Цель урока:
- Изучить соединения кальция, осуществив экспериментально природный известковый цикл и получить готовый продукт- карбонат кальция.
- Закрепить умения учащихся осуществлять превращения веществ, составлять уравнения реакций.
Стратегическая цель:
- Активизация учащихся к изучению нового материала, используя средства технологии развивающего обучения, а именно проектной.
- Стимулирование мыслительной деятельности учащихся для решения конкретной задачи и достижения результата в виде образовательного продукта.
- Развитие творческого потенциала и самостоятельности учащихся.
- Развитие исследовательских умений учащихся:
- выявлять проблему;
- выдвигать гипотезу;
- собирать информацию и определять пути поиска;
- планировать действия для эксперимента;
- осуществлять эксперимент;
- обобщать и формулировать выводы;
- фиксировать результаты и составлять отчет.
Задачи урока:
- Выяснить, какие соединения кальция составляют известковый цикл в природе.
- Осуществить известковый цикл экспериментально и получить готовый продукт.
- Составить отчет о проделанной работе с указанием химизма исследуемого процесса.
Личностно-формирующая направленность урока: расширить границы мировоззрения учащихся, формировать интерес к изучаемым химическим явлениям.
Тип урока: нетрадиционный – урок-исследование с использованием проектной технологии.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Форма урока: практическая работа.
Методы урока: проблемный, частично-поисковый, метод сравнения.
Предполагаемый результат. Расшифровка природного известкового цикла. Приобретение знаний о соединениях кальция, а также информации для последующего изучения темы «Соединения углерода» (элемент опережающего обучения).
Средства урока:
- «Химия 9» – учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С. Габриеляна. – М.: Дрофа, 2009;
- Химическая энциклопедия;
- коллекции природных соединений кальция.
- информационные карты по теме.
Оборудование:
- спиртовки, тигельные щипцы;
- химические стаканы, химические воронки;
- фильтровальная бумага, конические колбы;
- стеклянные трубки, раствор фенолфталеина;
- держатели для пробирок, пробирки, реактивы.
Подготовительная работа. На предыдущем уроке-подготовке к практической работе выполнены следующие этапы (см. «Структура и содержание урока»): №1, №2, №3. Каждая группа получила следующее домашнее задание: подготовить к практической работе презентации о природном известковом цикле (о превращениях кальция в природе).
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Контроль |
1. Организационный момент
(подготовительный). 2-3 минуты. |
Приветствует учащихся и распределяет их по группам (3-4 человека). | Приветствуют учителя, объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности, готовят для работы тетради, учебники, фломастеры и листы А-4 (назначают ответственных за эксперимент и за составление отчета по проекту). | |
2. Постановка проблемы учителем.
Обсуждение учащимися содержания предстоящего исследования. 8 минут. |
А) Ставит проблему: Предположите и
докажите свою версию экспериментально, из каких веществ может состоять
известковый цикл и какие превращения возможны в этом цикле.
Б) Направление поиска: учитель предлагает рассмотреть выданные коллекции природных соединений кальция (известняк, мел, мрамор, ракушечник, яичная скорлупа) и обратить внимание на их химический состав. В) Учебная задача. В) Информирует об оформлении отчета по данному проекту (запись всех уравнений реакций, демонстрация презентации). |
А) Слушают учителя.
Б) Рассматривают выданные коллекции минералов. В) Обсуждают предложенную проблему. Г) Собирают нужную информацию из учебника, интернета, химической энциклопедии. |
Наблюдение за работой групп. |
3. Планирование. 10 минут. |
В случае затруднений, консультация учащихся через вспомогательные карты, за пользование которыми следует потеря баллов за работу. | Анализируют, обобщают информацию. Намечают пути решения проблемы. |
Контролирует работу учащихся через промежуточные отчеты и фиксирует группы, обратившиеся за помощью. |
4. Реализация проекта и составление
отчета. 15 минут. |
Корректирует работу учащихся, следит за правилами техники безопасности при выполнении эксперимента. | Выполнение эксперимента и составление отчета по данному проекту. | Контроль практических навыков учащихся при выполнении эксперимента. |
5. Презентация проекта и его
оценивание. 10 минут. |
Выступает в роли эксперта. | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. | Учитель выполняет демонстрационные опыты
по превращению: а) известняка в оксид кальция; б) оксида кальция в гидроксид кальция; в) гидроксид кальция в известковую воду путем фильтрования; г) известковую воду в карбонат кальция; д) карбонат кальция в гидрокарбонат кальция; е) гидрокарбонат кальция в карбонат. Вместе с учащимися анализирует предложенные проекты и выставляет итоговую оценку каждой группе. |
Задание на дом (индивидуально):
- Для чего в старину хозяйки для лучшего хранения (защита от гнили) обмазывали овощи (например морковь) известью. Приведите уравнение реакции, доказывающее Ваш ответ.
- Под землей среди известковых пластов образуются огромные полости – карстовые пещеры. Сверху вниз свисают сталактиты, а навстречу им поднимаются сталагмиты. Кто строитель этих подземных чудес? Запишите уравнения происходящих явлений.
Задание на дом всем учащимся:
- Стр. 64-66 учебника «Химия 9». Авт. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010.
- Стр. 67, упр. 1, 4, 5.
Информационная карточка для учащихся.
1. Тема Вашего проекта: «Воспроизведение известкового природного цикла».
2. Цель работы: выяснить, из каких веществ может состоять известковый цикл и какие превращения возможны в этом цикле. Докажите свою версию экспериментально.
3. Направление поиска.
Используя любой выданный минерал, осуществить превращение данного вещества
(подобно процессам в природе). Но в результате этих превращений у Вас вновь
должно получиться вещество, сходное по составу с исходным.
Эти реакции должны воспроизвести так называемый природный известковый цикл.
4. Техника безопасности при выполнении эксперимента.
- При работе с огнем соблюдайте осторожность.
- При работе со стеклянной посудой будьте аккуратны.
- При работе с растворами кислот и щелочей будьте внимательны.
5. Рекомендации к оформлению:
- Изобразить известковый цикл в виде рисунка на листе формата А-4.
- Указать названия всех соединений кальция, участвующих в известковом цикле.
- Записать все уравнения реакций, лежащих в основе этого круговорота.
- Указать условия и признаки каждой реакции, основываясь на наблюдениях в ходе эксперимента.
6. Возникли трудности в работе.
Если возникают трудности в ходе работы над проектом, вы можете обратиться за помощью:
- к учебнику;
- к химической энциклопедии;
- использовать интернет;
- в последнюю очередь, к учителю, но, при этом вы теряете баллы от своей итоговой оценки.