Актуальность темы.
Якутия – своеобразный край по географическому положению, климатическим особенностям, развитию, разнообразностью природных ресурсов, неповторимостью. Якутия отличается своим народом, их национальным разнообразием и традицией. Якутия является краем, где народные традиции сохранились в первоначальном виде. Об этом вкратце узнают участники и сделают свои выводы тому, что узнали во время занятия.
Проблема: подача общего понятия об особенностях Якутии.
Объект исследования:
- процесс изучения, исследования тем;
- процесс самоуправления в группах, развитие инициатив;
- процесс творчества.
Предмет исследования: формирование представления о Якутии.
Цель: дать общее понятие об особенностях Якутии.
Задачи:
- Правильно организовать групповую работу.
- Добиться полного представления об особенностях родного края, его неотъемлемых традициях.
Гипотеза. Если правильно продумать алгоритм работы групп, заинтересовать детей национальными играми, то участники получат первоначальное представление об особенностях Якутии и его главных традициях.
Методы работы: обучение работы в группах, распределение обязанностей, помощь в работе групп, привлечение участников в игровые ситуации.
Типологические признаки проекта:
- Продолжительность проекта – 1 час (краткосрочный).
- Число участников – до 25.
- Метод, доминирующий в проекте – исследовательский.
- Характер контактов – среди участников одного возраста.
- Характер координации проекта – непосредственный (гибкий).
Алгоритм осуществления проекта:
- создать мотивацию;
- создать творческое пространство;
- определить, к каким знаниям должны придти группы;
- уметь быстро организовывать групповую работу;
- представлять возможные способы презентации итогов исследования в группах.
Темы исследования:
- Растительность Якутии.
- Животный мир Якутии.
- Полезные ископаемые Якутии.
Дополнительные сведения:
- Национальные настольные игры якутов.
- Осуохай – жанр фольклора народов саха.
Ожидаемые результаты:
- Участники должны правильно рассказать о растительности, животном мире, полезных ископаемых Якутии, отметить отличительные особенности края.
- Получить некоторые сведения о национальных обычаях, играх якутского народа.
- Рефлексия участников:
1) Насколько решена проблема.
2) Насколько «Я» был успешен в процессе занятия.
Занятие «Мир, в котором я живу»
Цель: получить общее понятие об особенностях Якутии.
Задачи:
1. Обучающие:
- получить представление о растительном, животном мире, полезных ископаемых Якутии;
- получить некоторые понятия о традициях и играх народов Якутии.
2. Развивающие:
- уметь быстро ориентироваться в карте Якутии;
- правильно и своевременно организовывать работу в группе.
3. Воспитывающие:
- учиться культуре выступления;
- воспитывать толерантность в отношениях участников;
- учиться аргументировать ответы;
- учиться культуре постановки вопросов.
Тип проведения мастер-класса: метод проектов, работа в группах по методу КТД.
Оборудование:
- экран, видеопроектор, слайды;
- фишки национальные (хабылык, хаамыска);
раздаточный материал, национальный костюм.
План занятия:
- Организационная часть – 1 мин.
- Организация творческого пространства – 3 мин.
- Работа в группах – 15 мин.
- Защита исследовательских групп -10 мин.
- Создание игровой ситуации – 10 мин.
- Осуохай – 10 мин.
- Рефлексия – 8 мин.
- Итог занятия – 2 мин.
Сценарий мастер-класса «Мир, в котором я живу»
Цель: ознакомить детей из других регионов России с Якутией, с её растительным, животным миром и недрами природных богатств.
Оборудование:
- экран, проектор, ноутбук;
- печатный и раздаточный материал о Якутии;
- календари, слайды, национальный костюм, хомус;
- музыкальное сопровождение.
Ход игры
1. Организационный момент.
(Музыкальный фон – игра на хомусе.)
Нөрүөн нөргүй! Здравствуйте все! Якутия - самая большая по территории республика в России. Она превосходит Францию, Австрию, Германию, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию, вместе взятых. Наша республика – самая богатая природными ресурсами в России. Она обладает недрами, содержащими чуть ли не всю таблицу Менделеева, девственными лесами, полными пушнины и дичи, реками, одаряющими рыбой. Зима в наших краях долгая и лютая, весна многоцветная и бурная, а лето знойное и короткое. Летние ночи белые, светлые и дольше, чем в Петербурге.
2. Класс (отряд) уже разделен на группы. Представьте, что вы на земле Якутии. Зима в моем крае суровая, потому от жителей требуется мужество; лето щедрое, потому люди у нас с широкой и доброй душой. Поймайте у меня три добрых шара, в них вы обнаружите карту исследования, чтобы вы ненароком не заблудились. Теперь те, у кого в руках шар, пожалуйста, выйдите ко мне.
Рассаживайтесь удобнее. Устроились? Готовы? Ну, тогда начнем. Обратите внимание на карту, это – Республика Саха.
- Как вы думаете, что нам предстоит делать? (Диалог.)
- Правильно, вы облегчили мне задачу.
3. Прочтите, пожалуйста, кому что выпало.
Во время игры вы познакомитесь с Якутией. У нас есть три группы, которые будут, как первопроходцы открывать для себя растительный мир, животный мир и полезные ископаемые Якутии, и как самые настоящие первооткрыватели составят карту. И мы все вместе узнаем, чем богата и знаменита Республика. Игра будет проходить в три этапа, первый этап «Экспедиция» вы пройдете сами и исследуете, затем расскажете друг другу результаты своей экспедиции, второй этап – «Игры якутов», третий – «Фольклор». На этих этапах экскурсоводом буду я.
4. Итак первый этап. Каждой группе я раздаю материалы о Якутии, это книги, открытки по той теме, которую вы вытянули по жребию. На столах перед вами лежат ваши помощники: информация о Якутии, макет карты и вырезанные картинки. Вы должны, прочитав его, заполнить за 15 минут карту, наклеивая на макет картинки. Кроме этого у вас лежит на столах путеводитель (алгоритм работы).
Второй шаг этого этапа – «Защита» вам дается 10 минут. За это время вы должны ярко и интересно рассказать все, что вы узнали о Якутии. Таким образом, мы все познакомимся республикой. Дерзайте!
Я вижу, что группы уже готовы, сейчас мы станем слушателями результатов их исследовательской работы.
- Первая группа расскажет о растительности Якутии.
- Следующая группа осветите, пожалуйста, нам животный мир!
- Ну, а теперь третья группа, ей выпала честь рассказать нам о богатствах недр земли Якутии.
- Спасибо всем творческим группам, за то, что вы, в результате маленькой исследовательской работы, рассказали всем, чем богата республика Саха. И тем самым вы соприкоснулись с миром, в котором я живу.
5. Второй этап. Зима в моей Родине длинная, 6 месяцев лежит снег. В длинные темные вечера якутский народ любил развлекать себя настольными играми и устраивать соревнования. Вам интересно, наверное, познакомиться с некоторыми из них и попробовать себя в сноровке. Так как эти игры только с первого взгляда просты. На самом деле тут требуется от игрока огромное терпение, сила воли, отработка сноровки пальцев рук. Ведь в каждой семья мужчина должен быть метким охотником, женщина сноровистой хозяйкой (показ видов игры, правила игры). Кто ловкий, тот получает приз (баллы).
6. Третий этап. Якутский эпос-олонхо вошел в фонд национальных шедевров, нематериальных ценностей устного народного творчества по линии «ЮНЕСКО».
Песня олонхо поется на больших праздниках, смысл песни – история создания Земли Саха и жизни его славных героев. Особенно много поется олонхо во время народного праздника ЫСЫАХ, где участники соревнуется, кто лучше и содержательнее будет петь. Еще одна ритуальная песня поется у нас на ЫСЫАХЕ. Это ОСУОХАЙ. Ее выводит запевала.
На ысыахе якутский народ одевает свой национальный костюм. Женщины и мужчины добавляют к костюму украшения. Каждое украшение имеет свой смысл и назначение. В основном они носят роль оберега и говорят о благополучии семьи. Чем богаче семья, тем больше украшений. Якутский народ всем украшениям предпочитает – серебряные украшения. Серебро-сильный оберег и носитель здоровья.
7. Вот мы закончили знакомство с Республикой Саха. Давайте будем рефлексировать по этим вопросам.
Рефлексия участников.
Насколько решена проблема.
8. Спасибо большое за участие и поддержку.
Использованная литература:
- Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. НПЖ «Завуч» №1, 2007.
- Сидоров Б.И. Знаете ли вы млекопитающих Якутии? – Якутск: Бичик, 2002.
- Тимофеев П.А. Деревья и кустарники Якутии. – Якутск: Бичик, 2003.
- Николаев М.И. Удивительные растения Якутии. – Якутск: Бичик, 2004.
- Соловьева Н.Н. Дикорастущие пищевые растения Якутии. – Якутск: Бичик, 2004.
- Республика Саха: год 2006. – Якутск: Бичик, 2007.
- Якутия – Россия: 370 лет вместе. – Якутск: Бичик, 2002.
- Саха сирэ. Якутия. – Англия, 1992.