Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
- Развить навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
- Развивать орфографическую зоркость учащихся.
Ход урока
I. Мотивация обучающихся.
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок
На уроке не скучать,
А работать и писать!
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
2. Словарная работа.
На доске: д*орога, м*шина, па*ажир, б*лет, в*окзал, шо*е, в*гон.
а) Прочтите. Какие это слова?
б) Красиво спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
в) Проверка:
- Назовите слова с безударной О.
- Назовите слова с удвоенной согласной.
- Какая безударная гласная в слове билет?
Все эти слова связаны с движением. Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами.
Я сейчас прочитаю текст. Послушайте.
- «Расстояние от Земли до Солнца 149.600000 километров. Чтобы преодолеть это расстояние самый быстрой машине надо 100 лет. Самолёту 40 лет, а солнечному лучу 8 минут.»
- Какие незнакомые слова, связанные с движением, вы услышали? Назовите их. (Расстояние, километр.) (Приложение 2. Приложение 1)
- Что такое расстояние? Где раньше мы встречали это слово? (На уроках математики, в задачах на движение.)
Расстояние – пространство между пунктами. 5сл. 10б. 10зв.
- Какими синонимами можно заменить слово расстояние? (Дистанция, дальность, интервал.)
Проговаривание, запись слова. Поставьте ударение, подчеркните трудные орфограммы.
Сколько слогов, букв, звуков в слове? В каких единицах измеряется расстояние?
- Километр – 3сл. 8б. 8зв.
Проговаривание, запись слова.
- Сколько в слове слогов, букв, звуков?
Подчеркните трудные орфограммы.
Составьте устно предложения с новыми словами.
III. Постановка проблемы.
А теперь прочитайте четверостишие:
Я рисую на картине
Как в игрушечн* син* машине
Мы к своей любим* маме
Едем на работу сами.
- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами? Знаем ли мы какие безударные окончания должны написать? (Нет.) Почему? (Не знаем какие безударные окончания у имён прилагательных женского рода.)
IV. Формирование обучающимися темы и цели урока.
Сформулируйте тему урока. «Безударные окончания имен прилагательных женского рода».
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урок; чему будем учиться на уроке? (Познакомимся с безударными окончаниями имён прилагательных женского рода в косвенных падежах и будем учиться их писать.)
V. Этап открытия новых знаний.
- Каким образом можем определить окончание имён прилагательных женского рода? (По вопросу и окончанию.)
- Посмотрите на наше стихотворение. Поставьте вопрос к прилагательным. На какой вопрос они отвечают? (Какой?)
- А какие окончание могут иметь прилагательные, отвечающие на этот вопрос? (-ой, -ый, -ий.)
- А в каком роде имена прилагательные имеют такие окончания? (мужском роде)
- А в стихотворении прилагательные какого рода? (Женского рода.)
- Может кто-нибудь знает какие окончания могут быть у имён прилагательных женского рода в косвенных падежах? (Дети выдвигают свои предположения.)
Проверим ваши предположения.
Откройте учебник на странице 4, упражнение 3.
Рассмотрите таблицу склонения имён прилагательных женского рода.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода в косвенных падежах? Какие окончания имеют?
Чтение вывода.
Таблица на доску:
И.п. (какая?) – ая, - яя;
Р.п. (какой?) – ой, - ей;
Д.п. (какой?) – ой, - ей;
В.п. (какую?) – ую, - юю;
Т.п. (какой?) – ой, - ей;
П.п. (какой?) – ой, - ей.
VI. Этап применения новых знаний.
1. Прочтите стихотворение, записанное на доске. Спишите, вставляя пропущенные окончания, определите их падеж. Проверка.
2. Устно. Определить падеж имён прилагательных женского рода. Работа с «веером» падежей. Назвать окончание.
- Под лесным дождём, перед дальней дорогой, от сильного ветра, золотая цепочка, сладкую булочку.
3. Работа в парах. На карточках словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, определите падеж. Взаимопроверка. (Приложение 3)
4. Творческая работа.
а) Для сильных – вставить в текст свои имена прилагательные.
б) Для слабых – вставить в текст подходящие по смыслу имена прилагательные. (Приложение 4)
Проверка. Чтение текстов.
VII. Рефлексия. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы познакомились ...
- Мне было трудно ...
- Я сомневался ...
- Мне понравилось ...
- Я доволен ...