Тема урока: "Яблоко"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели непосредственной образовательной деятельности:

  1. Познакомить с новым способом изображения – объёмное рисование. Показать его выразительные возможности; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальным образом.
  2. Закрепить навык вырезания яблока и листочка от него. Упражнять в сминании бумаги и наклеивании её на твёрдую поверхность с объёмным контуром будущего рисунка; закреплять умение детей рисовать по-мокрому, используя полученные навыки и умения работы с кистью и акварелью.
  3. Развивать воображение, образное мышление, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество.
  4. Воспитывать любовь к природе, доброе отношение, чуткость и взаимопомощь (личностные качества ребёнка).

Методические приёмы:

  • дидактическая игра «Опиши яблоко» (анализ, синтез, подбор эпитетов);
  • показ приёмов вырезания из ватных дисков яблока и листочка от него;
  • загадка;
  • беседа;
  • сюрпризный момент.

Материал для непосредственной образовательной деятельности:

  • твёрдая картонная основа размером 15 на 15 см;
  • ватные диски по 3 штуки на каждого ребёнка;
  • клей ПВА, кисть для клея, ножницы;
  • офисная бумага размером 15 на 15 см;
  • акварельные краски, кисть для рисования;
  • салфетки бумажные, баночки с водой;
  • 2 тазика с водой, тряпичная салфетка для вытирания рук;
  • готовые работы для образца, муляжи яблок;
  • почтовая коробка, дерево яблони (плоскостное для выставки), яблоки.

Предварительная работа. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок», работа по цветоведению, рисование натюрморта, беседа о яблоке, цикл занятий «Дары осени».

Ход непосредственной образовательной деятельности

Дети становятся полукругом напротив педагога.

Педагог: Ребята, сегодня по дороге на занятие я нашла пустой мешок, а что в нём должно было лежать, вы узнаете, разгадав загадку:

Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А укусишь – сладко.

Дети: Яблоко.

Педагог: А герой какой сказки не донёс яблоки до дома?

Дети: Заяц из сказки В. Сутеева «Мешок яблок».

Педагог: Вот это и есть его мешок. Ребята, а давайте нарисуем яблоки и свои рисунки отправим семье зайца, пускай его детки порадуются нашему сюрпризу. Вы согласны?

Дети: Да.

Педагог предлагает детям занять свои места.

Педагог: Ребята, посмотрите, у вас на столах столько всего интересного. А как вы думаете, зачем нам ватные диски?

Дети: Мы будем из него вырезать яблоко.

Педагог: Верно, круглый диск напоминает форму яблока. Я предлагаю вам сравнить ватный диск с муляжом яблока:

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

Дети (примерные ответы): Они похожи формой, диск и яблоко круглые. А отличаются тем, что у яблока есть небольшие углубления, черешок, на котором растёт листочек. Ещё у яблока есть вкус, цвет и оно растёт на дереве. Яблоко бывает жёлтым, с красным бочком, зелёным, красным с жёлтым бочком.

Педагог: А как ватному диску придать форму яблока?

Дети: У него нужно немного срезать ваты.

Педагог: Молодцы. Для того чтобы ватному диску придать форму яблока, нужно срезать немного ваты сверху и с помощью ножниц сделать небольшое углубление внизу.

Воспитатель берёт два сложенных диска и показывает, как правильно вырезать из них яблоко. Дети делают то же самое, а педагог оказывает посильную помощь.

Педагог: Молодцы, а как вы думаете, как нам вырезать листочек из диска?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог: Молодцы, а из обрезков вырежьте черешок.

Дети работают.

Педагог: Я вижу, вы немного устали. Отдохнём.

Физкультурная минутка.

С ветки яблоко упало
И по саду побежало (дети приседают)
Побежало мимо Нины,
Мимо Нининых подруг (бег на месте)
Мимо кустиков малин
И в траве исчезло вдруг.
Как же яблоко без ножек
Убежало? Вот вопрос. (Повороты туловища влево-вправо)
Это ёжик, серый ёжик
На спине его унёс! (Хлопки в ладоши)

Педагог: Ребята, перед вами лежит твёрдая картонная основа, на неё нужно приклеить все детали яблока, как на этих работах (показ образцов).

Дети работают. Педагог следит за аккуратностью выполнения работы.

Педагог: А сейчас тонкую белую бумагу хорошенько помните, намочите, отожмите и наложите её на картон. Не забудьте, что прижимаем её, начиная от середины, обходя по краям яблоко. Эта техника вам знакома.

Дети работают, а педагог оказывает посильную помощь.

Педагог: Молодцы. А сейчас, пока бумага мокрая, раскрасьте фон, обходя яблоко. Когда фон будет готов, раскрашивайте яблоко, не забывая о его аппетитном бочке. Также, не забудьте раскрасить черешок яблока и его листочек.

Дети работают, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Педагог: Ребята, у вас получились замечательные яблоки (работы крепятся на дерево-стенд). А какое из этих яблок вам хочется съесть и почему?

Предполагаемые ответы детей. Вот это яблоко хочется съесть, потому что оно красное и вызывает аппетит. А мне хочется съесть это яблоко, потому что оно румяное, спелое, налитое и мне кажется, что когда его укусишь, то потечёт сок.

Дети адекватно оценивают работы друг друга.

Педагог: Я думаю, что ваши работы обязательно понравятся зайчатам. Когда они высохнут, я сложу их в почтовую коробку и отправлю в лес (педагог достаёт почтовую коробку, а в ней лежат яблоки для детей). Ой, а в коробке для вас уже лежит сюрприз от папы-зайца. Мы отнесём коробку в группу, вы попробуете настоящие лесные яблочки. Спасибо вам за занятие.