Представленный материал я использовала на последнем уроке математики в конце первой четверти, основной целью которого является познакомить учащихся с разнообразием математических задач. По уровню сложности задачи доступны основной массе учащихся, но есть и такие, которые требуют более глубокого анализа. Задачи разделены на блоки. В блоке задачи соответствуют одной из тем курса математики.
Ход урока
Класс делится на 4-5 команд (оптимальное число учеников в команде 6 человек). Команда выбирает название. Каждой команде в течение урока будет выдаваться блок задач (по три в каждом) и после их решения они сдают ответы и получают следующий блок задач. Каждая правильно решенная задача в блоке оценивается одним баллом. Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов.
Для наглядности и отслеживания решения задач на доске чертится таблица.
Название команды | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 | Блок 4 | Блок 5 | Блок 6 | Блок 7 | Итого |
Команда №1 | ||||||||
Команда №2 | ||||||||
... | ||||||||
... | ||||||||
... |
За 10 минут до окончания урока следует подвести итоги. Задачи, которые вызвали затруднение – разобрать и объяснить. Обязательно поинтересоваться какие задачи понравились и почему.
Блок 1
- Запишите выражение и найдите его значение: разность разности чисел 18706 и 509 и суммы чисел 485 и 27.
- Определите порядок выполнения действий .
- Вычислите наиболее удобным способом:
А) (348 + 999) + 652;
Б) (333 +386) + (204 + 67) +214.
Блок 2
- Запишите все трехзначные числа, в которых число сотен в 2 раза больше числа десятков, а число единиц на 2 меньше числа сотен.
- Уменьшаемое и вычитаемое записаны с помощью одной цифры. Найдите эти числа, если их разность равна 7000.
- Поставьте между цифрами знак «+» в левой части равенства так, чтобы равенство было верным: 8 8 8 8 8 8 8 8 = 1000.
Блок 3
- В автобусе было 98 пассажиров. На первой остановке вошло 15 и вышло 27 пассажиров, на второй остановке вышло 24 и вошло 18 пассажиров. Сколько пассажиров стало в автобусе после второй остановки?
- Успеет ли Марина прочитать книгу за 2 часа, в которой 57 страниц, если за 5 минут она может прочитать 2 страницы?
- Участок дороги 2 км, на котором скорость автомобиля не должна превышать 60км/ч, водитель проехал за 2 минуты. Нарушил ли водитель правила?
Блок 4
- Какое из чисел 3,5,15 является корнем уравнения 15: х = 16 – х.
- Каким числом необходимо заменить а, чтобы корнем уравнения х + 6 = а было 12?
- Составьте уравнение по схеме и решите его:
Блок 5
- Постройте треугольник так, чтобы все данные точки лежали на его сторонах.
- Найдите площадь фигуры:
На рисунке изображены два квадрата. Первый разделен на четыре квадрата, а второй на – четыре треугольника. Сравните площади, получившихся квадрата и треугольника.
Блок 6
- Портной имеет кусок ткани в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
- На озере растут кувшинки, каждый день их становится в 2 раза больше. На 10 день все озеро покрылось кувшинками. В какой день было покрыто кувшинками половина озера?
- Можно ли разменять 25 рублей десятью купюрами достоинством 1, 3, 5 рублей?
Блок 7
- К числу а прибавили число b и полученная сумма оказалась равной числу а. Каким является число b?
- Какой путь прошел пешеход за 2 часа, если его скорость равна х км/ч?
- Найдите три последовательных натуральных числа, если их сумма равна 450.
Литература:
- Математика. 5 класс. 1 часть: Тетрадь с печатной основой. /З.Н. Альхова – Саратов: «Лицей».
- П.В. Чулков. Школьные олимпиады 5-6 классы. -М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.
- А.В. Фарков. Математические олимпиады. -М.: Айрис-пресс, 2005.