Цели: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного фольклора.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей возникновения, развития и становления частушки.
- Воспитать любовь к народному искусству.
- Развить творческие способности учащихся.
- Научить работать в группах.
- Создать творческий мини проект.
Урок разработан с учетом требований ФГОС второго поколения. Основным видом деятельности детей является самостоятельное изучение темы, выявление основных понятий темы урока, творческий подход к выполнению задания, презентация и защита своего мини проекта.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжаем разговор о русском народном фольклоре. На прошлых уроках мы уже познакомились с некоторыми видами русских народных песен – это лирические протяжные, свадебные, хороводные, трудовые русские народные песни.
А сегодня у нас на уроке прозвучат наверно самые любимые, самые веселые, самые распространенные русские народные песни. Послушайте их и попробуйте определить вид этих песен.
Звучит фонограмма частушки (если дети затрудняются дать ответ, учитель под фонограмму сам поет одну частушку).
И так, мы вывили тему сегодняшнего нашего урока: «Частушка».
Наверняка не раз за свою жизнь вы исполняли или слышали разные частушки. А кто знает, что такое частушка?
(Все ответы детей записываются на бумажных облачках (Приложение 3), подписывая автора высказывания, и вывешиваются на доске.)
Конечно вы молодцы! Много различных ответов дали мне. Но все ли ответы правильные. Возможно, мы не все знаем о частушке? Хотите узнать, кто из авторов был прав, чье высказывание было верным?
Для этого, мы с вами разделимся на 6 команд (в каждой команде на менее 4 человек). Каждая команда получит текст с различной информацией по теме урока (Приложение 1) и рабочий лист (Приложение 2). Вам нужно внимательно прочитать, в тексте выделить маркером основные понятия, ответить на вопросы в рабочем листе, выполнить творческое задание, так же в рабочем листе и сделать вывод. Затем команда готовит защиту мини проекта, освящая основную информацию из прочитанного текста, исполняя частушку собственного сочинения. (Так как команд 6, а текстов 3, то защищать свои проекты к доске выходят по две команды, дополняя друг друга, делая каждая свой вывод о понятии «частушка», у этих команд разные варианты рабочих листов.)
Ну что ж, приступаем к работе. Работаем быстро, слажено. Вам дается 25 минут.
(Во время работы детей учитель подходит к командам и помогает если есть затруднения. После защиты детских проектов, учитель возвращается к тем высказываниям, которые были записаны в начале урока и проверяет, кто был прав, чье высказывание было самым верным. Дописывают то, что нового узнали.)
Домашнее задание.
Сочинить свою частушку пользуясь той информацией, которую приобрели на уроке (различные виды, формы частушек), а затем можно создать сборник частушек.