Проект: долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.
Сроки реализации проекта: 2010–2011 и 2011–2012 учебные годы.
Актуальность проекта.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта.
- Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Познакомить детей с рекой Камой, её расположением на карте, уникальностью.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с творчеством Елабужских художников.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Ресурсное обеспечение:
- экспонаты музея города Елабуги;
- книги;
- журналы;
- открытки;
- художественные произведения и материалы;
- фотографии.
Участники проекта:
- воспитатель; учитель-логопед,
- дети старшей и подготовительной к школе группы;
- родители воспитанников.
Гипотеза:
Проживая в городе Елабуге, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и называть свой город, символику города, достопримечательности.
- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
Формы и методы реализации проекта:
Раздел программы | Виды детской деятельности |
Речь и речевое развитие | 1. Познавательные занятия:
2. Творческие рассказы:
3. Чтение художественной литературы. 4. Конкурс пословиц и поговорок “Где родился, там и пригодился”. 5. Вечер загадок. 6. Чтение и заучивание стихов елабужской поэтессы Силкиной А., Цветаевой М.И. |
Игровая деятельность | 1. Оформление игротеки
дидактических игр
2. Подвижные, речевые игры народов Татарстана.
|
Трудовая деятельность |
Ручной труд:
|
Изобразительная деятельность | Рисование:
Аппликация: “Чёртово городище”-символ города “Башня”. |
Здоровье и физическое развитие | Беседы:
|
Экологическое воспитание |
|
Социальное развитие |
|
Музыкальная деятельность |
|
Взаимодействие с родителями |
|
Конспект итогового занятия
Тема: “Приезжайте в наш город!”
Цель: обобщать знания детей по теме “Мой город”. Прививать любовь к родному городу.
Задачи.
1. Воспитывать патриотические чувства.
2. Развивать память, монологическую речь, словарный запас детей.
3. Расширять кругозор детей о малой Родине.
4. Уточнять представление о достопримечательностях Елабуги.
5. Формировать знания и представления детей о городе.
6. Учить детей составлять описательные рассказы по памяти.
Словарная работа: реклама: рекламировать, достопримечательность, турист, путешественник.
Предварительная работа.
- Экскурсия в Музей истории города, городскую библиотеку.
- Рассматривание книг, фотографий о Елабуге.
- Просмотр фильма “Наш город ждет Вас!”.
- Аппликация “Башня” (“Чертово городище”).
- Знакомство с легендой о городище.
- Разучивание стихов. Песни о Родине.
- Рассматривание картин Шишкина.
- Чтение стихов Марины Цветаевой.
- Просмотр слайдов о Елабуге.
- Рисование “Чертово городище”.
- Оформление стенда “Мой город”.
Методы и приёмы:
словесный – образец рассказа, коллективное составление рассказа (по цепочке), вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок;
практический – игры: “Республика, город, река, улица”, пальчиковая игра “Какой наш город?”, слайды. Составление рекламы, стихи
наглядный – показ иллюстраций, мнемотаблицы.
Подготовка воспитателя к занятию: подбор методической литературы, изготовление наглядного материала, написание конспекта.
Ход занятия
(Дети заходят в зал под музыку, встают к стульчикам)
Воспитатель: В какой республике мы живем? (В Татарстане)
Назовите главный город Татарстана (Казань)
Как называются жители нашей республики? (Татарстанцы)
А как называется город, в котором мы живем? (Елабуга)
Как называются жители нашего города? (Елабужане)
(Игра с мячом “Республика, город, река, улица”)
Татарстан – республика, а Казань - …..город
Казань – город, а Кама - ……река,
Кама река, а Казанская - ……улица,
Танайка село, а Елабуга - …..город.
Сегодня мы отправимся на экскурсию по городу
(Пальчиковая игра “Мы по городу шагаем”)
Мы по городу шагаем (пальцы одной руки шагают по другой и наоборот)
Много видим, называем (смотрим в бинокль)
Светофоры и машины, ярмарки и магазины, скверы, улицы, мосты, и деревья и кусты, и прекрасные цветы. (одеваем пружинкой пальцы на каждое слово).
Ну, а сейчас внимание на экран. Давайте полюбуемся красотой нашего города. (Приложение 1. Слайды “Город, где вас ждут!”)
О чём эти слайды? (о городе, о достопримечательностях)
Какие достопримечательности вы увидели? (Ответы детей)
Игра “Какой наш город?” (Передаем сердце по кругу)
Дети: красивый, любимый, туристический, гостеприимный, зеленый (летом), белый (зимой), большой, древний, чистый, тихий, цветущий, щедрый.
Воспитатель: Как нам узнать, что нас ждет самое интересное путешествие? (Ответы детей)
Правильно. Посмотреть рекламу. Давайте придумаем рекламу нашего города, чтобы к нам приезжали люди. А как называются люди, которые приезжают к нам в город? (Туристы, гости, путешественники)
Послушайте первую рекламу.
Туристы! Вы хотите побывать на берегу живописной Камы? Приезжайте к нам в Елабугу! Вас ждет благоустроенный пляж, рыбалка! Можно позагорать и построить замок из песка.
Рекламы детей при помощи описательных схем. (Приложение 2)
Гости города! В нашем красивом городе родился и вырос великий русский художник пейзажист И.И.Шишкин. посетите дом-музей Шишкина. Вы увидите лучшие картины художника “Утро в сосновом бору”, “Святой ключ”, “Рожь”. Погуляйте по Набережной, по Шишкинским прудам.
Путешественники! Вы любите спорт? Приезжайте к нам в Елабугу! На городском стадионе вы можете побывать на футбольном матче. На ипподроме полюбоваться красивыми лошадьми. Покататься в Танайском лесу на лыжах. В спорткомплексе поплавать в бассейне, покататься на коньках.
Гости города! Вы любите природу? Приезжайте к нам в Елабугу! Побывайте в Танайском лесу, в парке Нижняя Кама. В лесу много грибов и ягод. Полюбуйтесь интересными животными и послушайте пение птиц. Подышите сосновым воздухом.
Воспитатель: Молодцы! Вы любите нашу Елабугу. А как любит нашу Родину наша елабужанка Тамара Шабалина, нам расскажет Лиза.
Люблю я бродить по Елабуге
Вдыхая запах цветов
И листья весенних деревьев
И белых как снег облаков.
Мила мне Елабуга всякая:
С белокаменной мостовой
А ныне с ажурной аллеею
С душистой зеленой травой.
Красивы старинные здания
По берегу Тоймы реки
Ведь здесь барышни раньше, свидания
Вот здесь назначали в тени
Гуляли влюбленными парами.
Любуясь закатными далями.
Итог занятия: любите свою малую Родину, место, где вы родились и живете, берегите каждый её уголок и гордитесь ею.
(Дети вручают гостям сувенир “Елабуга”)