Урок окружающего мира "В гости к весне"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: познакомить учащихся с весенними изменениями в неживой и живой природе.

Планируемые результаты: учащиеся узнают об изменениях в неживой и живой природе весной; научатся рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края, моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; будут находить информацию о первоцветах в книге “Зелёные страницы”, узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку.

Учебные материалы и оборудование. ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, CD-ROM. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику, мультимедийная презентация “Весна”.

У учеников – Окружающий мир. 2 класс. Учебник.Часть 2.Плешаков А. А.; Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2.Плешаков А. А.; Окружающий мир. 2 класс. Проверим себя. Рабочая тетрадь. Часть 2,  А.А. Плешаков;“Зелёные страницы”. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ФГОС; MacBook Apple; клей.

Предварительная подготовка: ученики вырезают 6 картинок (с изображением половодья, ледохода и перелётных птиц) из приложения к рабочей тетради на с. 87 – 89.

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Актуализация знаний

У. Вспомните о своих наблюдениях за изменениями в живой и неживой природе на экскурсии. (Проверка заполнения таблиц в рабочей тетради №1, c.54).

3. Самоопределение к деятельности

У. Послушайте стихотворение, которое я написала для нашего урока. Подумайте, о каком времени года говорится в стихотворении:

Солнце пригревает,
Снег осевший тает,
И журчат ручьи.
На берёзе снова
Вьют гнездо грачи.

Лопнули на вербе
Коричневые почки,
Вот и на проталине
Первые цветочки.

Д. О весне.

У. Какие признаки весны вы заметили? (Ответы детей).

У. Предположите, о чём будет наш урок.

Д. О весне.

У. Прочитайте название темы урока в учебнике на с.86.

Д. В гости к весне.

У. Какие учебные задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (Ответы детей). У. Прочитайте в учебнике слова Муравьишки о том, что вы узнаете, и чему будете учиться сегодня на уроке.

4. Работа по теме урока

Выполнение задания в рабочей тетради №2, с. 54.

Учащиеся обозначают цифрами порядок следования весенних месяцев.

Проверка по слайду №2 презентации.Ученик называет весенние месяцы по порядку.

Рассказ учителя,сопровождающийся демонстрацией слайдов презентации №: 3 – 13.

Март наполовину зимний месяц, наполовину весенний. Ещё не раз вернутся метели. Но солнце с каждым днём всё выше будет подниматься над горизонтом и начнёт прогревать воздух и почву.Заплачут прозрачные сосульки. Зачернеют по открытым местам проталинки среди белого снега, значит, наступила весна. На проталинах появляется зелёная травка и первые весенние цветы – подснежники или первоцветы.На полях начнёт таять снег, зажурчат ручейки. На небе появятся белые кучевые облака.

На водоёмах от весеннего тепла во льду появятся трещины. На берегах прудов лёд станет тонким и вязким. На реках начнётся ледоход, во время которого льдины сталкиваясь, нагромождаясь друг на друга, плывут по течению, пока не растают. Весенний ледоход завораживает, но в это время надо быть осторожными.Чем опасен ледоход? (Ответы детей).

В апреле начинается обильное снеготаяние. Реки,переполняясь водой, выходят из берегов — наступает половодье. Вереницей искрятся на солнце ручьи, радостно журча, бегут по дорогам, освободившимся от снежных завалов. Всё это признаки наступления весны в неживой природе, и главный из них — таяние снега. Ещё один признак весны — весенние дожди.

В начале мая случается резкое понижение температуры, шумят холодные ветра, бывает выпадение небольшого количества осадков в виде снега, который быстро тает на прогретой весенней почве. Побудут холода, и наступит резкое потепление. В мае может прогреметь первая гроза. К концу мая вместе с воздухом быстро прогревается земля, может установиться по-летнему жаркая погода.

Групповая работа по учебнику и в тетради

У. Класс предварительно делится на 4 группы(2 группы – I вариант и 2 группы – II вариант).

Ученики I варианта выполняют задание учебника с. 86–87 (знакомятся по учебнику с изменениями в неживой природе весной, делают записи в рабочей тетради – задание №3 (1), с.54, готовят сообщение классу – выписывают примеры весенних явлений в неживой природе).

Ученики II варианта выполняют задание учебника с.88 – 89 (знакомятся по учебнику с изменениями в живой природе весной, делают записи в рабочей тетради – задание №3 (1), с.55, готовят сообщение классу – выписывают примеры весенних явлений в живой природе).

а) Заслушивается выступление учащихся I варианта.

У. Какие весенние явления в неживой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

б) Заслушивается выступление учащихся II варианта.

У. Какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока

Беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов презентации №: 14 – 19.

У.В конце зимы зимующие птицы становятся оживлённее. В первый солнечный день февраля прозвенела песенка большой синицы, значит весна не за горами. В конце зимы лопнули почки на ивах, и показалисьсеребристые пуховки, но зацветут они после ольхи.

Ранняя весна в средней полосе начинается примерно в конце марта, когда появляются первые цветочки мать-и-мачехи. Подумайте, почему так рано могут появляться первые цветы? (Ответы детей). Весной, когда на деревьях в лесу ещё нет листьев, свет свободно проникает под полог, и вызывает бурное цветение всех подснежников. Растения, цветущие в средней полосе в течение марта, апреля и мая, называют раннецветущими, а те из них, которые цветут сразу после схода снега — “первоцветами”. Значительная часть “первоцветов” — это растения лиственных лесов и приспособились они к раннему развитию для того, чтобы успеть отцвести и набрать сил до полного распускания листвы на деревьях, т.е. до наступления “темного сезона” в лесу. Такие растения накапливают органические вещества в подземных частях – луковицах, корневищах или клубнях. Эти запасы необходимы для образования цветков, плодов и семян.Стоит ли рвать первоцветы? (Ответы детей).

Вскоре запылит ольха, потом орешник. В конце апреля в средней полосе России в лесах зацветают различные ивы. Они имеют красивые соцветия жёлтого цвета с сильным ароматом. Целыми днями пчёлы и шмели летают возле серёжек ивы, собирая нектар и опыляя цветки. В это время пчёлы делают первый сбор.

Ещё одно явление в природе весной — на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клёна, берёзы, появляется травка.Почти за неделю в мае листовой покров увеличивается в несколько раз.Зацветёт черёмуха, тут же воздух наполнитсяароматом сирени и яблони.

Работа в парах

В книге А. Плешакова “Зелёные страницы” с.25–34 по заданию учебника учащиеся находят информацию (по своему выбору) об одном из раннецветущих растений, изображённых на рисунке учебника с. 88. Затем рассказывают классу о том, что нового им удалось узнать о растении.

Сообщения учащихся учитель сопровождает демонстрацией слайдов презентации №: 20 – 31.

Беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов презентации №: 32 – 41.

У.Увидел чёрные пятна на пригорках и солнечных пригревах — жди весенних гостей. Каких? (Ответы детей). Вслед за проталинами появляются первые перелётные птицы.Почему перелётные птицы возвращаются в это время? (Для них есть корм — насекомые и прошлогодние семена, которые можно найти на освободившейся от снега почве).

Ранней весной, с появлением проталин, пробуждаются насекомые, зимовавшие в кучах опавших листьев и под корой деревьев.Пришло время возвращаться перелётным птицам.Прилёт грачей — одна из примет наступления весны. От грачей мало отстают жаворонки и скворцы. Они прилетают до того, как начнётся сокодвижение у берёзы. Весенний перелёт у большинства птиц бывает довольно быстрым. Некоторые птицы летят даже ночью, останавливаясь лишь покормиться.

Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег, поэтому птицы не могут найти  корм. Прошлогодние семена  вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся. В это время много птиц погибает от голода. Что надо делать, чтобы птицы не погибли?(Их надо подкармливать). В начале апреля прилетают зяблики. У водоемов появляются трясогузки, возвращаются стаи журавлей.После вскрытия рек появляются водоплавающие птицы: дикие утки, гуси, чайки. В конце апреля и в начале мая в лесу можно услышать кукование кукушки и пение соловья.В мае, когда появляются мухи и комары, возвращаются на родину ласточки, стрижи и мухоловки.

Весной птицы вьют гнёзда. Для чего?(Они служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов). Подумайте, стоит ли подходить близко к птичьим гнездам, трогать их илибрать в руки птенцов? Почему?(Ответы детей). Многие певчие птицы вьют гнёзда на ветках кустов и деревьев. В поле устраивает гнездо полевой жаворонок, на берегу или под корнями деревьев – белая трясогузка. Высоко, в развилке сука, помещают своё гнездо зяблики.

Ранней весной рождаются у зверей детёныши: зайчата, бельчата, волчата, лисята.

После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними выходят и их детеныши. Весной у многих зверей начинается линька. Зимняя густая шерсть заменяется более редкой. А заяц, горностай, ласка и белка меняют ещё и цвет своей шубки.

7. Закрепление изученного материала.

Работа в тетради по вариантам.

Ученики I варианта выполняют задание №3 (2), с.54наклеивают вырезанные из Приложения тетради с.87 картинки с изображением половодья и ледохода в соответствующие рамки.

Ученики II варианта выполняют задание №3 (2), с.55наклеивают вырезанные из Приложения тетради с.89 картинки с изображением перелётных птиц в соответствующие рамки.

Проверка по учебнику на “Страничках для самопроверки”с.141.

Работа в тетради (продолжение)

У.Проверьте, знаете ли вы раннецветущие растения. Учащиеся выполняют задание №4, с.56. Соединяют рисунки и таблички с названиями растений.

Самопроверка по учебнику с.88.

Работа в тетради “Проверим себя”

а) Выполнение задания №1, с.30. Учащиеся подчёркивают в списке весенние явления природы.

Взаимопроверка по слайдам №3–4 презентации. Ученик перечисляет весенние явления.

У. Прочитайте задание учебника №3, с.89. Как связаны между собой весенние явления природы?

б) Моделирование взаимосвязей между явлениями в неживой и живой природе весной. Выполнение задания №2, с.30. Учащиеся показывают стрелками, как связаны природные явления (солнце выше, чем зимой – потепление – появление насекомых – возвращение перелётных птиц).

Проверка: ученик объясняет, как он установил взаимосвязи явлений природы весной.

8. Рефлексия

Выполнение заданий в электронном приложении к учебнику на Масbооk:

  1. Отметить, какие растения являются раннецветущими.
  2. Выбрать из списка явления, которые не относятся к весенним изменениям в неживой природе.

Ответына вопросы учебника с.89:

  1. Как изменяется весной высота солнца над горизонтом? К чему это приводит?
  2. Какие явления происходят весной в неживой и живой природе?

У. Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся показывают смайлик и объясняют его выбор).

9. Итог

У. Вспомните, какие задачи мы поставили в начале урока? Выполнили мы их?

10. Домашнее задание

  • Рабочая тетрадь №5, с.56 -57; №6, с.58.
  • Найти народные приметы о весенних явлениях.

Источники.

  1. Максимова Т.Н.Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 2 класс 
  2. http://what-is.com.ua/news.php?ch=id&id=232
  3. http://nugnie-soveti.ru/viewtopic.php?f=3&t=559
  4. http://сезоны-года.рф
  5. http://www.aroma-azbuka.ru
  6. http://pochemuchca.ru/naturalist/priroda39.html
  7. http://www.rgo.ru/2011/03/kogda-pridet-vesna-ili-dnevnik-fenologa/
  8. картинки
  9. http://chaplygin-s.narod.ru/prel.html
  10. http://fotki.yandex.ru/users/evg45297740/view/447518/?page=0
  11. http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=3399&ref=dolinavulkanov/art&rg=dolinavulkanov
  12. http://natashima.blog.tut.by/2010/04/
  13. http://images.yandex.ru/
  14. http://fotki.yandex.ru/users/russian-field2005/view/313135/?page=3
  15. http://happy-school.ru/publ/e_pavlova_pod_kustom/8-1-0-1965
  16. http://posobie.info/forum/viewtopic.php?t=6297&postdays=0&postorder=asc&start=3705
  17. http://www.vgorode.ru/shabash/people/showPost/postId/40628973/tId/1276167 http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%
    D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B&pos=191&rpt=simage&img_url=http%
    3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F3%2F76%2F195%2F76195504_a01.jpg