Цели урока: Формировать универсальные учебные действия при изучении приёмов увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз.
УУД:
- личностные:
- формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»
- познавательные:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- использование знаково-символических средств;
- умение выполнять логические операции анализа и синтеза
- регулятивные:
- умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий;
- учить элементам простейшего анализа собственных действий, корректировке ошибок
- коммуникативные:
- понимать и принимать точку зрения одноклассников, отстаивать собственное мнение;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с числами, таблица разрядов, алгоритм, конверт с заданием, карточки для рефлексии, сигнальные доски, водные маркеры для учащихся, альбомы-подсказки.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать условия для возникновения у ученика потребности к учебной деятельности |
(Учитель держит в одной руке 0, а в другой карточки с числами 10 и 100): Сегодня будем говорить о том, Что плохо нам шутить с нулем. Напрасно думают, что ноль Играет маленькую роль. Мы двойку в двадцать превратим. Из троек и четверок Мы можем, если захотим, Составить тридцать, сорок. Пусть говорят, что мы ничто, - С двумя нолями вместе. Из единицы выйдет сто, Из двойки – целых двести. |
||||||||||
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии Цель: организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения новых знаний. |
Тeст «Чтение и запись трёхзначных чисел» · Запишите число, в котором 5 сотен 6 десятков 7 единиц · В каких числах 4 единицы? (304, 403, 340,344) · Запиши число триста сорок семь · Как прочитать число 250? · Какое число состоит из 4 сотен и 6 единиц? · В каком числе 73 десятка? · Запиши число, в котором 25 десятков · Сколько сотен в числе 600? · Как записать в виде суммы разрядных слагаемых число 340? · Какое число записано в виде суммы разрядных слагаемых 900+40+8? · Какое число следует при счёте за числом 499? |
Дети на сигнальных досках показывают ответы 567 304,344 347 двести пятьдесят 406 730 250 6 сотен 300+40 948 500 |
|||||||||
III. Выявление места и причины затруднения Цель: организовать фиксацию операции, где возникло затруднение |
Вам прислали письма. Открой и ответь. Реши примеры: 70·10 54·10 50:10 150: 10 5·100 900:100 – Какая трудность возникла в последних примерах? – Какие цели поставим перед собой? |
Распечатывают письма и решают примеры – Мы не умеем делить и умножать на 10, 100. |
|||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» новых знаний. Цель: уточнить и согласовать тему урока; формулировать шаги, которые необходимы для реализации поставленной цели. |
Тема нашего урока «Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз» Работа в тетрадях 13 марта. Классная работа. 964 Рассмотрение нового материала (работа ведется в тетрадях и в таблице разрядов на доске). Таблица разрядов:
– Запишите число 5 (ставит карточку с цифрой 5, передвигает ее в таблице, добавляя нули по ходу беседы). – Эта единица какого разряда? Припишите справа цифру 0. – Какое получили число? – Что сейчас обозначает цифра 5? – Эта единица какого разряда? – Во сколько раз 50 больше 5? Допишите еще один 0 справа. Какое получили число? – Что сейчас обозначает цифра 5? – Эта единица какого разряда? – Во сколько раз 500 больше 5? – А сейчас запишем выполненную нами работу математическими выражениями: 5x10 = 50; 5 х 100 = 500. – Что мы делали в первом случае? – А во втором? – А сейчас выполним такую работу. Запишите число 500. – 5 единица какого разряда? Зачеркните один 0 (передвигает цифры в таблице) – Сейчас 5 – единица какого разряда? Мы зачеркнули, отбросили 0. Какое арифметическое действие выполнили? – На сколько разделили число 500? – Что получили? Запишем числовым выражением: 500: 10 = 50 Зачеркните еще ноль. – Сейчас 5, единица какого разряда? – Сколько нулей мы зачеркнули, отбросили? – На сколько разделили число 500? – Что получили? Запишем число выражением: 500:100=5 – Какой сделаем вывод? Закончи предложение. При умножении на 10, 100 справа … . При делении на 10, 100 … . – Прочитайте параграф, с 41. |
Ребята записывают число, классная работа. Прописывают число 964 и рассказывают о нём. первого 50 Десятки, второго в 10 раз 500 Сотни Третьего В 100 раз Дописали нуль Дописали 2 нуля Третьего Второго Деление На 100 50 Первого Два На 100 5 При умножении на 10, 100 справа дописываем нули. При делении на 10, 100 нули отбрасываем |
|||||||||
V. Реализация построенного проекта Цель: организовать фиксацию преодоления затруднения |
Алгоритм Возвращаемся к карточкам из писем и рассматриваем прежние трудности. |
Дети исправляют свои ошибки |
|||||||||
VI. Первичное закрепление Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении примеров с проговариванием |
Работа по учебнику № 1, с. 41 – 1, 2 строки, 3 строка – самостоятельно (самопроверка по доске) |
Ученики выполняют с записью на доске и устным объяснением по алгоритму | |||||||||
VII. Физкультминутка Цель: |
Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, Жили мышки на квартире. Чай пили, чашки били. По-турецки говорили. Чаби-челяби Челяби, чаби-чаби. Чаби-челяби Челяби, чаби-чаби. |
Дети выполняют пальчиковую гимнастику | |||||||||
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ |
Заполнение таблицы в программе «Академия младшего школьника» (вход Математика-62 Умножение и деление →Таблица→96 увеличение и уменьшение числа в 10,100 раз→запустить) | Ребята, устно решив, заполняют таблицы. При правильном решении получают грамоту. | |||||||||
IX. Включение в систему знаний и повторений Цель: повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности |
Решение задачи на нахождение периметра | ||||||||||
X. Рефлексия учебной деятельности и д/з. Цель: умение оценивать учащимися собственной деятельности на уроке. | – Чему научились сегодня на уроке? Перед вами три утверждения Ура! Я научился. Я научился и могу учить другого. Я понял, но допускал ошибки. Если вы согласны с одним из утверждений, поднимите этот смайлик. Домашнее задание: с.41, № 3,5 |
Дети поднимают выбранный смайлик Записывают д/з |