Оборудование для педагога: доска, медиапроектор, ноутбук, учебник.
Оборудование для учащихся: технологическая карта (приложение 3), рабочие тетради, учебник, дидактические карточки, обобщающая таблица
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Триединая дидактическая цель:
Обучающая:
- познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
- формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в причастии;
- повторить написание НЕ с существительными, прилагательными, местоимениями, глаголами;
- с целью пропедевтичекой работы рассказать ребятам о правописании НЕ с деепричастиями, наречиями.
Развивающая:
развивать умение самостоятельно работать с
текстом;
Воспитывающая:
воспитывать аккуратность и добросовестность;
Обучающие задачи для учащихся:
Знать:
-
условия выбора слитного и раздельного
написания не с причастиями и другими частями
речи.
Уметь:
-
находить причастия, отличать их от других
частей речи;
- различать НЕ – приставку и частицу; обосновывать свой выбор;
- использовать слова на данную орфограмму в тексте.
Ход урока
I. Организация начала урока
Цель:
- проверить организацию учащихся к началу урока;
- создать доброжелательную атмосферу сотрудничества.
Приложение 1, слайд 1
II. Актуализация опорных знаний
Цель:
-
подготовить учащихся к самостоятельному
определению темы урока, принятию целей и задач
урока;
- актуализировать и закрепить опорные знания учащихся, необходимые для изучения нового.
Чтобы новое узнать,
Нужно многое понять,
Гору правил повторить,
Всё, что нужно, заучить.
1) Орфографическая разминка.
Цель для учащихся: вспомнить правила правописания НЕ с разными частями речи.
Задание: раскройте скобки, объясните написание данных на доске слов с НЕ (устно.)
(Не)настная погода, (не)настье, (не)верное решение, (не)правда, (не)длинный, а короткий спектакль, (не)друг, а просто товарищ, (не)кто, (не)(у)кого, (не)истовствовал, (не)сделал.
Приложение 1, слайд 2
2) Работа с обобщающей таблицей “НЕ с разными частями речи”.
Цель для учащихся: повторить правила правописания НЕ с разными частями речи; ознакомиться с правописанием НЕ с ещё не изученными частями речи: наречиями и деепричастиями.
НЕ с разными частями речи
Части речи |
Слитно |
Раздельно |
Существительные Прилагательные Наречия на – О (-Е) |
1) если слово без НЕ не употребляется: не ряхане ряшливыйне ряшливо |
1) если есть противопоставление с союзом
а: не правда, а ложьне правдивый, а лживыйне правдиво, а лживо |
2) если слово с НЕ может быть заменено
синонимом без НЕ: не правда – ложьне правдивый – лживыйне правдиво – лживо |
2) с полными и краткими прилагательными, наречиями при усилении отрицания, если есть слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не | |
Местоимения | (под ударением – НЕ, без ударения – НИ) если НЕ, НИ не отделяются предлогом: ни кто, ничтонекто, нечто |
Если НЕ, НИ отделены от местоимения
предлогом: ни с кем, ни у когоне с кем, не у кого |
Глаголы Деепричастия |
Если слово без НЕ не употребляется: Не годоватьНе годуя |
Во всех остальных случаях: не видетьне видя |
Причастия |
Вывод учащихся по работе с таблицей “НЕ с разными частями речи”.
Чтобы не ошибиться в правописании НЕ со словами, нужно:
- определить часть речи;
- применить правила правописания.
III. Целеполагание
Цель: сформулировать тему и цели урока совместно с учащимися.
Задание: образуйте от глаголов.
(не)истовствовал, (не)сделал причастия. (Устно)
– Как пишутся эти слова?
– Будете ли вы испытывать затруднение в написании этих слов?
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Сформулируйте цели урока.
Приложение 1, слайд 3, 4.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
Цель: подготовить к восприятию нового материала.
Задание: рассмотреть запись и в процессе наблюдения сделать вывод, от чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Приложение 1, слайд 5
1) Работа по карточке № 1.
Цель: изучить новый материал.
Задание: изучить параграф 24 на стр. 65 учебника по методике “Взаимопередача тем”.
Карточка № 1
(Работа в паре)
Ваша цель:
усвоить новый материал.Задание:
изучите параграф 24 на стр. 65 учебника по методике “Взаимопередача тем”.При изучении материала заполните пустую графу таблицы “Правописания НЕ с причастиями”.
Подготовьте выступление контрольной пары.
Приложение 1, слайд 6
2) Работа с алгоритмом правописания НЕ с причастиями.
Приложение 1, слайд 7.
V. Первичная проверка нового материала
Цель:
- установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;
- выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний.
1) Работа по карточке № 2
Цель: уметь различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор.
Задание: списать, раскрыть скобки, графически объяснить написание НЕ с причастиями; произвести взаимопроверку, взаимооценку по ключу.
Карточке № 2
(самостоятельно)
Ваша цель:
научиться различать НЕ приставку, НЕ частицу; обосновывать свой выбор.Задание:
спишите, раскройте скобки, графически объясните написание НЕ с причастиями. Произведите взаимопроверку, взаимооценку по ключу.1) трава (не)скошена;
2) (не)скошенная трава;
3) (не)скошенная вовремя трава;
4) (не)доумевающий взгляд;
5) (не)обдуманный, а опрометчивый поступок.
Приложение 1, слайд 8
VI. Закрепление нового материала
Цель: закрепить полученные знания на репродуктивном и конструктивном уровне.
1) Работа по карточке № 3.
Цель: уметь различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор.
Задание:
У 1 – образовать краткую форму страдательных
причастий с частицей НЕ;
У 2 – распространить причастия зависимыми
словами.
Карточке № 3
(Работа в паре)
Ваша цель:
научиться различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор.Задание:
У1– образуйте краткую форму страдательных
причастий с частицей НЕ;
У2 – распространите причастия зависимыми
словами.
Произведите взаимопроверку, взаимооценку по ключу.
У1 – Ненапечатанный листок, неподметённый
пол.
У2 – Невыполненное поручение, нерассказанная
легенда.
Приложение 1, слайд 9
2) Лингвофизминутка.
Цель: снять физическое напряжение учащихся, попутно продолжая закреплять правило написания НЕ с причастиями и другими частями речи.
Задание: поднять руки вверх и потянуться, вставая на носочки, если слово пишется с НЕ слитно; присесть, если слово пишется с НЕ раздельно.
Неунывающий; не ленивый, а трудолюбивый; некто; не любит; нерадивых; вовремя не выполняющих домашнее задание учеников и недоучек.
3) Сообщение учащегося об эдельвейсе.
Перед чтением сообщения говорю учащимся, что очень важно ценить жизнь, уметь всматриваться, вслушиваться в окружающий нас мир:
Цените слух, цените зренье,
Любите зелень, синеву.
Всё, что дано вам от рожденья
Двумя словами: “Я живу”
С.Я.Маршак
Эдельвейс
Белые звездочки эдельвейса растут высоко в горах – почти у самого неба. Чтобы взобраться к эдельвейсу по отвесным скалам, порой требуется отвага. В образе эдельвейса воплотилась вся романтика горных восхождений. И не только. Говорят, эдельвейс пахнет мёдом. О романтическом цветке многие регионы слагают свои собственные легенды. Для разных народов горный эдельвейс означает одно и тоже: любовь, преданность, отвагу.
Приложение 1, слайд 10-16. Звуковое сопровождение, приложение 2.
4) Работа по карточке № 4.
Цель: уметь находить причастия с НЕ, отличать их от других частей речи с НЕ.
Задание: прочитать легенду об эдельвейсе, выписать из текста словосочетания, в которые входят причастия с НЕ, объяснить написание.
Карточка № 4
(Самостоятельно)
Ваша цель:
уметь находить причастия с НЕ, отличать их от других частей речи с НЕ.Задание:
прочитайте легенду об эдельвейсе, выпишите из текста словосочетания, в которые входят причастия с НЕ, объясните написание причастий. Произведите самопроверку, самооценку по ключу.В давние времена жила на свете капризная принцесса, не желавшая выходить замуж за не испытавшего трудности юношу. Чтобы показать свою смелость и отвагу, жених должен был поднести ей в дар неописуемой красоты цветок, растущий высоко в горах. Многие смельчаки отправлялись за нераспустившимся сокровищем. Но эдельвейс был так же неприступен, как сама принцесса. Кто-то, так и не решившийся на подвиг, возвращался ни с чем. Кто-то, так и не взобравшийся по отвесным скалам, погиб. Только спустя годы нашёлся юноша, не побоявшийся опасности, и принёс принцессе этот удивительный цветок. Наконец-то сказала “да” обрадованная принцесса. Но юноша не согласился. Ведь капризная красавица стала к тому времени старухой. А юноша, добывая цветок, вместе с ним обрел на долгие годы везение и храбрость. С тех пор многие юноши стремятся подарить своей возлюбленной цветок эдельвейса как знак своего высокого чувства.
Приложение 1, слайд 17
5) Работа по карточке № 5.
Цель: различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор; уметь употреблять слова на изученную орфограмму в тексте
Задание: познакомиться с ещё одной версией истории об эдельвейсе, вставить в текст карточки подходящие по смыслу причастия из справок, раскрывая скобки, графически обозначая орфограмму.
Карточка № 5
(Самостоятельно)
Ваша цель:
научиться различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор; уметь употреблять слова с изученной орфограммой в тексте.Задание:
познакомьтесь с ещё одной версией истории об эдельвейсе, вставьте в текст карточки подходящие по смыслу причастия из справок, раскрывая скобки, графически обозначая орфограмму. Произведите самопроверку и самооценку по ключу.Карпатская легенда повествует о шелковой косице, охраняемой длинноволосыми сказочными красавицами, живущими высоко в ______________________ горах, обычным людям туда трудно добраться. Они заботливо ухаживают за эдельвейсами, ________________ попадаться в руки неискренним людям. Хозяйки эдельвейсов безжалостно сбрасывают в пропасть охотников, ______________ взобраться за прекрасными серебряными звездами. Только смельчаков, _______________ в своём чувстве, преданных своей возлюбленной, оставляют в живых. Горные девушки дарят им талисман любви, позволяя возвратиться к своей единственной и желанной избраннице.
Для справок: (не)проходимых, (не)побоявшихся, (не)сомневающихся, (не)желающими
Приложение 1, слайд 18, 19
6) Работа по карточке № 6.
Цель: проверить усвоение изученного правила.
Задание: выполнить тест; произвести самопроверку и самооценку по ключу.
Тест
1. Пишется слитно.
а) (не)спрятанные ценности;
б) (ни)кем (не)спрятанные ценности;
в) ценности (не)спрятаны.
2. Укажите слово с ошибкой.
а) невыращенный куст;
б) невыращенный к весне куст;
в) куст не выращен.
3. Укажите слово без ошибки.
а) не тронутый морозом;
б) никем нетронутый;
в) нетронут.
Приложение 1, слайд 20, 21
VI. Подведение итогов урока, рефлексия, оценки
Цель: подвести итоги учебного занятия.
Приложение 1, слайд 22
VII. Информация о домашнем задании
Цель: прокомментировать учащимся предложенные задания на выбор.
Домашнее задание:
Параграф 24, задания по выбору:
1) упражнение 133 (раскрыть скобки);
2) упражнение 134 (вставить по смыслу зависимые слова, раскрывая скобки);
3) описать сад или цветник, используя слова на изученное правило.
Приложение 1, слайд 23,24