Мир, в котором я живу

Разделы: География


Актуальность темы.

Якутия – своеобразный край по географическому положению, климатическим особенностям, развитию, разнообразностью природных ресурсов, неповторимостью. Якутия отличается своим народом, их национальным разнообразием и традицией. Якутия является краем, где народные традиции сохранились в первоначальном виде. Об этом вкратце узнают участники и сделают свои выводы тому, что узнали во время занятия.

Проблема: подача общего понятия об особенностях Якутии.

Объект исследования:

  • процесс изучения, исследования тем;
  • процесс самоуправления в группах, развитие инициатив;
  • процесс творчества.

Предмет исследования: формирование представления о Якутии.

Цель: дать общее понятие об особенностях Якутии.

Задачи:

  1. Правильно организовать групповую работу.
  2. Добиться полного представления об особенностях родного края, его неотъемлемых традициях.

Гипотеза. Если правильно продумать алгоритм работы групп, заинтересовать детей национальными играми, то участники получат первоначальное представление об особенностях Якутии и его главных традициях.

Методы работы: обучение работы в группах, распределение обязанностей, помощь в работе групп, привлечение участников в игровые ситуации.

Типологические признаки проекта:

  1. Продолжительность проекта – 1 час (краткосрочный).
  2. Число участников – до 25.
  3. Метод, доминирующий в проекте – исследовательский.
  4. Характер контактов – среди участников одного возраста.
  5. Характер координации проекта – непосредственный (гибкий).

Алгоритм осуществления проекта:

  • создать мотивацию;
  • создать творческое пространство;
  • определить, к каким знаниям должны придти группы;
  • уметь быстро организовывать групповую работу;
  • представлять возможные способы презентации итогов исследования в группах.

Темы исследования:

  1. Растительность Якутии.
  2. Животный мир Якутии.
  3. Полезные ископаемые Якутии.

Дополнительные сведения:

  1. Национальные настольные игры якутов.
  2. Осуохай – жанр фольклора народов саха.

Ожидаемые результаты:

  1. Участники должны правильно рассказать о растительности, животном мире, полезных ископаемых Якутии, отметить отличительные особенности края.
  2. Получить некоторые сведения о национальных обычаях, играх якутского народа.
  3. Рефлексия участников:
    1) Насколько решена проблема.
    2) Насколько «Я» был успешен в процессе занятия.

Приложение

Занятие «Мир, в котором я живу»

Цель: получить общее понятие об особенностях Якутии.

Задачи:

1. Обучающие:

  • получить представление о растительном, животном мире, полезных ископаемых Якутии;
  • получить некоторые понятия о традициях и играх народов Якутии.

2. Развивающие:

  • уметь быстро ориентироваться в карте Якутии;
  • правильно и своевременно организовывать работу в группе.

3. Воспитывающие:

  • учиться культуре выступления;
  • воспитывать толерантность в отношениях участников;
  • учиться аргументировать ответы;
  • учиться культуре постановки вопросов.

Тип проведения мастер-класса: метод проектов, работа в группах по методу КТД.

Оборудование:

  • экран, видеопроектор, слайды;
  • фишки национальные (хабылык, хаамыска);
    раздаточный материал, национальный костюм.

План занятия:

  1. Организационная часть – 1 мин.
  2. Организация творческого пространства – 3 мин.
  3. Работа в группах – 15 мин.
  4. Защита исследовательских групп -10 мин.
  5. Создание игровой ситуации – 10 мин.
  6. Осуохай – 10 мин.
  7. Рефлексия – 8 мин.
  8. Итог занятия – 2 мин.

Сценарий мастер-класса «Мир, в котором я живу»

Цель: ознакомить детей из других регионов России с Якутией, с её растительным, животным миром и недрами природных богатств.

Оборудование:

  • экран, проектор, ноутбук;
  • печатный и раздаточный материал о Якутии;
  • календари, слайды, национальный костюм, хомус;
  • музыкальное сопровождение.

Ход игры

1. Организационный момент.

(Музыкальный фон – игра на хомусе.)

Нөрүөн нөргүй! Здравствуйте все! Якутия - самая большая по территории республика в России. Она превосходит Францию, Австрию, Германию, Италию, Швецию, Англию, Финляндию и Грецию, вместе взятых. Наша республика – самая богатая природными ресурсами в России. Она обладает недрами, содержащими чуть ли не всю таблицу Менделеева, девственными лесами, полными пушнины и дичи, реками, одаряющими рыбой. Зима в наших краях долгая и лютая, весна многоцветная и бурная, а лето знойное и короткое. Летние ночи белые, светлые и дольше, чем в Петербурге.

2. Класс (отряд) уже разделен на группы. Представьте, что вы на земле Якутии. Зима в моем крае суровая, потому от жителей требуется мужество; лето щедрое, потому люди у нас с широкой и доброй душой. Поймайте у меня три добрых шара, в них вы обнаружите карту исследования, чтобы вы ненароком не заблудились. Теперь те, у кого в руках шар, пожалуйста, выйдите ко мне.

Рассаживайтесь удобнее. Устроились? Готовы? Ну, тогда начнем. Обратите внимание на карту, это – Республика Саха.

- Как вы думаете, что нам предстоит делать? (Диалог.)

- Правильно, вы облегчили мне задачу.

3. Прочтите, пожалуйста, кому что выпало.

Во время игры вы познакомитесь с Якутией. У нас есть три группы, которые будут, как первопроходцы открывать для себя растительный мир, животный мир и полезные ископаемые Якутии, и как самые настоящие первооткрыватели составят карту. И мы все вместе узнаем, чем богата и знаменита Республика. Игра будет проходить в три этапа, первый этап «Экспедиция» вы пройдете сами и исследуете, затем расскажете друг другу результаты своей экспедиции, второй этап – «Игры якутов», третий – «Фольклор». На этих этапах экскурсоводом буду я.

4. Итак первый этап. Каждой группе я раздаю материалы о Якутии, это книги, открытки по той теме, которую вы вытянули по жребию. На столах перед вами лежат ваши помощники: информация о Якутии, макет карты и вырезанные картинки. Вы должны, прочитав его, заполнить за 15 минут карту, наклеивая на макет картинки. Кроме этого у вас лежит на столах путеводитель (алгоритм работы).

Второй шаг этого этапа – «Защита» вам дается 10 минут. За это время вы должны ярко и интересно рассказать все, что вы узнали о Якутии. Таким образом, мы все познакомимся республикой. Дерзайте!

Я вижу, что группы уже готовы, сейчас мы станем слушателями результатов их исследовательской работы.

- Первая группа расскажет о растительности Якутии.

- Следующая группа осветите, пожалуйста, нам животный мир!

- Ну, а теперь третья группа, ей выпала честь рассказать нам о богатствах недр земли Якутии.

- Спасибо всем творческим группам, за то, что вы, в результате маленькой исследовательской работы, рассказали всем, чем богата республика Саха. И тем самым вы соприкоснулись с миром, в котором я живу.

5. Второй этап. Зима в моей Родине длинная, 6 месяцев лежит снег. В длинные темные вечера якутский народ любил развлекать себя настольными играми и устраивать соревнования. Вам интересно, наверное, познакомиться с некоторыми из них и попробовать себя в сноровке. Так как эти игры только с первого взгляда просты. На самом деле тут требуется от игрока огромное терпение, сила воли, отработка сноровки пальцев рук. Ведь в каждой семья мужчина должен быть метким охотником, женщина сноровистой хозяйкой (показ видов игры, правила игры). Кто ловкий, тот получает приз (баллы).

6. Третий этап. Якутский эпос-олонхо вошел в фонд национальных шедевров, нематериальных ценностей устного народного творчества по линии «ЮНЕСКО».

Песня олонхо поется на больших праздниках, смысл песни – история создания Земли Саха и жизни его славных героев. Особенно много поется олонхо во время народного праздника ЫСЫАХ, где участники соревнуется, кто лучше и содержательнее будет петь. Еще одна ритуальная песня поется у нас на ЫСЫАХЕ. Это ОСУОХАЙ. Ее выводит запевала.

На ысыахе якутский народ одевает свой национальный костюм. Женщины и мужчины добавляют к костюму украшения. Каждое украшение имеет свой смысл и назначение. В основном они носят роль оберега и говорят о благополучии семьи. Чем богаче семья, тем больше украшений. Якутский народ всем украшениям предпочитает – серебряные украшения. Серебро-сильный оберег и носитель здоровья.

7. Вот мы закончили знакомство с Республикой Саха. Давайте будем рефлексировать по этим вопросам.

Рефлексия участников.

Насколько решена проблема.

8. Спасибо большое за участие и поддержку.

Использованная литература:

  1. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. НПЖ «Завуч» №1, 2007.
  2. Сидоров Б.И. Знаете ли вы млекопитающих Якутии? – Якутск: Бичик, 2002.
  3. Тимофеев П.А. Деревья и кустарники Якутии. – Якутск: Бичик, 2003.
  4. Николаев М.И. Удивительные растения Якутии. – Якутск: Бичик, 2004.
  5. Соловьева Н.Н. Дикорастущие пищевые растения Якутии. – Якутск: Бичик, 2004.
  6. Республика Саха: год 2006. – Якутск: Бичик, 2007.
  7. Якутия – Россия: 370 лет вместе. – Якутск: Бичик, 2002.
  8. Саха сирэ. Якутия. – Англия, 1992.