал все листочки (отрезаю листья ножницами). Посмотрите, как много листьев опало с дерева! Когда листья падают, как это называется? Листопад! Листочки хотят с вами поиграть. Возьмите по одному листочку и садитесь на места.
Игра «Четвертый лишний».
(На наборное полотно выставляю картинки с изображением деревьев с желтыми и зелеными листьями; листья березы и лист рябины; одежды осенней и летней.)
Логопед: Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая картинка лишняя? Почему так думаете?
Дети: Дерево с зелеными листьями. Потому что все деревья с желтыми листьями.
- Лист рябины. Потому что все листья с березы.
- Сарафан. Потому что сарафан мы надеваем летом.
Игра «Чего не стало?» (с картинками).
Логопед: Внимательно посмотрите на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза (убираю одну картинку). Какой картинки не стало? (Ответы детей.)
Игра «Один – много» (с мячом).
Логопед: Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например, стол – столы):
- Лист – листья; зонт – зонты; туча – тучи; гриб – грибы; дерево – деревья; птица – птицы; дождь – дожди.
В осеннем лесу много грибов. А ещё осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел моросящий дождь и поиграем. Вставайте вокруг меня. Вот так (встаем полукругом) и делайте как я, повторяя слова.
Подвижное упражнение «Дождик».
(Музыкальное сопровождение «Музыка дождя».)
Капля раз, капля два, очень медленно сперва.
А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом
Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.
Логопед: Молодцы! Садитесь на места.
Логопед: А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?
Дети: Смотрели в окно, видели деревья, учились дуть на листочки, играли с пальчиками, играли в игры.
Логопед: Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, какими бывают осенью деревья, какая осенью погода. Послушайте стихотворение:
Осень наступает незаметно, осторожным шагом к нам идет.
Разрисует листики на ветках, птичек перелетных соберет.
Ветерок тропинки заметает и шуршит опавшею листвой
Ты пришла, к нам осень золотая, снова рады встретиться с тобой!
Логопед: А листочки оставьте себе на память о нашей встрече.