Тип урока: открытие нового знания.
Форма урока: комбинированный урок с элементами медиатехнологии, технологии проблемного обучения.
Цели урока:
- Познакомить с понятием родовые окончания имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся.
- Развивать познавательные и творческие способности учащихся, их способности к самообучению.
- Воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.
Материал: Т.Г. Рамзаева. Русский язык: учебник для 3 класса.
Оборудование: рисунки различных предметов, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Актуализация.
- Наш урок я хочу начать со сказки, послушайте, пожалуйста.
Жили в одном королевстве муж и жена, и были они очень жадные. Решили между собой все слова-предметы поделить. Подушка – она моя, стол – он мой, да и стул тоже мой. Земля – она моя, луна чья – моя, тогда месяц мой, мой дом, мир. Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили до конца. Стали слова, которые забрал себе муж – мужского рода. Слова, которые оказались у жены – женского рода. А те что остались неопределенными – среднего рода.
- Итак, ребята. Как назовем род слов мужа? (Мужской.)
- Род слов жены? (Женский.)
- А как будет род слов, которые остались в середине? (Средний.)
- Вот мы и вспомнили материал прошлых уроков. А сейчас я приглашаю вас к доске.
3. Разделение класса на группы.
(Учащимся раздаются картинки различных предметов.)
- Возьмите картинку, внимательно посмотрите на нее и разделитесь на три группы. Назовите ваши слова, почему вы в одной группе?
(Когда дети разделятся они назовут свои предметы и объяснят почему они в одной группе.)
- Молодцы, теперь каждая группа садится за свой стол (по родам).
4. Работа с линейкой цифр.
- Какую часть речи вы изучаете в ходе последних уроков?
- Давайте посмотрим, какие знания у вас имеются на данный момент по данной теме. Перед вами полоски с цифрами и буквами. Я читаю утверждение, если вы с ним согласны, то соответствующую цифру берете в кружок, если не согласны – зачеркиваете.
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
- Имя существительное бывает только одушевленным.
- Имя существительное отвечает на вопросы кто или что.
- Имя существительное изменяется по числам.
- Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
- Какое из слов имя существительное?
А) радостный.
Б) радость.
В) радоваться.
- А теперь проверим ваши работы.
5. Работа по карточкам.
Отбор слов мужского, женского и среднего родов.
- А сейчас, ребята, посмотрите на доску. Вам даются слова, их много.
- Стол, мама, окно, дедушка, море, земля, зеркало, дядя, рыба, машина, снег, зима, нос, поле, слово, папа, сестра, болото.
- У вас на столах листочки. Каждая группа выписывает из этих слов только те, которые стоят в том роде, в какой группе вы работаете.
- Проверяем.
- Теперь выделите окончания этих существительных.
- Проверьте.
6. Открытие темы урока.
- А сейчас ваш класс превращается в научно-исследовательский институт. Каждая группа, посмотрите внимательно на свои слова, на их окончания и сделайте вывод и скажите нам его.
Выводы:
- Существительные мужского рода имеют нулевое окончание, и окончания а, я.
- Существительные женского рода имеют окончания а, я.
- Существительные среднего рода имеют окончания о, е.
- Может кто-нибудь сможет сказать тему нашего урока? (Родовые окончания имен существительных.)
Динамическая пауза.
В понедельник я купался,
А во вторник – рисовал.
В среду – долго умывался,
А в четверг – в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.
7. Работа по учебнику.
- Сейчас открываем учебники, стр. 24 упр. 415. Там дано стихотворение, Алсу прочитай его нам. В этом стихотворении есть существительные? Итак задание, одинаковое для всех групп. Вам нужно записать эти существительные в единственном числе в такую таблицу (показываю). Каждое существительное в свой столбик. Один из столбиков останется пустым, его вы заполните сами и выделите окончания.
- Итак, как распределились слова. 1 группа прочитайте свой столбик, 2 группа свой столбик, а какие слова вы написали в третий столбик (читают все).
- Молодцы, ребята. Давайте еще раз повторим окончания имен существительных.
8. Итог урока.
- А сейчас, вкусный сюрприз. У меня есть поднос с фруктами (на подносе яблоки, бананы, груши и киви).
- Какой фрукт возьмет группа мужского рода, почему?
- А группа женского рода?
- А группа среднего рода?
(Когда все ребята возьмут фрукты на подносе останется киви.)
- Ой, на подносе остался один фрукт. Это для кого? Наверно для меня. А скажите, ребята, какого рода существительное киви? Это ваше домашнее задание. Всем участникам урока ставлю 5, спасибо, урок окончен.