Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта».
Кант
Тип урока: практического применения знаний и навыков.
Вид урока: урок-исследование.
Цели:
1. Образовательные:
- экспериментально исследовать влияние электромагнитного излучения сотовых телефонов на здоровье человека;
- раскрыть сущность вредного воздействия излучения сотовых телефонов на здоровье человека.
2. Развивающие: развивать у учащихся умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения, развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и выделять главное, развивать исследовательские качества.
3. Воспитательные: убедить учащихся в жизненной важности бережного отношения к своему здоровью и правильного, безопасного использования сотовых телефонов.
План урока:
- Организационный момент.
1. Видеоклип. Использование сотовых телефонов (3 минуты).
2. Объявление темы урока, порядка работы на уроке (1 минута). - Активизация учащихся. «+» и «–» сотового телефона (3 минуты).
- Механизм действия ЭМИ. Презентация учащихся (7 минут).
- Теоретическое исследование (7 минут).
- Практическое исследование (10 минт).
- Составление рекомендаций (5 минут).
- Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты).
Ход урока
I. Организационный момент.
Внимание на экран, (видеоклип). Необычное, интригующее начало урока пробуждает интерес к теме урока.
1. Видеоклип. (Использование сотовых телефонов с использованием фотографий учащихся данного класса.)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Все правильно, эти вопросы мы постараемся рассмотреть на уроке. Посмотрев видеоклип, учащиеся сами формулируют тему урока.
Тема нашего урока: Влияние электромагнитного излучения сотовых телефонов на здоровье человека.
2. Объявление темы урока, порядка работы на уроке.
II. Активизация учащихся.
- Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого есть сотовые телефоны? (Практически у всех.)
- А теперь подумайте и скажите, сколько времени вы можете обойтись без сотового телефона?
Как видите, почти все присутствующие пользуются сотовым телефоном, без сотового телефона обойтись сегодня достаточно сложно. Давайте попытаемся назвать достоинства и недостатки мобильного телефона, то есть его «+» и «–» запишем в два столбика.
«+» | «–» |
|
|
Вы видите плюсов на много больше и это понятно... Минусов внешне меньше.
Мы сегодня на занятии попытаемся выяснить, насколько существенны эти минусы.
К нашему уроку Алина и Ира подготовили информацию (презентацию) о механизме действия электромагнитного излучения на человека.
III. Механизм действия электромагнитного излучения на человека.
(Презентацию подготовили учащиеся.)
Слайд 1. Механизм действия электромагнитного излучения сотового телефона на человека.
Слайд 2. В процессе жизнедеятельности человек постоянно находился в
зоне действия электромагнитного поля (ЭМП) Земли. Такое поле, называемое фоном,
считается нормальным и не наносит здоровью людей никакого вреда.
В настоящее время большинство населения живет в очень сложном, техногенном ЭМП,
интенсивность которого, в тысячи раз превосходит уровень естественного
магнитного поля. Техногенные ЭМП неблагоприятно влияют на человека.
Многочисленные исследования доказали восприимчивость человеческого организма
даже к самым слабым магнитным полям, не говоря уже о более мощных излучениях,
исходящих от мобильных телефонов. Техногенные излучения, воздействуют на
организм человека на межклеточном уровне, вызывая в организме различные
нарушения, и заболевания.
Слайд 3. Все источники ЭМП можно разделить на естественные и
техногенные.
К первым относятся электрическое и магнитное поля Земли, атмосферные разряды,
радиоизлучение Солнца и галактик.
К техногенным источникам ЭМП относятся: воздушные линии электропередач,
трансформаторные подстанции, электростанции, радиостанции,
Слайд 4 телепередатчики, компьютерные мониторы, телевизоры, сотовые
телефоны, микроволновые печи, медицинское оборудование.
Слайд 5. Мобильные радиотелефонные аппараты представляют собой приемопередатчики, в диапазоне 400 – 1800 МГц. В момент активного использования сотового телефона тело человека поглощает до 98% излучаемой энергии.
Слайд 6. Учеными установлено, что излучение сотовых телефонов оказывает следующие воздействия: Мелатониновое, туннелирующее, резонансное, термическое.
Слайд 7. Мелатониновое воздействие. Электромагнитное поле обладает способностью подавлять выработку гормона мелатонина, ответственного за ход «биологических часов» — чередование сна и бодрствования. Это нарушает сон, влияет на эндокринную систему организма и ведет к различным заболеваниям.
Слайд 8. Туннелирующее воздействие. Электромагнитное поле обладает туннелирующим эффектом на клетки головного мозга: В стенках клетки образуются поры, благодаря чему открывается доступ в мозг токсинам, нарушаются функции клетки.
Слайд 9. Резонансное воздействие. Человеческий организм состоит из большого количества клеток. (1015). Клетки различных тканей создают очень слабые электрические сигналы, с помощью которых осуществляется межклеточное взаимодействие (так называемый «электронный шепот») Сверхслабые ЭМП согласуют работу всех клеток. Внешнее ЭМИ сотового телефона нарушает согласованную работу клеток.
Слайд 10. Термическое воздействие. Вследствие поглощения энергии электромагнитного поля повышается температура тела. Термическое воздействие телефона на на хрусталик глаза может привести к развитию катаракты (помутнению хрусталика). Излучение сотового телефона, в течение 30 мин приводит к нагреву тела примерно на 1°С . Повышение же температуры даже на десятые доли градуса может сильно изменить состояние человека.
Слайд 11. Несмотря на многолетние исследования, сегодня ученым еще
далеко не все известно о влиянии ЭМП на здоровье человека. поэтому лучше
ограничивать действие излучения сотового телефона.
Дети, беременные женщины, люди с заболеваниями центральной нервной системы, с
ослабленным иммунитетом должны оберегать себя от воздействия электромагнитного
излучения.
Наша задача провести теоретическое и практическое исследование по теме нашего урока.
VI. Теоретическое исследование.
Проведем исследования публикаций по вопросу влияния ЭМИ сотовых телефонов на здоровье человека и проанализируем их.
Работать будем по группам. На столе есть статьи по этому вопросу, ваша задача выделить главное, найти на ваш взгляд важные моменты. Факты и коротко их рассказать присутствующим. (Приложение 1)
Работать можно по парам, индивидуально, по группам. Как вам будет удобно.
В конце исследования, желающие от групп, делятся результатами исследования. На работу дается 5-7минут.
(Для каждого учащегося на столе лежит карта оценивания, которую вы заполняете самостоятельно, ставя + выполнив определенную работу. В конце урока выставите себе оценку за работу на уроке.) (Приложение 2)
2.Выступление представителей от групп.
А теперь давайте на практике убедимся, в правильности нашего вывода.
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». М. В. Ломоносов
V. Практическое мини-исследование.
Проводим практическое мини-исследование, используя измерительные приборы. На столах имеются упрощенные варианты этапов проведения мини-исследований и инструкции по пользованию приборами. (Приложение 3)
Результаты исследований каждая группа представляет в произвольной форме.
Задания для групп (выбирают по жребию):
- Выяснить, изменяется ли кровяное давление человека при разговоре по сотовому телефону.
- Выяснить, как зависит кровяное давление человека от времени разговора по сотовому телефону.
- Выяснить, как зависит температура в ухе человека от времени разговора по сотовому телефону.
- Как зависит мощность излучения сотового телефона от расстояния до человека?
- Выяснить, изменяется ли пульс человека при разговоре по сотовому телефону.
- Выяснить, изменяется ли температура височной области головы при разговоре по мобильному телефону.
Если вас заинтересовала определенная тема исследования, вы можете перейти в другую группу.
Приборы: тонометр, термометр электронный, термометр бесконтактный, секундомер, измерительная лента, сотовые телефоны.
Оглашение результатов исследования. Вывод.
Первая группа провела исследование и установила:
а) При разговоре по сотовому телефону значительно изменяется артериальное давление человека.
Было измерено артериальное давление (верхнее значение) двух участников до и после разговора по сотовому телефону при одинаковых условиях.
Значение давления до разговора | Значение давления после разговора | |
Ольга | 116 | 125 |
Алина | 111 | 122 |
Вторая группа провела исследование и установила:
а) При разговоре по сотовому телефону изменяется температура в ухе человека.
Значение температуры до разговора | Значение температуры после разговора | |
Алексей | 36,8 | 37,4 |
Георгий | 36,6 | 37, 2 |
Вторая группа провела исследование и установила:
а) При разговоре по сотовому телефону значительно изменяется артериальное давление человека, изменение зависит от времени разговора.
Было измерено артериальное давление Анастасии до и после разговора по сотовому телефону при разной продолжительности разговора.
До разговора | 111 | 110 | 110 |
После разговора | 118 | 115 | 111 |
Продолжительность (мин.) | 3 | 2 | 1 |
Вывод: сотовый телефон имеет массу достоинств и несомненно это одно из замечательных изобретений человечества, но мы должны знать и о негативном влиянии излучения сотового телефона на здоровье человека, и чтобы уменьшить это воздействие, соблюдать рекомендации по безопасному пользованию.
VI. Составление рекомендаций по безопасному пользованию сотовой связью.
Каждой группе нужно подумать и предложить 2-3 рекомендации по безопасному пользованию сотовым телефоном.
Над составлением рекомендаций уже работала исследовательская группа в составе Ковалевича А, Глебовой Инны, Москового Александра.
Ребята подготовили документ, в который мы добавим ваши рекомендации. Используя эти рекомендации можно провести беседы в начальной школе, в других классах на классных часах, на родительских собраниях.
На экране текст рекомендаций. Прочитать некоторые. (Приложение 4)
VII. Рефлексия.
В карте ответов поставьте себе объективную оценку и ответьте на вопросы.
- Узнали ли вы для себя что-то новое на уроке?
- Какая информация вас очень удивила?
- Измените ли вы свои привычки после этого урока?
Спасибо за работу!