Тип урока: открытие нового знания.
Форма урока: виртуальная экскурсия.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер для учителя, презентация “Московский Кремль”, MacBook для учащихся
Цель урока: знакомство с достопримечательностями Московского Кремля и Красной площади.
Планируемые результаты:
- познакомиться с историей возникновения Московского Кремля;
- узнать, что значит Московский Кремль для жителей России;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- прививать любовь к истории страны, к своему Отечеству;
- развивать навыки работы в парах
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель:
Начинаем мы урок,
Должен он пойти вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
И побольше рассуждать.
Учитель: Это моё пожелание вам на сегодняшний урок.
С каким настроением вы начинаете работу?
(Дети показывают смайлики)
Учитель: Отлично. Значит, у нас сегодня всё получится. Скажите, о чём мы говорили на прошлом уроке?
(О Москве и её достопримечательностях)
Учитель: Сегодня мы продолжим своё путешествие, у нас будет возможность открыть для себя неизвестное, овладеть новыми знаниями.
2. Актуализация знаний.
Учитель: С чего начинаем урок? (С повторения)
– Тогда, я предлагаю вам небольшую разминку – блиц опрос.
– Когда в летописи, впервые упоминается Москва? (1147 г.)
– Когда город празднует свой день рождения? Сколько лет исполнится Москве в этом году? (865 лет)
– С именем какого князя, связано первое упоминание о Москве? (Юрий Долгорукий)
– Назовите наиболее распространённую версию о происхождении названия города.
– Чем для каждого россиянина является Москва? (столица)
– Чем для вас является Москва? (родной город)
Игра “Угадай и расскажи о достопримечательности” (Приложение 1)
– Перед вами фотографии (Приложение 2)
– Посмотрите, подумайте и ответьте, что изображено на этих фотографиях? (Я думаю, что это достопримечательности Москвы).
– Можете ли вы, назвать эти достопримечательности? (Нет)
– Почему? (Мы не знаем, что это за здания)
Учитель: Что же мы должны сделать для того, чтобы узнать о них?
Ученики: Нам надо овладеть новыми знаниями.
3. Самоопределение к деятельности. Планирование целей и задач урока.
Учитель: – Что это? (Показывает фото башен Кремля)
Учитель: Подумайте и скажите, о чем мы будем узнавать на уроке, какой будет тема урока.
Ученик: Я думаю, тема нашего урока – “Путешествие по Кремлю”.
Учитель: Верно. Тема нашего урока “Московский Кремль. Достопримечательности Кремля” (Презентация слайд 1).
Учитель: Давайте, попробуем спланировать цель нашего урока.
Ученик: Я думаю, мы отправимся в путешествие по Московскому Кремлю, узнаем его историю, познакомимся с достопримечательностями Кремля.
Учитель: Перед тем, как мы отправимся на экскурсию в Кремль, приглашаю вас на прогулку по городу.
Физминутка: под песню “Я иду, шагаю по Москве” (Приложение 3)
Учитель: Теперь, отдохнувшие мы приступим к открытию нового знания.
4. Открытие нового знания
Учитель: Как вы считаете, всегда ли Москва была такой как сейчас?
Ученик: Нет.
Учитель: 865 лет назад, когда в этих местах впервые оказался Юрий Долгорукий, Москва была маленьким поселением на холме, где россосновый бор. Как мог называться холм? (Боровицкий)
В 1156 году Юрий Долгорукий приказывает возвести сосновые стены на Боровицком холме, так рождается крепость или кремль, но до появления города было ещё далеко. Тогдашняя Москва – это маленькое поселение на окраине большого княжества (слайд 2).
Рассмотрите слайд. Что мы видим? (Перед нами момент строительства первого соснового кремля). Это картина русского живописца Аполлинария Васнецова. – Как выглядел первый Кремль? (Небольшие избы, храм и сосновые стены).
Учитель: Идут годы, и Москва становится центром нового московского княжества.Князь Иван, по прозвищу Калита, что означает кошелёк (он всегда носил кошелёк на поясе, за что и получил прозвище) в 1339 году приказывает возвести дубовые стены, пять башен, выкопать ров, наполнить его водой и насыпать земляные валы вокруг кремля. При нём в Кремле появляется первая площадь. Вокруг неё стояли соборы (храмы). Какое название могла носить площадь, окружённая соборами? Соборная. Давайте с ними познакомимся. Конечно, они были не совсем похожи на нынешние соборы, но сложены были уже из белого камня. (Слайды 3– 4)
Справочный материал. Успенский собор вмещает в себя сотни людей. Он посвящён Богоматери, “славному празднику её Успения”, что значит смерти. В этом соборе короновали всех русских царей, а затем императоров. Архангельский собор посвящен архангелу Михаилу. До конца 17 века в нём хоронили царей и князей, их могилы находятся в земле под полом храма. Благовещенский собор назван в честь благой вести деве Марии, о том, что у неё родится необычный ребёнок – Иисус Христос. Этот собор был домовым храмом царя и его семьи.
Учитель: Самое высокое здание на Соборной площади – колокольня Ивана Великого. Она названа в честь святого. Эту красавицу – бело-золотую звонницу знал каждый. Её высота 80 метров. Когда-то, она была самой высокой постройкой города, да и сейчас остаётся самым высоким строением центра Москвы.
– Подумайте, какую службу могла нести эта колокольня? (Дозорную) – Да, врага можно было заметить заранее и приготовиться к отпору, но был враг, с которым москвичи не могли справиться.
– О чём я говорю? Подумайте, какой у дерева есть страшный враг? (Огонь).
– Дубовый кремль строили на века, а простоял он чуть больше30 лет. Внук Ивана Калиты – князь Дмитрий Донской в 1367 году приказывает возвести каменные стены. Белый камень добывают под Москвой. Рождается белокаменный кремль. С тех пор Москву величают белокаменной (слайд 5).
Новый кремль выстоял сто лет. В 1485 году великий князь Иван Третий приглашает в Москву итальянских мастеров. Под их руководством возводят красные зубчатые стены кремля, башни разной формы (круглые и четырёхугольные), и те соборы, которые мы видим сейчас (слайд 6).
– Откройте рабочие тетради на странице 47. Сосчитайте башни. Сколько их? (20) Зачем они были нужны? (Для дозора)
Учитель: Стены Кремля мощные и крепкие. Их длина составляет 2 км 235 метров, толщина от 3,5 м до 6,5 м; высота от 5м до 19 м. Вдоль стен (изнутри) есть боевые ходы, их ширина от 2 до 4 метров, они закрыты двурогими зубцами, их 1045 штук.Высота зубцов 2– 2,5 метра, толщина 65 – 70 сантиметров. До 18 века над боевыми ходами была деревянная крыша, защищавшая стрельцов от непогоды. Потом она сгорела, и её не стали восстанавливать.
Ученики читают по “цепочке” заранее заготовленный текст о башнях Кремля:
Самая главная башня – Спасская. Это парадные ворота Кремля. Через неё въезжали цари. Сейчас через эту башню могут проехать: президент страны и члены правительства, высокопоставленные иностранные гости. Венчает башню рубиновая звезда, до 1935 года был двуглавый орёл. На этой башне установлены главные часы страны (слайды 7– 8)
Учитель: Как они называются? (Куранты)
Самая высокая башня – Троицкая. Её высота вместе со звездой 80 метров. Пять башен проездных, то есть через них можно было проехать или пройти.
Кутафья башня – самая необычная, отделена от остальных мостом. Она охраняла Троицкий мост, который вёл в Кремль.
Есть Царская башня. Это башня – теремок. По преданию, с неё Иван Грозный наблюдал, что происходит на Красной площади.
Тайницкая башня имела колодец – тайник и потайной ход, который вёл к Москве – реке.
Боровицкая башня стоит на холме, где когда–то рос сосновый бор. Отсюда начался Кремль.
В Кремле есть дворцы (слайд 9). Один из них – Большой Кремлёвский. Он предназначался для царей и императоров. В наши дни здесь проходят важные государственные мероприятия: встречи руководителей других государств, награждение россиян, совершивших подвиги во благо страны.
Резиденция президента страны – дворец, который раньше назывался Сенат.
Государственный Кремлёвский Дворец был построен в середине 20 века. Здесь проходят новогодние ёлки, концерты.
Есть на территории Кремля свои цари (слайд 10).
Учитель: Кто знает, о чём идёт речь? Верно. Это царь – пушка и царь – колокол. За что они получили такие названия? (За свои размеры)
Под стенами Кремля располагается Красная площадь (слайд 11). Почему она так называется? Давайте прочитаем статью учебника на странице 106.
Учитель: Интересная прогулка? Чтобы у вас были прочные знания, что надо сделать? (Закрепить их практической работой).
5. Практическая работа по закреплению полученных знаний.
Давайте станем на время строителями. Предлагаю работу в парах. Возьмите конверты, прочитайте задание и определите критерии оценивания (Приложение 4).
6. Самооценка работы в парах.
Молодцы! с заданием справились хорошо.
7. Рефлексия учебной деятельности.
7. Итог урока.
Учитель: К сожалению, наша виртуальная экскурсия подходит к концу, но мы с вами в сентябре следующего года обязательно пойдем на экскурсию в Кремль. Сейчас я предлагаю вам составить синквейн.
8. Рефлексия.
Синквейн (Приложение 5)- Кремль
- Древний, красивый
- Живёт, работает, встречает.
- Кремль – сердце Москвы.
- Старина.
9. Итог урока.
– Чему был посвящён урок? (Путешествию по Московскому Кремлю)
– Что нового узнали?
– Были трудности?
– Как их преодолеть?
Учитель: Мы начали урок с разговора о настроении. Какое сейчас у вас настроение? Вы довольны своей работой?
– Спасибо вам за работу.
10. Домашнее задание:
Учебник стр.102–108, рабочая тетрадь стр. 47, творческое задание – подготовить небольшую экскурсию по Кремлю с маленькой презентацией.