Цель: создать условия для эстетического восприятия произведений анималистического жанра и его духовной соединённости с человеком.
Задачи: познакомить учащихся с произведениями анималистического жанра, учить пониманию художественно-эстетических особенностей картин, развивать навыки восприятия произведений анималистического жанра, умение находить красоту, гармонию во внешнем облике животных, воспитывать интерес к данному жанру.
Оборудование:
- Презентации, раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся: иллюстрация к русской народной сказке “Кот и Лиса”.
- Схемы и таблицы изображения животных и птиц.
- Для учеников — гуашь (2-З цвета или один цвет), игрушки и сувениры, изображающие животных
- Литературный ряд: загадки (Приложение 3), Е. Благинина “Котёнок” (Приложение 4), текст рассказа Л. Толстого “Слон” (Приложение 5).
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Учитель:
- Ребята, я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать правильно.
(Приложение 1).
Ответы учащихся.
Просмотр презентации (Приложение 1).
Учитель:
- После просмотра слайдов, ребята, вы уже наверно догадались, как звучит тема нашего урока? Подумайте и назовите тему нашего урока.
Ответы учащихся.
Учитель озвучивает тему урока “Четвероногий герой”, выражение характера изображаемых животных.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, у животного есть свой характер?
Ответы учащихся:
- Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.
Учитель:
- При просмотре слайдов вы, ребята, могли наблюдать, как можно выразить в рисунке характер зверя.
Он выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего, изящного или могучего; через пропорции:
большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие или маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, копи, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.
Рассмотрим работы художников. (Приложение 2).
Учитель:
- Появляется специальный жанр в изобразительном искусстве, который называется анималистический (от лат. слова animal - животное). В нём ведущим мотивом является изображение животных. Анималистический жанр появился в Китае в 8 веке. В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц, но европейский анималистический жанр сформировался в 17 веке в искусстве Голландии. Его родоначальником считается Паулюс Поттер.
Чтение стихотворения Е. Благининой “Котёнок”.
Учитель:
- Сделайте, устные зарисовки.
Учитель:
- Послушайте текст рассказа Л. Толстого “Слон” (Приложение 5).
- Ребята, почему так поступил слон со своим хозяином?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Как проявил свой характер слон?
Ответы учащихся.
Учитель:
Опишите, как вы представляете образ слона.
Ответы учащихся.
III. Работа над заданием.
Учитель:
Изобразите животное, показав его характер и настроение: веселое, стремительное, угрожающее, трусливое (используя образы сказочных животных).
Основные этапы работы художника-анималиста над изображением животного, птицы:
1) Анализ основных форм, частей тела.
2) Уточнение пластики, характерных движений.
3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.
4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).
5) Изучение среды.
4.Индивидуальная работа с учащимися.
Анализ общих ошибок (с помощью работ учащихся, схем и таблиц на доске, пояснений и устного анализа). Уточнение формы, движения.
Учитель:
— Какие книги, фильмы о животных вы смотрели, читали?
Ответы учащихся.
Учитель:
— Знаете ли вы, что такое “Красная книга природы”?
Ответы учащихся.
IV. Итоги урока.
Экспресс-выставка работ.
Оценка выполненных работ.
Требования к работам:
— анатомически верные;
— соблюдение пропорций;
— передача движения:
— прорисовка мелких деталей (шерсть, глаза и др.).
— общая завершенность, выразительность;
— аккуратность исполнения.
Группирую рисунки детей так, чтобы рядом оказались противоположные по характеру образы.