Продолжительность: 1 урок.
Класс: 1.
Цели и задачи.
- Формирование представление о массе тела.
- Выявление зависимости между результатом измерения массы и величиной мерки.
- Формирование умения измерять массу с помощью чашечных весов.
- Решение задач на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.
- Закрепление знания о величинах.
- Формирование навыков счета в пределах 9.
Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint , доска, учебник Л.Г. Петерсон “Математика. 1 класс”.
I. Организационный момент.
- Напоминаю вам правила поведения на уроке:
- вести себя спокойно, но не отсиживаться;
- не выкрикивать (громко – не значит хорошо);
- быть терпеливыми, не перебивать друг друга;
- задания выслушивать до конца.
II. Актуализация знаний.
Математика – особая страна,
Для путешествия смекалка нам нужна.
Будем много думать и считать,
И задачки не забудем мы решать.
Устный счет
1. Установление закономерности
-. Дан ряд чисел: 2, 5, 7.
- Назовите самое большое и самое маленькое число в этом ряду. (2,7)
- Установите закономерность и продолжите ряд на 3 числа. ( 10,12, 15)
2. Работа с числовым рядом.
- “Заблудилось” число. Поставь его на место.
- 1 2 3 4 7 5 6 8 9 10
- Расскажите все что вы знаете о числе 7.
Откроем тетради.
3. Математический диктант.
- Запишите последующее число 7, предыдущее число 7.
- Уменьшите 7 на 5.
- Увеличьте 7 на 3.
- Я задумала число, прибавила к нему 4 и получила 7. Какое число я задумала?
- Я задумала число, вычла из него 2 и получила 7. Какое это число?
- На сколько 6 меньше 7?
- На сколько 7 больше 0?
4. Работа в парах.
- Выполните взаимопроверку и оцените работу товарища. ( 8 6 2 10 3 9 1 7 )
- Расположите ответы в порядке убывания. (10 9 8 7 6 3 2 1 )
- Расположите ответы в порядке возрастания. (1 2 3 6 7 8 9 10)
III. Постановка учебной проблемы.
Откроем учебник. Определите тему урока. Давайте составим план нашего урока.
План
- Закрепление знаний о величинах.
- Действия с именованными числами.
- Решение задач.
- Формирование навыков счета в пределах 9.
- Что мы сейчас делали? ( Планировали свою деятельность)
- Каким кружком обозначаем такие действия? (Оранжевым.)
1. Закрепление знаний о величинах.
- Что называется величиной? (То, что можно измерить и результат измерения выразить числом.)
- Какие величины вы знаете? (Длина. Масса.)
- Является ли величиной сантиметр? Почему? (Нет. Сантиметр – это мерка, единица измерения, то есть отрезок, а величина – это свойство предметов.)
- Является ли величиной килограмм? Почему? (Нет. Килограмм – это тоже мерка.)
- Вычислите и результаты покажите на Фантазиях.
5 кг + 2 кг = кг
7 кг – 3 кг = кг
6 кг + 1 кг = кг
3 кг + 4 кг = кг
- Что общего во всех равенствах? (Действия с именованными числами, целое – 7 кг.)
Физкультминутка
2. Геометрический материал.
- Какая фигура лишняя? Почему? (Треугольник – у него 3 стороны и 3 угла, а у остальных – четыре.)
Прямоугольник АБВГ Треугольник АБВ Квадрат АБВГ
- Найдите сумму длин сторон треугольника, если АБ = 2 см, БВ = 3 см, АВ = 4 см. (9 см)
3. Подберите схемы к задачам и реши их.
- Длина первого отрезка 8 см, а второго – 5 см. На сколько длина первого отрезка больше, чем второго?
- В одном ящике 8 кг помидоров, а в другом – на 2 кг меньше. Сколько килограммов помидоров во втором ящике?
- В одной корзине 6кг картофеля, это на 4кг меньше, чем во втором. Сколько килограммов картофеля во второй корзине?
- Папа с сыном пололи грядки. Папа прополол 6 грядок, а сын – 2 грядки. Сколько всего грядок пропололи отец с сыном?
Анализ задачи:
- Определите тип задачи.
- Сколько чертим отрезков?
- Что неизвестно?
- Как найти неизвестное?
- Каким выражением решим задачу?
- Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
4. Работа по учебнику
- Сравнение именованных чисел
С.8 №1 (а, б)
- Подберите знак по рисунку и обоснуйте выбор знака вычислениями
- Как можно уравновесить весы.
IV. Включение в систему знаний и повторение.
Физкультминутка
- Самостоятельная работа по вариантам.
С.8 №1 (в)
- Сравните массы
4 кг + 2 кг | 4 кг + 5 кг | 5 кг – 3 кг | 5 кг + 2 кг | |||
9 кг – 5 кг | 9 кг – 2 кг | 1 кг – 3 кг | 7 кг + 1 кг | |||
6 кг – 4 кг | 7 кг – 4 кг | 6 кг + 2 кг | 2 кг + 3 кг |
- Решение задач
С. 8, №2
- Решение задачи на сравнение
Анализ задачи:
- Читаем. Назовите условие. Прочитайте вопрос.
- Определите тип задачи.
- Что неизвестно?
- Как найти неизвестное?
- Каким выражением решим задачу?
- Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
С. 8,№ 4
- Придумайте задачу по схеме и составьте обратные к ней
С.8, №5
- Задача на смекалку
- На одной чаше весов лежат два одинаковых пакета с мукой, а на другой – гири 1 кг и 5 кг. Весы находятся в равновесии. Какова масса одного пакета? (3 кг)
- Формирование вычислительных навыков в пределах 9.
С. 9, №6
- В какой точке приземлится парашютик на числовом отрезке
С. 9, №7
- Самостоятельная работа по вариантам.
- Выполните вычисления, чтобы равенства были верными.
- Повторение геометрического материала
С. 9 №8
- Разбейте фигуры на части , из которых составлен квадрат, и раскрасьте их.
- Задачи логического и комбинаторного характера.
С.9 №9
- Разложите фигуры на полке разными способами.
- Вспомним принцип перестановки.
(Один элемент фиксируется, а два других переставляются.)
V. Рефлексия деятельности.
- Все ли пункты плана выполнили?
- Какие умения формировали на уроке?
- Что из нашего урока пригодится нам и на других уроках?
- Оцените свои успехи:
- Я справился. Мне было легко (зеленый кружок).
- Я справился. У меня были недочеты (желтый кружок).
- Я справился. Мне было сложно (красный кружок).