Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
  2. Развить навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
  3. Развивать орфографическую зоркость учащихся.

Ход урока

I. Мотивация обучающихся.

Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок
На уроке не скучать,
А работать и писать!

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

2. Словарная работа.

На доске: д*орога, м*шина, па*ажир, б*лет, в*окзал, шо*е, в*гон.

а) Прочтите. Какие это слова?

б) Красиво спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

в) Проверка:

  1. Назовите слова с безударной О.
  2. Назовите слова с удвоенной согласной.
  3. Какая безударная гласная в слове билет?

Все эти слова связаны с движением. Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами.

Я сейчас прочитаю текст. Послушайте.

  • «Расстояние от Земли до Солнца 149.600000 километров. Чтобы преодолеть это расстояние самый быстрой машине надо 100 лет. Самолёту 40 лет, а солнечному лучу 8 минут.»

- Какие незнакомые слова, связанные с движением, вы услышали? Назовите их. (Расстояние, километр.) (Приложение 2. Приложение 1)

- Что такое расстояние? Где раньше мы встречали это слово? (На уроках математики, в задачах на движение.)

Расстояние – пространство между пунктами. 5сл. 10б. 10зв.

- Какими синонимами можно заменить слово расстояние? (Дистанция, дальность, интервал.)

Проговаривание, запись слова. Поставьте ударение, подчеркните трудные орфограммы.

Сколько слогов, букв, звуков в слове? В каких единицах измеряется расстояние?

- Километр – 3сл. 8б. 8зв.

Проговаривание, запись слова.

- Сколько в слове слогов, букв, звуков?

Подчеркните трудные орфограммы.

Составьте устно предложения с новыми словами.

III. Постановка проблемы.

А теперь прочитайте четверостишие:

Я рисую на картине
Как в игрушечн* син* машине
Мы к своей любим* маме
Едем на работу сами.

- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами? Знаем ли мы какие безударные окончания должны написать? (Нет.) Почему? (Не знаем какие безударные окончания у имён прилагательных женского рода.)

IV. Формирование обучающимися темы и цели урока.

Сформулируйте тему урока. «Безударные окончания имен прилагательных женского рода».

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урок; чему будем учиться на уроке? (Познакомимся с безударными окончаниями имён прилагательных женского рода в косвенных падежах и будем учиться их писать.)

V. Этап открытия новых знаний.

- Каким образом можем определить окончание имён прилагательных женского рода? (По вопросу и окончанию.)

- Посмотрите на наше стихотворение. Поставьте вопрос к прилагательным. На какой вопрос они отвечают? (Какой?)

- А какие окончание могут иметь прилагательные, отвечающие на этот вопрос? (-ой, -ый, -ий.)

- А в каком роде имена прилагательные имеют такие окончания? (мужском роде)

- А в стихотворении прилагательные какого рода? (Женского рода.)

- Может кто-нибудь знает какие окончания могут быть у имён прилагательных женского рода в косвенных падежах? (Дети выдвигают свои предположения.)

Проверим ваши предположения.

Откройте учебник на странице 4, упражнение 3.

Рассмотрите таблицу склонения имён прилагательных женского рода.

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода в косвенных падежах? Какие окончания имеют?

Чтение вывода.

Таблица на доску:

И.п. (какая?) – ая, - яя;
Р.п. (какой?) – ой, - ей;
Д.п. (какой?) – ой, - ей;
В.п. (какую?) – ую, - юю;
Т.п. (какой?) – ой, - ей;
П.п. (какой?) – ой, - ей.

(Приложение 5)

VI. Этап применения новых знаний.

1. Прочтите стихотворение, записанное на доске. Спишите, вставляя пропущенные окончания, определите их падеж. Проверка.

2. Устно. Определить падеж имён прилагательных женского рода. Работа с «веером» падежей. Назвать окончание.

  • Под лесным дождём, перед дальней дорогой, от сильного ветра, золотая цепочка, сладкую булочку.

3. Работа в парах. На карточках словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, определите падеж. Взаимопроверка. (Приложение 3)

4. Творческая работа.

а) Для сильных – вставить в текст свои имена прилагательные.

б) Для слабых – вставить в текст подходящие по смыслу имена прилагательные. (Приложение 4)

Проверка. Чтение текстов.

VII. Рефлексия. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы познакомились ...

- Мне было трудно ...

- Я сомневался ...

- Мне понравилось ...

- Я доволен ...