Цели.
1. Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы.
2. Учить использовать знания в игре.
3. Формировать умение обобщать по существенным признакам.
4. Поддерживать интерес к явлениям живой природы.
5. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед командой.
Материалы, оборудование: эмблемы для участников команд; карточки с красным, зеленым, белым, желтым цветом; картинки по 5 шт. - деревьев, цветов, насекомых, птиц; рисунки с экологической цепочкой; карточки с правилами поведения в лесу; деревья, елки; метла; мусор.
Предварительная работа: разучивание песен и стихотворений; дидактические игры “Времена года”, “Четвертый лишний” (из серии “развивающие игры”); разучивание пословиц и поговорок, потешек, закличек; наблюдение за приметами; чтение рассказов.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Ребята, у нас сегодня необычное занятие: занятие – КВН. Проведём мы между 2 группами. А решать какая команда находчивая, весёлая будет решать справедливое жюри. Итак, у нас две команды: команда “Скворушки” , команда “Подснежники” .
Слово для приветствия предоставляется капитану команде “Скворушка”.
Капитан: Милый скворушка – скворец
Прилетай же наконец
Для тебя ядом построил
Не скворечня, а дворец.
Прилетай и распевай
Песню про зелёный май
Прилетай в наш двор скорее
Всё готово! Прилетай.
Слово для приветствия предоставляется капитану команды “Подснежники”.
Капитан: На проталинке в лесу
Первый встретил я весну
Я мороза не боюсь
Первый из земли пробьюсь.
Мы мороза не боимся
И подснежником зовёмся.
Ведущий: Молодцы! Ну, а сейчас первый конкурс, который называется “Назови художника”. (Конкурс загадок).
(Приглашаются по 5 человек из команд, поочерёдно каждой команде загадываются загадки о временах года).
1. Четверо художников
Столько же картин
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поля белые
Белые луга
У осин заснеженных
Ветки, как рога. (Зима)2. У второго синие
Небо и ручьи
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки кружева
Первые проталинки
Первая трава. (Весна)3. На картине третьего
Красок и не счесть
Жёлтая, зелёная,
Голубая есть.
Лес и поле в зелени
Синяя река
Белые пушистые
В небе облака. (Лето)4. А четвёртый золотом
Расписал сады
Нивы урожайные
Спелые плоды.
Всюду бусы, ягоды
Зреют по лесам
Кто же тот художник
Догадайся сам. (Осень)5. Снег растаял, побежали ручьи
Прилетели скворцы и вернулись грачи
И подснежникам стала поляна тесна,
Что за гостья такая? (Весна)6. Гомон птичий и малина
На реке ребячий смех
Столько зелени, тепла и света!
Ну, конечно, это … (Лето)7. Листья опадают плавно
Урожай уж собран славный
Про запасы белку спросим
У тебя в гостях кто? (Осень)8. Знакомы вам её угрозы
Она нам всем грозит морозом
Хоть в снег закуталась сама
Кто гостья грозная? (Зима)9. Снег на полях
Лёд на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает? (Зима)10. Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года как зовётся? (Осень)
Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас подумайте и скажите, о чём мы сейчас говорили?
Ежегодно приходят к нам в гости
Один седой, другой молодой
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года)
Ведущий: А сейчас 2-ой конкурс “Когда это бывает?”. Каждой команде задаётся вопрос, ребята отвечают с помощью карточек (карточки лежат под стульчиками. Красный цвет означает - лето, зелёный - весна, белый - зима, жёлтый - осень). Вопросы командам чередуются.
- В какое время года собирают землянику?
- Когда птицы улетают в тёплые края?
- Когда люди вывешивают скворечники?
- Когда появляется лёд на реке?
- В какое время года дети пускают кораблики?
- Когда заяц серый?
- Когда люди собирают урожай?
- Когда в городе можно увидеть снегирей?
- Когда день короткий, а ночь длинная?
- Когда на деревьях появляются почки?
Ведущий: Молодцы! А сейчас, пока жюри оценивает 2 конкурса, дети 8 группы споют песню “Апрель”.
(Жюри подводят итоги).
Ведущий: Начинаем 3 конкурс, который называется “Лесные жители”.
Приглашаются по 2 человека с каждой команды (на полу расположены рисунки деревьев, цветов, насекомых и птиц по 5 шт.). Каждому ребёнку нужно собрать либо все деревья, либо цветы, либо насекомых, либо птиц. Собрать и назвать каждый рисунок.
Деревья: дуб, берёза, сосна, ель, рябина.
Цветы: колокольчик, ромашка, подснежник, одуванчик, мать и мачеха.
Насекомые: пчела, бабочка, муравей, кузнечик, жук.
Птицы: дятел, синица, снегири, ласточка, скворец.
Ведущий: Молодцы! А сейчас 4 конкурс, домашнее задание “Конкурс чтецов”.
Команда “Скворушки” подготовила нам стихи о птицах.
1 ребенок: “Ласточка”.
Травка зеленеет
Солнышко блестит
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей
Прощебечь скорее
Нам привет скорей.
2 ребенок: “Воробей”.
Треплет ветер за окном
Дерево без листьев
Воробей сидит на нём
Пёрышко почистив.
Погляжу на воробья
Весело качается
Понимаем он и я,
Что зима кончается.
3 ребенок: “Синичка”.
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.
Тень-тень, тили-тень
Всё короче зимний день
Не успеешь пообедать
Солнце сядет на плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег да снег,
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.
А команда “Подснежники” подготовила стихи о цветах.
1 ребенок: “Одуванчик”.
В летний солнечный денёк
Золотой расцвёл цветок
На высокой тонкой ножке
Всё дремал он у дорожки.
А проснулся – улыбнулся
Вот пушистый я какой
- “Ах, боюсь, что разлечусь
Тише ветер луговой.
2 ребенок: “Ромашки”.
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом
Рос цветок на длинной ножке
Белый с жёлтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит “не тронь”.
3 ребенок: “Подснежник”.
Из земли подснежник
Вышел на рассвете
Глянул боязливо,
Не сорвут ли дети?
Но сказали дети
Ласково не тронь
Всё должно цвести,
Чтоб нарядно стала
Вся земля вокруг
Этот перелесок
И зелёный луг.
Бегают ребята
По траве густой
И цветок подснежник
Нежный голубой.
Ведущий: Молодцы, ребята! А пока жюри оценивают итоги 3-х конкурсов, дети 2 группы исполнят песню “Ручеёк”.
(Жюри подводит итоги).
Ведущий: Молодцы, ребята! А теперь предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие (дети закрывают глаза, включают “заколдованную” музыку, расставляют елки, деревья, раскидывают мусор).
- По волшебному пути
В сказку можем мы пойти
Музыка сейчас раздастся
В сказку нам попасть удастся.
(Дети закрывают глаза, играет музыка, заходит Лесовичок, подметает мусор с пола)
Лесовичок: Это кто расшумелся, кто нарушает тишину моего леса?
Ведущий: Ой, кто это?
Лесовичок: Это я, седой старик
Называюсь лесовик
Этот лес я сторожу
За порядком я слежу.
Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес?
Ведущий: Мы хотим полюбоваться красотой сказочного леса.
Лесовичок: Знаю я, как любуются в моём лесу. Люди: муравейники разоряют, мусор бросают, цветы топчут, зверей, насекомых обижают. А это ведь их дом. Не пущу вас в лес!
Ведущий: Лесовичок, наши ребята не такие. Они любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными и очень хорошо знают правила поведения человека в природе. Ребятки, давайте поможем Лесовику убраться на “полянке”.
(Дети собирают мусор в пакет).
Лесовичок: Спасибо, за помощь. Ладно, если вы выполните мои задания я пущу вас в сказочный лес.
Лесовичок: Пусть подойдут ко мне по 4 человека из каждой команды и расскажут о правилах поведения в лесу.
Ведущий: Итак, 5 конкурс “Правила поведения в лесу”.
(Лесовик раздаёт каждому ребёнку по карточки, по которой ребёнок рассказывает правила).
Ведущий: А наши ребята расскажут про правила поведения еще и стихами.
1 ребенок: Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки.
2 ребенок: Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай:
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять.
В лес приходят отдыхать
Бабочки пускай летают,
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
3 ребенок: Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если я, и ты и мы
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Лесовичок: Молодцы! Вы все знаете правила поведения человека в лесу, в природе. Природа – это всё, что нас окружает: солнце, вода, лес, воздух, земля, жители земли. И в природе все очень нужно, всё связано друг с другом, т.е. как в цепочке всё связано и ничего нельзя потерять, иначе всё исчезнет. Я хочу, чтобы вы составили такую “экологическую” или “живую” цепочку и для этого приглашаю капитанов, для следующего конкурса.
Ведущий: 6 конкурс - конкурс капитанов “Построй и объясни экологическую цепочку”.
I команды: 1. Солнце; 2. Листок; 3. Гусеница; 4. Маленькая птица; 5. Большая птица – Коршун.
(Все это должен капитан команды разложить по - порядку и объяснить)
II команды: 1.Солнце; 2. Пшеница; 3. Мышка; 4. Лиса; 5. Коршун.
Лесовичок: Молодцы, ребята, какие же вы умные! Но я бы хотел проверить ещё и взрослых – гостей ваших, что они знают о природе и хочу провести блиц - турнир.
Ведущий: Конечно, Лесовик, давайте все закроем глаза и вернёмся в музыкальный зал.
Лесовичок: Ну вот, мы в вашем детском саду. Как красиво у вас, как много гостей. Для них у меня тоже есть задание. Пусть, пока жюри подводит итоги. А мы проведём блиц - турнир.
- Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет – сигнал опасности).
- Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка дневное животное, а жаба – ночи).
- Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, а дельфин – млекопитающее).
- Есть ли у комара зубы? (И не мало, 22).
- У кого уши на ногах? (У кузнечика).
- Какую птицу называют кошкой? (Сову).
- Почему белые медведи не могут жить в лесу? (Они питаются рыбой).
- Зачем кашляют рыбы? (Они очищают жабры от ила).
Игра “Продолжи фразу”.
- Самый длинный язык у (хамелеона)
- Самое сильное обоняние у (бабочки)
- Лучше всех слышит (сова)
- Быстрее всех летает (стриж)
- Самый зоркий (беркут)
- Самые зубастые (акулы)
- Самые умные животные (дельфины)
- Больше всего глаз у (стрекозы и мухи)
- Чемпионы по долгожительству (черепахи)
- Чемпион по глотанию (удав)
Лесовичок: Какие умные собрались здесь взрослые, они тоже все знают.
Ведущий: Лесовик, а теперь послушай стихотворение “Земля – наш общий дом”.
Ребенок: “Земля – наш общий дом”.
Наш дом родной, наш общий дом,
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно из них названье есть:
Леса и горы, и моря,-
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету.
Ведущий: А сейчас, ребята исполнят песню “Земля – наш общий дом”.
Лесовичок: А сейчас я хочу узнать, чья команда умнее, находчивее.
(Слово предоставляется жюри)