Продолжительность: (45 мин. + 45 мин.) с переменой.
Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.
Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана и музыки Эдварда Грига.
Задачи урока:
Образовательные:
- Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
- Дать понять, что музыка и изо не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;
- Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картиной И. Левитана «Вечерний звон», с песней «Вечерний звон».
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
- Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
- Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение песни Я. Дубравина «Добрый день» и песни Э. Грига «Заход солнца».
- Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;
- Использование в собственной художественной деятельности различные художественные материалы.
Воспитательные:
- Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
- Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;
- Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные:
- Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций.
- Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека
Предметные:
- Научатся использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка.
- Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности
Метапредметные:
Личностные:
- Сформированность мотивации к изучению декоративного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры древних цивилизаций.
- Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека
Познавательные:
- Анализ объектов с целью выделения существенных признаков,
- Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.
- Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты.
- Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
- Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные:
- Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
- Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.
Коммуникативные:
- Формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах, задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
- Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация, фортепиано.
- Музыкальный ряд: Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ «Заход солнца», Я. Дубравин «Добрый день», р.н.п. «Вечерний звон».
- Зрительный ряд: работы учащихся по теме четверти, слайды – компьютерная презентация.
- Бумага: белая.
- Материалы на выбор учащихся: акварель, гуашь, кисть, палитра.
Ход урока
I. Организационный момент и введение в урок.
Вернисаж. Экспозиция из детских рисунков, картинки с изображением природы.
Музыкальный момент. Звучит легкая музыка.
Слайд 1.
Приложение (музыкальная заставка)
Учащиеся входят под музыку в класс, обращают внимание на экспозицию.
Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте. Подравнялись, все готовы к уроку. Улыбнулись друг другу, пожелали хорошего настроя на урок. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому (Дети выполняют).
Посмотрите от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Мы желаем вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшних уроков с новыми впечатлениями и приобретёнными знаниями.
Слайд 2.
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Вступительное слово учителя музыки.
Начнём наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина:
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота…
Ребята, скажите, о чем идет речь?
Ответ ребят......
Учитель. Сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке и живописи. Почему мы их объединили вместе?
Ответ ребят: Это виды искусства
Учитель: Тему нашего урока вы сами назовете позже.
Учитель: Мы постараемся ответить на следующие вопросы: Можем ли мы «услышать» живопись и «увидеть» музыку. А рассматривать эту тему мы будем на примере музыкальных произведений и произведениях изобразительного искусства.
Учитель: Обратите внимание на эпиграф урока. Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком. Музыка – один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.
И в течение урока вы будете художниками. Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанной музыке. Хочется, чтобы вы поняли, как непросто создать произведение искусства.
Слайд 3.
III. «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».
Учитель: Послушайте, о каком времени суток я прочту?
Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат зеленеет,
В зареве восток.
И. Никитин.
– Что такое утро?
– Восход?
– Солнце?
– В каком состоянии природа? (Спокойная, тихая, теплая.)
Учитель: Послушайте музыкальную загадку и скажите, созвучны ли стихотворение и музыка?
(Учитель предлагает послушать «Утро» Э. Грига.)
– Расскажите об этой музыке по плану:
Приложение.
название
композитор
в чьём исполнении
лад
динамика
темп
характер
настроение
(План ответа находится на парте.)
Учитель: – «Утро» – маленькая музыкальная картина. Герой встречает восход солнца в Египте, но перед его глазами – родная Норвегия. Он представляет себе, как чуть шелестит ветерок в листве, как просыпаются с пением птицы, как солнце поднимается все выше и освещает горы. Мелодия звучит спокойная, прозрачная, как родниковая вода. Начало ее похоже на пастушьи наигрыши. Главную мелодию играет флейта.
– Флейта – деревянный духовой инструмент.
А сейчас мы прослушаем это произведение полностью, а вы представьте, что вы художники, перед вами стоит задача – нарисовать рисунок к данному произведению. Что бы вы изобразили и какими красками воспользовались?
Ответы детей....
Слушание. Во время прослушивания музыкального произведения учащиеся выполняют небольшие зарисовки.
Учитель: Новый день всегда радость, мы ждём от него только хорошее. Сейчас давайте пожелаем друг другу доброго дня и вспомним песенку, которая так и называется
«Добрый день».
Слайд 4.
Учитель: А сейчас обменялись рисунками, посмотрели их. Что вы увидели? Мы можем с уверенностью сказать о том, что у каждого из нас изображена природа.
IV. Учитель ИЗО.
Кто из вас знает, как в живописи называется изображение природы?
Слайд5.
Изображение природы, вида местности – называется ПЕЙЗАЖ – жанр изобразительного искусства.
Слайд 6.
Слайд 7.
Виды пейзажа:
СЕЛЬСКИЙ – изображение деревенского быта.
ГОРОДСКОЙ – включает в себя здания, улицы, проспекты, площади и набережные.
МОРСКОЙ – МАРИНА – изображение морской стихии.
ПАРКОВЫЙ – изображаются уголки природы, созданные для отдыха.
Художник, изображая природу, стремится выразить свое отношение к природе, одухотворить её, создать художественный образ.
Д: Как вы думаете когда человек начал изображать природу?
Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы и богатые дома.
Как самостоятельный жанр пейзаж сформировался в 18 веке. Его создали голландские живописцы.
Художник который «пишет» природу называется — пейзажист. Имена великих художников — пейзажистов:
Слайд 8.
– Какая основная тема прослеживается в творчестве этого художника?
Дети: Изображение природы.
Слайд 9.
Пожалуй самым музыкальным русским художником, который постиг красоту русской природы, сумел передать «песенность» русской природы был знаменитый пейзажист Исаак Левитан. Работы его называли не иначе как «пейзажем настроения».
Жизнь Левитана была недолгой (39 лет), но несмотря на непродолжительность, он сумел создать большое количество живописных произведений. Его пейзажи очень просты и понятны окружающим.
Родился Левитан 30 августа 1860 года в очень бедной семье. Отец работал и учителем в школе, занимался репетиторством французского языка, контролером на железной дороге. Но этого было очень мало и он собрав семью перевозит ее в Москву, чтобы дать детям шанс выбиться в люди. Большую часть жалования отца отдавали за учебу сыновей, так как поступили они в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Но только Левитан начал получать первые награды за первые места, умирает мать, вскоре от тифа умирает отец. И в 17 лет молодой студент остался нищий один и на улице.
Левитана выгоняют из училища за неуплату взноса за занятия. Но добрые люди, друзья – студенты собирают нужную сумму и Исаак возвращается к занятиям.
Слайд 10.
Его замечает Саврасов и забирает к себе в мастерскую. Мечты Левитана сбываются, он был счастлив.
В училище о Саврасове говорили, что он человек необыкновенный. Все преподаватели и ученики знали, как страстно он любил природу.
Упорство и работа дают свои плоды. Юного пейзажиста замечает сам Павел Третьяков. Самая высокая оценка и признание творчества для художника, когда его работа – картина попадает в Третьяковскую галерею.
Первая картина, попавшая к Третьякову «Осенний день. Сокольники»
Левитан уезжает на Волгу и работает несколько месяцев, не щадя своих сил, после чего Павел Третьяков покупает еще несколько картин.
О картинах Левитана заговорили и он впервые достигает всеобщего признания и становится в ряд с великими русскими пейзажистами.
Но жизнь была не долгой после перенесенного тифа, болезнь дает о себе знать. И на рубеже 19–20 века Левитан умирает.
Одна из великих картин, которая находится в Третьяковской галереи «Вечерний звон» о которой мы будем сегодня говорить.
Слайд 12-18.
Физкультминутка. «Про деревья»
V. Левитан «Вечерний звон».
Слайд 20.
Внимательно всмотритесь в этот пейзаж.
– Какое время года здесь изображено?
– Какое время суток?
– Городской или сельский пейзаж?
Учитель ИЗО.
Разберём композицию картины.
– На какой план направляет художник последний луч солнца?
– Какое настроение вызывает у нас цветовой колорит этой картины? (спокойное, задумчивое, умиротворённое).
Учитель музыки.
– А теперь попробуем вслушаться в эту картину.
– Что в ней может звучать? (колокола).
Ведь не случайно Левитан высвечивает купола этих двух монастырей.
– А что ещё может звучать в этой картине? (по реке плывёт лодка, люди сидящие в ней могут петь?
– Какую по жанру песню?
СЛУШАНИЕ. Р.Н.П. «Вечерний звон».
– А такая песня может звучать?
– Она народная или композиторская?
Есть ли сходство между этой песней и картиной?
(Сходство есть, но они созданы независимо друг от друга).
Художник и русская песня отразили одно и то же состояние природы и души человека.
Можем сказать, что мы с вами «увидели» музыку и «услышали» живопись.
Каким образом мы это сделали.
VI. «Заход солнца» Э. Грига.
– Какое время суток спряталось в этом стихотворении?
Летний вечер тих и ясен,
Посмотри, как дремлют ивы,
Запад неба бледно красен,
И реки блестят извивы…
А. Фет.
Учитель музыки.
– Послушайте музыкальную загадку.
(Учитель предлагает послушать «Заход солнца» Э.Грига.)
– Узнали? Как называется? Кто написал?
– Эта песня рассказывает о каких то конкретных событиях или это пейзажная зарисовка?
– Можно ли объединить стихотворение и песню?
– Что их роднит?
– Расскажите о музыке, которую вы услышали.
(Ученики отвечают по плану)
– Песня заканчивается словами Скоро солнце пропадет за алой полосою», а инструментальное заключение дополняет и завершает поэтическую картину.
Вокально-хоровая работа:
– точное исполнение распевов;
– работа над динамикой.
– когда мы исполняем эту песню, что рисует наше воображение?
Практическая работа детей.
Учитель ИЗО.
Мы пополним картинную галерею новыми работами. Создадим свои картины природы.
Какие средства и приемы вы уже знаете, чтобы правильно организовать пространство пейзажа?
Слайд 21.
Вспомнить правила линейной перспективы.
- Выбор формата (горизонтально или вертикально – это зависит от замысла композиции) Слайд 22.
- Положение линии горизонта (высоко, низко – уровня глаз наблюдателя, художника, зрителя)
- Использование схем построения пейзажа – выбор композиции.
Приложение
Слайд 23-29.
Учащиеся к доске : на доске несколько схем построения пейзажа + на слайдах репродукции картин великих художников. Внимательно посмотрите и найдите правильные соответствия схем и картин – (выходят к доске ученики – прокомментировать свой выбор). Учитель называет авторов и название картин.
Слайд 32-34.
– Работать будем по сырому».
-
Линия горизонта ниже середины или посередине листа. Берем синюю краску.
-
Смачиваем лист слева направо губкой или широкой кистью.
-
Верхняя часть неба темнее и холоднее:
фиолетовый + синий (2-3 мазка);
фиолетовый + бордовый или малиновый (1 мазок);
бордовый (1 мазок);
бордовый + красный (1 мазок);
Ниже, теплее:
красный (1 мазок);
желтый (1 мазок). -
Работу можно повращать, чтобы мазки немного слились.
Можно сделать отмывку и изобразить диск солнца желтым цветом. Лучей много, их не рисуем. -
Земля утром и вечером темная.
Рисуем с черным цветом:
зеленый + черный;
коричневый + черный;
синий + черный. -
Лес вдали изображаем примакиванием. Деревья изобразим силуэтами
Силуэт – очертание предмета, похожее на его тень.
– Выберите то время суток, которое соответствует вашему настроению.
(Дети выполняют подмалевок. Звучит музыка Э.Грига.) -
Листву на деревьях можно изобразить по-разному: тычками, облачками, примакиванием. Деревья могут быть ближе и дальше, крупнее и меньше.
(Дети изображают пейзаж утра, вечера.)
Слайд 35.
VII. Итог урока.
Чему учились на уроке.
(Учились слушать и понимать музыку и изображать услышанное на бумаге)
Учитель музыки: Мы говорили о содружестве живописи и музыки. О том, что живопись полна музыкальных звуков, а музыка – красок и образов.
Учитель изобразительного искусства: И не только говорили, но и пытались найти это сочетание в своих работах. И нам это удалось. Посмотрите еще раз на нашу выставку.
Учитель музыки: Но хотелось бы сказать, все-таки что-то происходит с человеком, начавшим свой путь общения с искусством. Он не только больше узнает, но становится другим: более чувствительным, тонким, доброжелательным.
Учитель изобразительного искусства: Любовь к красоте и понимание природы противостоит разрушению. Искусство всегда призывало видеть, понимать, ценить и беречь красоту. Так давайте следовать зову искусства.