Занятие "Эмоции и междометия"

Разделы: Логопедия


Цель: учить пересказывать рассказ, используя опорные картинки. Создать условий для формирования у детей умений владеть мимикой с соответствующим звукоизвлечением.

Задачи.

1. Учить выражать свои чувства, используя мимику и междометия.

2. Познакомить со словами-междометиями, которые используются для выражения эмоций.

3. Развивать фонематический слух, зрительное внимание, слуховую память, мышление.

4. Расширять кругозор детей.

5. Закреплять умение пересказывать текст.

6. Воспитывать познавательный интерес, культуру поведения и общения в коллективе.

Методы: наглядный, словесный, игровой, практический.

Приемы: рассматривание, обсуждение, вопрос-ответ, беседа.

Оборудование: игрушки – зайчик, еж, белка, паук, кузнечик. Сундучок с фишками (мимика), картинный материал к тексту “Девочка Маша”, изображения мимики “Котенок”.

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуйте ладошки: хлоп-хлоп-хлоп.
- Здравствуйте ножки: топ-топ-топ.
- Здравствуйте щечки: плюх-плюх-плюх,
Пухленькие щечки: плюх-плюх-плюх.

- Здравствуйте губки: чмок-чмок-чмок.
- Здравствуйте зубки: стук-стук-стук.
- Здравствуй мой носик: пип-пип-пип.
- Здравствуйте гости!

Основная часть.

1. Постановка цели.

- Сегодня на занятии вы вспомните, как люди выражают свои эмоции.

- Раньше вы говорили об эмоциях.

- Это чувства, которые мы испытываем в разных ситуациях.

(Логопед показывает картинки с эмоциями – дети называют их).

2. Игра “Сундучок!”

Дети по очереди достают из сундучка фишку с изображением эмоции и показывают ее, а остальные должны угадать.

- Дети, а как вы определяете эмоции?

- По выражению лица.

- Правильно, чувства передаются с помощью мимики – движения лица!

3. Упражнение для мимики:

- А теперь сделаем упражнение для мимики:

Вот лицо мы в руки взяли
И по щечкам постучали
И при этом говорим: м-м-м.
А теперь глаза закрыли
Улыбнулись мы пошире
Рот закрыли на замок,
Брови приподняли
Правый глазик открываем, им моргаем.
Левый глазик открываем, им моргаем.
Глазки шире открываем, им моргаем.
Поморгали, щечки надуваем, воздух выдыхаем.
Еще раз щечки надуваем
Воздух тонкой струйкой выдыхаем.

Молодцы!

4. Знакомство с междометиями:

- А приходилось вам замечать, что разные эмоции вызывают у людей определенные звуковые выражения? Например, когда вам больно, что вы говорите?

- Ай!

- А когда испугались?

- Ой!

- А когда устали?

- Уф!

- Эти звуки никто не придумал специально, их подсказали человеку его собственные чувства. Специальные слова, которые служат для выражения эмоций, называются междометия! Т.е. метко сказанное слово.

- Давайте скажем его тихо, что бы я видела только движения ваших губ.

- А теперь громко.

- Хорошо!

5. Закрепление.

А теперь внимательно послушайте стихи и скажите, что говорит каждый герой и какая у него эмоция?

Зайчик:

Бедный зайчик задрожал,
Зайчик в кустик убежал.
Его гонит туда страх: Ах!

Еж:

Бусы ежик примеряет,
Ежик громко восклицает:
О! Красиво! Хорошо!

Белка:

Белка наша не скучает,
Всех зверюшек выручает.
Спешит на помощь поскорей,
Несет лекарство: “Не болей!” Эй!

Паук:

Паутину сплел паук,
Попадешься в сети: Ух!

Кузнечик:

Музыка звучит лесная,
Музыканты - молодцы!
Но домой нам всем пора,
Скажем Браво! им Ура!

Вот и состоялось наше знакомство с междометиями.

6. Физминутка.

Мы шли, шли, шли
И грустинку нашли.
Мы грустить не станем
Дальше зашагаем.

Мы шли, шли, шли
И смешинку нашли
1, 2, 3, 4, 5
Больше не пойдем искать!

7. Связная речь.

- Посмотрите, какая девочка Маша смотрит на нас.

- Вот какая история с ней приключилась:

Жила-была девочка маша. Она была очень жизнерадостная, добрая. И люди любили ее. Завидовала этому только злая фея. Она заколдовала Машу и забрала себе ее приветливое выражение лица. Маша сначала испугалась, потом загрустила. А потом, смотря в зеркало, поняла, что ее лицо может меняться и удивилась этому. Значит, она не останется навсегда с таким злым лицом. И ей стало весело!

- Дети, интересная история?

- А скажите, какое выражение лица было у Маши?

- А что сделала злая фея? И почему?

- Как отреагировала Маша?

- Посмотрев в зеркало что поняла?

- Чем история закончилась?

- А теперь я вам снова расскажу эту историю, а вы слушайте внимательно и запоминайте. Потом расскажете ее. А картинки будут вам помогать.

Пересказ педагога.

Пересказы детей (3-4 человека).

Итог.

1. О чем мы говорили?

2. Что вам запомнилось?

3. Чей рассказ понравился?

4. Какое новое слово вы услышали?

Логопед: Дети вы очень хорошо позанимались. Покажите свое настроение:

Подтянитесь, улыбнитесь!
Желаю вам хорошего настроения!
А теперь мы дружно встали,
Руку правую подняли
“До свидания!” сказали.