Оптимизация учебного плана и учебных программ класса медико-биологического профиля

Разделы: Администрирование школы


Сегодня школа получила достаточно самостоятельности в выборе собственных ориентиров и целевых установок. Образовательная деятельность педагогического коллектива гимназии направлена на подготовку современно образованных, нравственно воспитанных, духовно и физически развитых молодых людей, способных к межкультурному взаимодействию, совершенствованию и саморазвитию в быстро меняющихся социально-экономических условиях и информационном пространстве общественной жизни.

Одним из направлений обновления образования является создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Профили дифференцированного образования на старшей ступени определяются общеобразовательным учреждением с учетом:

  1. Реальных потребностей рынка труда данного экономического региона в квалифицированных кадрах соответствующего профиля. В связи с тем, что в нашем регионе остро стоит вопрос обеспечения медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений, на базе ряда образовательных учреждений при сотрудничестве с Северным государственным медицинским университетом организованы классы медико-биологического профиля.
  2. Реальных возможностей образовательного учреждения обеспечить качественную подготовку старшеклассников по избранному профилю (наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, соответствующей учебно-материальной базы, наполняемость классов).
  3. Соответствия профиля дифференцированного образования интересам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей.
  4. Наличия возможностей кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего или высшего профессионального образования.

На старшей ступени образования в гимназии на протяжении многих лет реализуется профильное обучение, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. В течение 13 лет в гимназии функционирует класс медико-биологического профиля, набор в который осуществляется на основе трехстороннего договора, заключаемого гимназией, Северным государственным медицинским университетом и родителями обучающихся образовательных учреждений города. Обучение старшеклассников осуществляется на основе учебного плана и учебных программ, в которые внесены определенные изменения, позволяющие оптимизировать учебный процесс, создать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Учебный план гимназии, способствующий реализации целей и задач гимназического образования, концептуально опирается на следующие принципы:

  • выполнение государственного образовательного стандарта по базовым дисциплинам, определяющего требования к уровню подготовки выпускников;
  • расширение содержания и превышение стандарта образования в приоритетных областях, углубленное изучение отдельных предметов;
  • ориентация обучающихся на самостоятельную исследовательскую деятельность;
  • обеспечение выпускникам реализации потребности в непрерывном образовании.

Базовыми учебными предметами, направленными на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся медико-биологического класса, являются: русский язык, литература, иностранный язык (английский), история, обществознание, математика и физическая культура, которые в полной мере обеспечивают реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования и обеспечивают выпускникам возможность продолжения образования в средних специальных и высших учебных заведениях. Профильные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию данного профиля обучения, – химия, биология, физика. В современном динамично развивающемся обществе значительную роль играют информационные технологии, позволяющие эффективно реализовывать процессы сбора, обработки, хранения, защиты и передачи информации. Информация и эффективное ее использование выходят на первый план. Современные информационные технологии дают колоссальные возможности обучающимся в повышении эффективности труда, их дальнейшем профессиональном росте. В связи с этим учебный предмет «Информатика и ИКТ» является обязательным предметом в учебном плане класса медико-биологического профиля.

Изучение учебного предмета «География» не предусмотрено в рамках федерального компонента. В связи с этим, в учебный план медико-биологического класса введен элективный учебный предмет «Глобальные проблемы человечества», который позволяет интегрировать знания, полученные по различным предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета. На изучение элективных предметов по выбору обучающихся учебным планом предусмотрено 4 часа в неделю. Старшеклассникам предлагаются для изучения элективные учебные предметы: «Медицинский английский», «Основы психологии общения», «Лингвистический анализ текста», «Методология научных исследований», «Глобальные проблемы человечества».

Профильное обучение в школе призвано обеспечить не только высокую степень готовности обучающихся к успешной сдаче экзамена в форме ЕГЭ, но и к продолжению образования в высших учебных заведениях. Поэтому учащиеся профильных классов активно занимаются исследовательской деятельностью в научном обществе «Малая академия», ежегодно представляют свои исследовательские работы на школьной научно-практической конференции «Науки юношей питают», на городских, областных научно-исследовательских конференциях, международной сессии молодых ученых, участвуют в городском конкурсе научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости, организуемых на базе СГМУ, в Малых Ломоносовских чтениях, где их работы получают высокую оценку. Элективный предмет «Методология научных исследований» знакомит учащихся с основными методами и приемами научно – исследовательской деятельности, способствует овладению методологией научного познания, навыками критического мышления, выработке умений работы над рефератами и другими видами исследовательских проектов.

Обязательным экзаменом в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников является экзамен по русскому языку. В старших классах объективно существует потребность сблизить преподавание русского языка и литературы. В процессе обучения в 10-11 классах учащиеся, опираясь на полученные ранее знания, осваивают основные культурные ценности, отраженные в языке или постигаемые с помощью языка. Программа элективного учебного предмета «Лингвистический анализ текста» предоставляет возможность старшеклассникам повысить их лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции. Целью предмета является развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания, оперирования информативным содержанием прочитанных текстов. Данный предмет помогает старшеклассникам подготовиться к написанию сочинений, изложений, а также сдаче ЕГЭ.

Для обучения в профильный медико-биологический класс зачисляются учащиеся из разных общеобразовательных учреждений города. В связи с этим возникают определенные трудности в общении ребят. Элективный предмет «Основы психологии общения», который входит в учебный план  медико-биологического класса, особенно необходим обучающимся в адаптационный период. Необходимость его введения обусловлена и тем, что в подростковом и юношеском возрасте наблюдается кризис умения управлять своими эмоциями, рационально решать конфликтные ситуации, строить отношения друг с другом и со взрослыми на основе уважения и доверия. На занятиях учащиеся знакомятся с необходимыми навыками грамотного общения, формируется установка на дальнейшее их развитие и совершенствование. Старшеклассники обучаются умению вести беседу, взаимодействовать в группе, решать реальные конфликтные ситуации. Интерес подростков к познанию себя и основ общения высок. Коммуникативная компетентность школьников является важной составляющей будущего личного и профессионального успеха. Умение слушать собеседника, быть толерантным является особенно важным для человека, решившего связать свою судьбу с медициной.

Элективный учебный предмет «Медицинский английский» предназначен для учащихся медико-биологического класса, желающих научиться самостоятельно работать с оригинальной медицинской литературой и устно общаться с коллегами по вопросам научной и практической работы, а также непосредственно с пациентами. Программа предусматривает совершенствование языковой компетентности учащихся, освоение и активизацию терминологии по основным разделам медицины, ознакомление с основами и спецификой профессии врача, формирование профессиональной культуры, уважительного отношения к профессии врача и принципам взаимоотношений врача и пациента. Обучение ведется на основе учебника «Язык медицины в английском языке» – авторы Тиэрски Э., Тиэрски М. В содержание учебника входят разделы: история медицины, анатомия человека, заболевания: симптомы и лечение, медицинские специальности, хирургия, первая помощь, медицина высоких технологий. В настоящее время ведется работа в направлении внедрения нового учебно-методического комплекта «Macmillan Guide to Science», который предназначен для обучающихся естественно-научного профиля и включает в себя учебное пособие для учащихся с аудио СD, пособие для учителя. Данный УМК построен на основе интеграции знаний по английскому языку и естественно-научным дисциплинам. В учебном пособии для учащихся четыре раздела: биология, химия, математика, физика. Каждый раздел включает краткий исторический обзор данной дисциплины, тексты, дающие представление об уровне и значимости данной науки в наши дни, информацию о крупных научных открытиях, вкладе российских ученых, ставших Нобелевскими лауреатами, в научный прогресс. Аудиотексты позволяют получить навыки аудирования, необходимые для понимания как научных докладов, так и разговорной речи. Освоив данный материал, учащиеся смогут вести дискуссии, проводить презентации, составлять доклады и отчеты, писать письма, статьи, эссэ, сочинения. Коммуникативная направленность УМК наиболее актуальна, так как в современном мире именно владение коммуникативными навыками позволит активно общаться с иностранными коллегами, легко вступать в международные научные сообщества и становиться полноценным участником международных проектов.

Структура дополнительных образовательных услуг медико-биологического класса представлена факультативами по биологии, химии, физике, математике, русскому языку. В учебный план дополнительного образования введен латинский язык, что вызвано потребностью учащихся в дальнейшем совершенствовании полученных знаний, а также спецификой профессиональной деятельности в области медицины. Изучение латинского языка не только расширяет знания учащихся в области лингвистики и языкознания, но и способствует развитию языковой памяти, адаптации при изучении специальной лексики на латинском языке, что поможет будущим медикам в их профессиональной деятельности.

Результат обучения напрямую зависит от программно-методического обеспечения учебного процесса. Преподавание биологии ведется на основе авторской программы, разработанной Меньшиковой М.В., кандидатом биологических наук, директором Центра довузовского образования и профессиональной ориентации Северного государственного медицинского университета. Учителями биологии и химии гимназии совместно с сотрудниками Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования разработаны различные учебные пособия: «Задачи по генетике», «Химия. Задачи на растворы», «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» и др., которые используются для обучения учащихся медико-биологического класса, а также абитуриентов.

По завершении изучения учебных программ за курс 10 класса обучающиеся медико-биологического класса проходят промежуточную аттестацию по биологии и химии. В июне организуются практикумы по биологии и химии в объеме 16 учебных часов по предмету. Практикумы формируют у учащихся умение ставить перед собой учебные и исследовательские задачи, планировать эксперимент, проводить наблюдение и делать выводы о соответствии планируемого и полученного результатов.

Высокий профессионализм преподавателей гимназии, оптимально сконструированный учебный план, использование инновационных методик и учебно-образовательных программ, обеспечивают высокий уровень обучения. Результатом практической деятельности педагогов гимназии являются стабильно высокие показатели качества знаний по учебным предметам, а также результаты ЕГЭ. Мониторинг результатов образовательной деятельности обучающихся медико-биологических классов свидетельствует о том, что у старшеклассников наблюдается рост качества знаний по профильным предметам (70-85%), устойчиво повышается мотивация к учебе. При этом школьники показывают высокий уровень готовности к обучению в вузе. Состоялось 12 выпусков класса медико-биологического профиля. За эти годы 294 выпускника окончили этот класс, из которых 98% поступили в высшие учебные заведения Архангельска и других городов, из них 76% на медицинские специальности.