Тип урока: комбинированный.
Форма деятельности: практическая работа композиции по представлению и воображению.
Тема урока: "Осень "
Цель урока: Развитие творческих способностей детей при работе над композицией. Передать осеннее настроение.
Задачи урока:
1. Обучающая :
- формировать у обучающихся навыки развития и совершенствования приемов работы в технике гуашь на тонированной бумаге.
- закрепление знания цветоведения на практике (основные цвета, дополнительные цвета теплые и холодные).
- завершить работу, выделение главного.
2. Развивающая:
- развить творческую активность.
- развить абстрактное мышление.
- развить творческую смелость в работе
3. Воспитательная: привить интерес к работе материалом .
- воспитать аккуратность, самостоятельность, сосредоточенность.
- развить у детей наблюдательность через связь с окружающей средой.
- воспитать любовь к природе, к родному краю.
Материалы и оборудование:
- Для ученика: тонированная бумага, краски гуашь, карандаш для постельной бумаги, ластик, губка, кисточка.
- Для учителя: работы учащихся, репродукции работ художников, фотографии, наглядные пособия.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Теоретическая часть – 13 мин.
- изучение нового материала
- закрепление изученного материала - Практическая часть – 25 мин.
- Итоговый анализ работ – 5 мин.
- Уборка рабочего места – 2 мин.
Ход урока
1. Организационная часть. Подготовка к занятию.
Учащиеся рассаживаются за мольберты, готовят рабочее место.
2. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
А) Вступительная беседа о художниках пейзажистах, поэтах, композиторах.
- Часто в жизни мы многого не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармонического сочетания красок природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в самых, казалось бы, обычных вещах: в цвете осеннего неба, листвы, в синеве лесных далей (показ слайдов на экране работ известных художников: Левитан И.И. «Осень», «Дубовая роща», Виноградов С.А. «В усадьбе осенью», Остроухов И.С. «Золотая осень». И это, прежде всего художники, художники в самом широком смысле этого слова, поэты, музыканты, живописцы. Они умеют не только увидеть прекрасное в жизни, но и выразить свои чувства в художественно-образной форме и тем самым приобщить к прекрасному других».
Чтобы дать возможность учащимся испытать это на себе и тем самым вдохновить их на активную творческую деятельность используются технические средства обучения: магнитофонная запись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Сентябрь» и «Октябрь»). Предлагаю детям вспомнить отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В ходе беседы детям задаются вопросы:
- Какие еще произведения русских поэтов вы знаете? (ответы учащихся)
Б) Показ преподавателем поэтапность выполнения композиции в технике гуашь.
На первом этапе работы нам необходимо белым карандашом нарисовать пейзаж. Затем берем маленький кусочек губки, наносим на неё краску, которая приготовлена в палитре и наносим на работу. Получается отпечаток. Берем другой цвет и проделываем тоже самое. Но главное не забыть: если лист бумаги темного оттенка (синий, зеленый, бардовый), то наносим светлые оттенки смешиваем с белой гуашью. А если лист теплого оттенка (красный, оранжевый, коричневый), то рисуется насыщенными холодными оттенками.
3. Практическая часть. Самостоятельная работа.
В) Устное первичное закрепление нового материала.
- Итак ребята повторим, что нужно сделать на первом этапе работы.
- На втором этапе?
- (Ответ учащихся)
По ходу работы над эскизом композиции необходимо указать на роль и значение перспективы в композиции, на выбор точки зрения (выразительность низкого и высокого горизонта), на влияние цветовых отношений в передаче настроения, на характерные особенности структуры различных пород деревьев (показ слайдов на экране разных форм деревьев).
4. Итоговый анализ работ
В конце урока выставляем все работы, и коллективно с учениками подводим итоги о проделанной работе.
Главное внимание обращается на композиционные моменты решения темы. В ходе анализа работ детям задаются вопросы.
- Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей
- У кого получилось на «отлично»?
- Кому надо доделать?
Всем спасибо за работу! Вы молодцы !
Литература:
- Джонсон К. Наброски и рисунок / Пер. с англ. Н.В.Кремко; Худ.обл. М.В.Драко.-2-е изд.- Мн.: ООО «Попурри», 2003
- Гаррисон Х. Полный курс Рисунок и живопись. Материалы, техника и методы «Эксмо» Москва, 2006
Репродукции художников:
- Левитан И.И. «Осень», «Дубовая роща».
- Виноградов С.А. «В усадьбе осенью».
- Остроухов И.С. «Золотая осень».