Цели урока:
реализация межпредметных связей:
- знакомство с произведением устного народного творчества – сказка “Рукавичка”;
- обобщить знания учащихся по теме “Предложение”.
Задачи:
образовательная:
- совершенствовать навык работы с текстом, формировать умение анализировать содержание текста, сравнивать его с другими произведениями устного народного творчества;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас учащихся;
- развивать умение правильно строить предложение;
- закреплять умение делить слова на слоги и ставить ударение;
развивающая:
- развивать умение рассказывать текст по ролям;
- совершенствовать навык беглого чтения;
- развивать память, логическое мышление, внимание, наблюдательность;
воспитывающая:
- воспитывать уважение и любовь к творчеству русского народа;
- формировать умение сопереживать, сочувствовать;
- формировать умение работать сообща.
Оборудование: средства ИКТ, кукольный театр (куклы, декорации), различные виды рукавиц, варежек, перчаток, карточки со словами (в конвертах), наглядный материал (карточки со словами пословицы).
Литература: учебник “Родная речь” 1ч. Л.Ф.Климанова, тетрадь, В.Даль “Толковый словарь”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель:
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места,
Да послушайте меня:
II. Подготовительный этап
(Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)
Учитель:
Приглашаю вас сегодня
В сказке доброй побывать.
Многое самим увидеть
И себя там показать.
Что за сказка ожидает
И меня и вас – друзья?
Эта тайна,
И без вас мне
Разгадать её нельзя!
Слушайте внимательно,
Это обязательно!
На уроке мы сегодня
Много что должны успеть:
Почитать, повеселиться,
Поиграть и потрудиться.
Учитель-сказочница: (Звучит аудиозапись русской народной песни “Светит месяц…”)
Я сегодня в роли
Сказочницы буду.
Много, что поведаю,
Если не забуду.
Поведу вас в сказку,
А может не в одну.
Если будет трудно,
Я вам подскажу:
Когда читать, когда играть,
Когда писать, когда молчать.
Слайд № 1 (Дом, полянка, лесок, дорога). (Звучит мелодия “Светит месяц…”)
Спешила в класс я на урок,
А у дверей лежал клубок.
(Показывает учитель сказочный Клубок с глазами, носом и ртом).
Он к нам сказки прикатился,
И по дороге чуть не сбился.
У дверей лежал без сил
И о помощи просил.
(Звучит голос Клубка – аудиозапись).
“Помощь мне нужна детей:
В сказке помирить зверей.
Я прошу вас – помогите,
Нашу сказку посетите ”.
Слайд №2 (дорожка с разлиновкой и элементами чистописания)
Учитель:
Надо в путь нам отправляться
И всем дружно постараться.
По дорожке мы пойдём
И Клубок с собой возьмём.
(На доске Клубочек прописывает элементы).
Он дорогу нам укажет,
Направление покажет.
Чистописание
Учитель:
Вы узор все повторяйте
И друг другу не мешайте.
Правильно вы все сидите,
Элементы выводите.
(Дети прописывают в тетрадях по русскому языку элементы букв).
Учитель:
Пока вы трудились,
Красиво писали.
Клубок наш катился,
Покоя не зная.
Потом вдруг свернул он,
Остановился.2
Увидел поляну
И к нам обратился:
(Звучит голос Клубка – аудиозаписью. Ширма с декорацией к кукольному спектаклю “Теремок”).
“На поляне теремок.
Он не низок, не высок.
Может где его встречали?
Может сказку вы узнали?”
Дети: Это русская народная сказка “Теремок”.
III. Проверка домашнего задания по чтению (пересказ сказки “Теремок”).
Учитель:
Автора мне сказки
Быстро назовите
И ответ свой полный
Всем нам поясните.
Дети: Русская народная сказка. Сочинил это произведение народ.
Учитель:
Эту сказку знают все.
Кто её расскажет мне?
И непросто мне расскажет,
Но ещё её покажет?
Кукольный театр. Проверка домашнего задания в форме небольшого спектакля по мотивам сказки “Теремок”. Участники: за автора учитель, ученики – мышь, лягушка, заяц, лиса, волк …)
Учитель:
IV. Новый материалАй, да детки.
Хороши!
Веселили от души.
Вы прекрасно все играли,
Сказку нам всем показали.
Учитель:
А Клубок вас ожидает,
Время даром не теряет.
Много он загадок знает,
И сейчас вам загадает.
Словарная работа
Учитель:
Послушайте загадки,
Запишите вы отгадки.
Орфограмму выделяйте.
Правила не забывайте:
Гласные все отмечайте,
Ударенье проставляйте
И на слоги поделите.
Да внимательно смотрите!
Слайд№3 с загадками.
Загадки: 1.
“5 чуланов,
1 дверь” (перчатки).2.“Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,3. “На ручке хорошо ей сидится –
Тёплая и удобная….(рукавица).
Учитель:
Кто загадку прочитает,
Тот её пусть отгадает.
Да ответ, чтоб записал
И разбор нам пояснял.
Ну, ребята, кто начнёт?
Ведь Клубок давно нас ждёт.
(Ученики выходят к доске, читают загадки и записывают отгадки. Выделяют орфограмму и делают разбор слов).
Учитель:
Хорошо вы потрудились,
Потому что не ленились.
Отдохнуть теперь пора.
Ну-ка, встанем, детвора.
Физкультминутка.
Мы сейчас, друзья, писали.
И немножечко устали.
Руки вверх мы поднимаем,
Тучки быстро разгоняем,
А потом их опускаем.
И грибочки собираем. (2-3 р.)
Учитель:
Клубок вам загадал загадки,
А я вам покажу отгадки.
Где что? Скорей мне покажите.
А как узнали? Объясните.
(Учитель показывает перчатку, варежку, рукавицу.)
(Работа над лексическим значением слов: варежка, перчатка, рукавица. “Толковый словарь).
Учитель:
Много интересного
О словах узнали.
Время наше ценное
Даром не теряли.
А теперь вас сказка ждёт,
Написал её народ.
Книжки быстро открываем,
Сказку вместе все читаем.
“Родная речь. 1-й кл.”
Я начну сейчас читать,
Кто-то будет продолжать.
Так что лучше не зевайте,
А внимательно читайте.
Первичное чтение сказки “Рукавичка” учителем и учениками.
Учитель:
Сказку всю мы прочитали.
Может что-то вы узнали?
Дети: Эта сказка похожа на сказку “Теремок”.
Учитель:
Чем похожи сказки?
Чем отличаются?
Дети: Отдельные герои встречались в сказке “Теремок”. Звучали знакомые фразы.
Дети: Отличаются тем, что в сказке “Рукавица” есть персонаж – кабан-клыкан. Конец у сказки другой (ученики рассуждают о разных концовках сказки).
Учитель:
А Клубок бежит вперёд.
Нас в дорогу он зовёт.
В чём причина? Кто нас ждёт?
И куда Клубок ведёт?
Дети: В сказке поссорились звери. Надо их померить.
Учитель:
Глазки быстро закрываем,
И головку опускаем.
Буду я для вас считать.
Все мы будем отдыхать.
А когда скажу вам “5”,
Ждёт работа нас опять.
Слайд №4. (Звучит музыка. Лесная полянка и сказочные персонажи – звери).
Учитель:
Вот полянка – красота,
И зверей она полна.
Кто же здесь нас ожидает?
И невесело встречают?
Дети: Мышка-норушка и лягушка-квакушка, заяц – на горе увёртыш, лисичка-сестричка… – герои сказки “Рукавичка” и “Теремок”.
Учитель:
Что они не поделили?
И о чём так загрустили?
Слайд №5. (Клубок на поляне. Звучит его рассказ -запись).
“Жили звери – не тужили,
Потому что дружно жили.
Но в один прекрасный день,
Влезла мышь на старый пень.
Громко стала так пищать
И зверей всех упрекать,
Что всем в сказке стало тесно,
Не хватает здесь уже места.
Кто уйдёт? Кого возьмёт?
Стали звери возмущаться,
Спорить, драться и кусаться.
Ссора долго продолжалась,
Мышь ответа не дождалась.
Вот тогда Клубок взяла
И такой наказ дала,
Чтобы в школу он бежал
Всё ребятам рассказал:
Кто же в сказке всем мешает?
Пусть весь класс сейчас решает”.
Закрепление изученного материала. Работа с предложением.
Учитель:
Вот задание для нас –
Помирить друзей сейчас.
Вы на доску посмотрите
Для зверей совет найдите.
(На доске пословица, в которой перепутаны слова: “да не в обиде в тесноте.”).
Учитель:
Что за мудрость скрыта здесь?
У кого ответы есть?
Дети: Это пословица.
Учитель:
Но написана она
Непонятно для меня.
Кто ответит:
Почему ничего я не пойму?
Дети: В пословице слова перепутаны. Нужно расставить их в правильном порядке, тогда можно будет прочитать пословицу.
Учитель:
Вы, ребята, не ленитесь
Постарайтесь, потрудитесь.
Нужно всё сейчас учесть,
Чтоб пословицу прочесть.
Вы друг другу помогайте,
Да смотрите не мешайте.
Открывайте вы конверт
И найдите там ответ.
Работа в парах. (Задание на карточках “Собрать пословицу”).
Учитель:
Что за мудрость скрыта здесь?
У кого ответы есть?
Дети: На доске пословица: “В тесноте, да не в обиде”.
Учитель:
О чём пословица скажите?
Ответ свой всем нам поясните.
(Дети объясняют смысл пословицы.)
Учитель: В виде чего записана пословица?
Дети: В виде предложения.
Учитель: Что такое предложение?
Дети: Предложение состоит из слов. Оно выражает законченную мысль.
Учитель: Как пишется предложение?
Дети: Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка.
Учитель:
Вы пословицу прочтите,
А потом в тетрадь спишите.
Правила все соблюдайте.
Проверять не забывайте.
Заглавную букву вы почеркните,
Точку в кружок все обведите.
Свою работу вы проверяйте.
Работайте быстро и не зевайте.
Самостоятельная работа учащихся.
Слайд №6. Сказочная полянка и весёлые звери.
Учитель:
Звери пословицу эту узнали,
Ссориться тут же они перестали.
И правда,
Ведь в сказке для всех хватит места:
Она ведь волшебная,
Всем это известно.
Сказочные звери вас благодарят:
Самых хороших и умных ребят!
Слайд №7. Персонажи сказок “Теремок” и “Рукавичка”.
V. Итог урокаУчитель:
А сейчас вы не зевайте,
На вопросы отвечайте.
Что сегодня повторяли?
Что вы нового узнали?
Где играли?
Что писали? (Дети отвечают на вопросы).
Учитель: Кто автор загадок, пословиц и поговорок, которые звучали у нас сегодня на уроке?
Дети: Русский народ придумал загадки, сочинил пословицы и пересказал нам сказки.
VI. Домашнее задание
Учитель:
Сказку “Рукавичка” дома читайте.
Кто автор её, не забывайте.
Пословицу нашу вы повторяйте:
“В тесноте, да не в обиде”.Сказку нашу покидаем,
Не грустим и не рыдаем.
Мы не раз здесь побываем.
Много нового узнаем.
Нашей сказочке КОНЕЦ,
А кто слушал и видел её МОЛОДЕЦ!