Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Формировать универсальные учебные действия при изучении приёмов увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз.

УУД:

  1. личностные:
    • формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»
  2. познавательные:
    • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
    • использование знаково-символических средств;
    • умение выполнять логические операции анализа и синтеза
  3. регулятивные:
    • умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий;
    • учить элементам простейшего анализа собственных действий, корректировке ошибок
  4. коммуникативные:
    • понимать и принимать точку зрения одноклассников, отстаивать собственное мнение;
    • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с числами, таблица разрядов, алгоритм, конверт с заданием, карточки для рефлексии, сигнальные доски, водные маркеры для учащихся, альбомы-подсказки.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель: создать условия для возникновения у ученика потребности к учебной деятельности
(Учитель держит в одной руке 0, а в другой карточки с числами 10 и 100):
Сегодня будем говорить о том,
Что плохо нам шутить с нулем.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе.
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения новых знаний.
Тeст «Чтение и запись трёхзначных чисел»
· Запишите число, в котором 5 сотен 6 десятков 7 единиц
· В каких числах 4 единицы? (304, 403, 340,344)
· Запиши число триста сорок семь
· Как прочитать число 250?
· Какое число состоит из 4 сотен и 6 единиц?
· В каком числе 73 десятка?
· Запиши число, в котором 25 десятков
· Сколько сотен в числе 600?
· Как записать в виде суммы разрядных слагаемых число 340?
· Какое число записано в виде суммы разрядных слагаемых 900+40+8?
· Какое число следует при счёте за числом 499?
Дети на сигнальных досках показывают ответы
567
304,344
347
двести пятьдесят
406
730
250
6 сотен
300+40
948
500
III. Выявление места и причины затруднения
Цель: организовать фиксацию операции, где возникло затруднение
Вам прислали письма. Открой и ответь.
Реши примеры:
70·ž10
54ž·ž10
50:10
150: 10
5·žž100
900:100
– Какая трудность возникла в последних примерах?
– Какие цели поставим перед собой?
Распечатывают письма и решают примеры
– Мы не умеем делить и умножать на 10, 100.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» новых знаний.
Цель: уточнить и согласовать тему урока; формулировать шаги, которые необходимы для реализации поставленной цели.
Тема нашего урока «Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз»
Работа в тетрадях
13 марта.
Классная работа.
964

Рассмотрение нового материала (работа ведется в тетрадях и в таблице разрядов на доске).
Таблица разрядов:
Сотни десятки единицы
 
3 разряд 2 разряд 1 разряд
– А сейчас рассмотрим на примерах, как 5 можно увеличить число в 10, 100 раз.
– Запишите число 5 (ставит карточку с цифрой 5, передвигает ее в таблице, добавляя нули по ходу беседы).
– Эта единица какого разряда? Припишите справа цифру 0.
– Какое получили число?
– Что сейчас обозначает цифра 5?
– Эта единица какого разряда?
– Во сколько раз 50 больше 5?
Допишите еще один 0 справа.
Какое получили число?
– Что сейчас обозначает цифра 5?
– Эта единица какого разряда?
– Во сколько раз 500 больше 5?
– А сейчас запишем выполненную нами работу математическими выражениями:
5x10 = 50;
5 х 100 = 500.
– Что мы делали в первом случае?
– А во втором?
– А сейчас выполним такую работу. Запишите число 500.
– 5 единица какого разряда?
Зачеркните один 0 (передвигает цифры в таблице)
– Сейчас 5 – единица какого разряда?
Мы зачеркнули, отбросили 0. Какое арифметическое действие выполнили?
– На сколько разделили число 500?
– Что получили?
Запишем числовым выражением:
500: 10 = 50
Зачеркните еще ноль.
– Сейчас 5, единица какого разряда?
– Сколько нулей мы зачеркнули, отбросили?
– На сколько разделили число 500?
– Что получили?
Запишем число выражением:
500:100=5
– Какой сделаем вывод? Закончи предложение.
При умножении на 10, 100 справа … .
При делении на 10, 100 … .
– Прочитайте параграф, с 41.

Ребята записывают число, классная работа. Прописывают число 964 и рассказывают о нём.












первого


50
Десятки, второго
в 10 раз

500
Сотни
Третьего
В 100 раз




Дописали нуль
Дописали 2 нуля


Третьего
Второго
Деление
На 100
50



Первого
Два
На 100
5

При умножении на 10, 100 справа дописываем нули. При делении на 10, 100 нули отбрасываем
V. Реализация построенного проекта
Цель: организовать фиксацию преодоления затруднения
Алгоритм

Возвращаемся к карточкам из писем и рассматриваем прежние трудности.






Дети исправляют свои ошибки
VI. Первичное закрепление
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении примеров с проговариванием
Работа по учебнику
№ 1, с. 41 – 1, 2 строки,
3 строка – самостоятельно (самопроверка по доске)
Ученики выполняют с записью на доске и устным объяснением по алгоритму
VII. Физкультминутка
Цель:
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире.
Чай пили, чашки били.
По-турецки говорили.
Чаби-челяби
Челяби, чаби-чаби.
Чаби-челяби
Челяби, чаби-чаби.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ
Заполнение таблицы в программе «Академия младшего школьника» (вход Математика-62 Умножение и деление →Таблица→96 увеличение и уменьшение числа в 10,100 раз→запустить) Ребята, устно решив, заполняют таблицы. При правильном решении получают грамоту.
IX. Включение в систему знаний и повторений
Цель: повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности
Решение задачи на нахождение периметра
X. Рефлексия учебной деятельности и д/з. Цель: умение оценивать учащимися собственной деятельности на уроке. – Чему научились сегодня на уроке?
Перед вами три утверждения
Ура! Я научился.
Я научился и могу учить другого.
Я понял, но допускал ошибки.
Если вы согласны с одним из утверждений, поднимите этот смайлик.
Домашнее задание: с.41, № 3,5


Дети поднимают выбранный смайлик


Записывают д/з